СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики "Действия тока"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для проведения урока физики "Действия тока" 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Действия тока»

Действия электрического тока.

С какой бы скоростью ни двигались электроны в металле, мы не можем увидеть их воочию – они слишком малы. Судить о наличии в проводнике тока, мы можем лишь по производимому им действию. Действие электрического тока может быть очень разнообразным. Тепловое действие тока проявляется в нагревании проводника. В домашних условиях это действие широко используется в электронагревательных приборах: чайниках, обогревателях, фенах, кухонных плитах. При создании таких приборов основная задача сводится к тому, чтобы тепловое действие проявилось максимально.

В лампах накаливания электрический ток нагревает проволоку из вольфрама до белого каления, так, что она излучает свет. Впрочем, при этом 95 % электроэнергии превращается в тепловую и только 5 % превращается в световую энергию.

В промышленности тепловое действие тока используют для выплавки специальных сортов стали, для электросварки. В сельском хозяйстве с помощью электрического тока обогревают теплицы, инкубаторы, сушат зерно.

Ток обладает также и магнитным действием. Причём магнитное действие тока проявляется всегда и в любых проводниках, это основное действие тока.

Человек очень активно использует магнитные свойства тока. Для использования магнитного действия тока сооружают катушки – спиральные обмотки из изолированных проводов и пропускают по ним ток. Таким образом, создают электромагниты. Электромагнит – одна из основных деталей многих технических приборов. Электромагнитный подъёмный кран переносит железный лом. Этот кран поднимает железные предметы и тогда, когда они находятся в деревянных ящиках, т.к. магнитные силы действуют через различные немагнитные материалы. Электромагнитный кран способен поднять сплошные стальные плиты весом до 16 тонн.

Магнитные сепараторы применяют в сельском хозяйстве для отделения семян клевера, люцерны, люцерны от семян сорняков. Если засыпать загрязнённые сорняками семена мелкими железными опилками, на семенах сорняков скопится их большое количество, в то время, как гладкие семена злаков останутся чистыми. Теперь можно с лёгкостью очистить зерно от сорняков в устройстве типа магнитного сепаратора.

 Электролиз (химическое действие тока) получил широкое применение в различных отраслях промышленности. Впервые он был использован для гальванопла­стики, представляющей собой получение копий с рельефов. С этой целью гипсовый оттиск (негатив) со снимаемого рельефа покрыва­ют слоем графита и погружают в раствор соли металла, который осаждается на оттиске, как на катоде. После удаления гипса полу­чается металлическая копия рельефа.

С помощью электролиза наносят относительно тонкие покрытия одних металлов на другие (гальваностегия). Гальваностегия ис­пользуется для придания изделиям декоративного вида и для защи­ты от коррозии. Таким способом производят золочение, серебрение, никелирование и т. д.

Электролиз служит также для очистки (рафинирования) метал­лов, например меди. Пластины литой меди, полученной путем обжига руды, опускают в качестве анодов в ванны, содержащие раствор медного купороса, подкисленный серной кислотой для по­вышения проводимости электролита. Катодами в этих ваннах явля­ются тонкие медные кисти, на которых отлагается электролитиче­ская медь, а примеси осаждаются на дно ванны.

Весьма распространен электролитический способ получения едких щелочей натрия, калия и хлора, а также кислорода и водоро­да путем разложения воды, подкисленной серной кислотой.


Просмотр содержимого документа
«Тест первичное закрепление»

ТЕСТ

I вариант

1. Электрический ток – это…

а) упорядоченное движение частиц,

б) упорядоченное движение свободных электронов,

в) упорядоченное движение заряженных частиц,

г) движение заряженных частиц.


2. Какое действие тока всегда наблюдается в твердых, жидких и газообразных проводниках?

а) тепловое, б) химическое,

в) магнитное, г) биологическое.


3. В каком из перечисленных случаев используется химическое действие тока?

а) нагревание воды электрическим током,

б) хромирование деталей,

в) рефлекторное сокращение мышц,

г) свечение электрической лампы.


4. Какое действие тока используют в устройстве пылесоса?

а) химическое, б) магнитное, в) биологическое, г) тепловое.



5. В устройстве какого бытового прибора используется тепловое действие тока?


а) телевизор, б) тостер, в) пылесос, г)вентилятор.

















ТЕСТ

II вариант

1.Электрический ток в металлах – это…

а) упорядоченное движение частиц,

б) упорядоченное движение свободных электронов,

в) упорядоченное движение заряженных частиц,

г) движение заряженных частиц.


2.Как называется действие тока, которое может вызвать сильные конвульсии и кровотечения из носа?

а) тепловое, б) химическое,

в) магнитное, г) биологическое.


3. В каком из перечисленных случаев используется биологическое действие тока?

а) нагревание воды электрическим током,

б) хромирование деталей,

в) рефлекторное сокращение мышц,

г) свечение электрической лампы.


4. Какое действие тока используют в устройстве гальванометра?

а) химическое, б) магнитное,

в) биологическое, г) тепловое.


5. В устройстве какого бытового прибора используют одновременно

тепловое и магнитное действие тока?

а) телевизор, б) фен,

в) пылесос, г) электрическая лампа.




Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Структура урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

1. Организацион-ный момент.


2.Вводно- мотивационный

10 мин






Включить учащихся в учебную деятельность



Приветствие учащихся




Организует познавательную деятельность учащихся: предлагает составить кластер по теме «Электрический ток».

Организует коллективную работу по систематизации материала и проверке составленного кластера.




Отвечают на приветствие учителя



Психологическая готов­ность и эмоциональная настроенность учащихся на работу.

Обучающиеся самостоятельно систематизируют имеющиеся знания по теме, затем отвечают на предложенные вопросы вслух и озвучивают ответ с места.






(П) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

слушают и понимают физический смысл речи учащихся класса и учителя, систематизация знаний.

2. Постановка цели и задач урока


Актуализировать учебное содержание. Организовать познавательную деятельность учащихся.

Учитель предлагает учащимся собрать электрическую цепь из имеющихся электроприборов и проверить наличие электрического тока в цепи.

Как вы узнаете, что электрический ток течет по проводам?

Как определить исправна ли электрическая плитка?

Постановка проблемного вопроса.

Выяснение темы урока, формулировка его цели.







Учащиеся формулируют ответы на вопросы ,на экспериментальную проблему поставленную учителем.



Учащиеся выдвигают предположения о теме урока «Действия электрического тока.»


(Р) - развитие мотивов и интересов познавательной деятельности.

(П) - построение цепи рассуждений и речевого высказывания.


3. Введение новых знаний

Принятие учебной задачи

Действием электрического тока называют те явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи. По этим действиям судят об электрическом токе, так как нельзя непосредственно наблюдать за движением заряженных частиц в проводнике. Некоторые действия тока вам известны из повседневной жизни. 

Весь класс делится на группы. Каждая группа получает экспериментальное задание. Выполняет задание и отчитывается перед классом.

1) Группа наблюдает тепловое действие электрического тока. Для выполнения работы используют резистор, ключ, источник тока , соединительные провода и термометр.

2) Группа наблюдает магнитное действие электрического тока. Для выполнения работы используют катушку с током и магнитную стрелку.


3)Весь класс наблюдает химическое действие электрического тока. Для выполнения работы используют сосуд с раствором медного купороса , два угольных стержня, лампочка на стойке, ключ, соединительные провода.


(учитель химии)

4) Работа с научным текстом.

самостоятельно познакомиться с механическим действием тока и областями применения данного действия.



Учащиеся выполняют экспериментальные задания, работая в группах, делают выводы, отличая факт от гипотезы. Приводят примеры практического применения данного действия тока. В результате совместной работы класса и учителя; предлагают разнообразные способов решения познавательных задач (анализ, синтез, обобщение в выводах); используют знаково-символьную информацию; оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других.
















Самостоятельно изучают научный текст, отвечают на поставленные вопросы и заносят информацию в таблицу.


(П) - понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.

(Р) - учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; учатся работать с приборами.

(К) - адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.


4.Первичное закрепление нового знания

Тест

Организует работу с тестом

Обучающиеся отвечают индивидуально на предложенные вопросы. Затем осуществляют взаимопроверку.









(Р)- осуществление прогнозирования, самоконтроля, коррекции действий;

(К)- владение монологической и диалогической речью;

-планирование сотрудничества со сверстниками;

-становление причинно-следственных связей.

5.Рефлексия


Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. Оценить собственную деятельность на уроке. Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности


Оценить собственную деятельность на уроке, продолжив фразу.

1.Проверяют листы с заданиями. Ставят оценки.

2. Проводят самоанализ работы на уроке .


(Р) - самоконтроль; оценивание качества и уровня усвоения; коррекция

Домашнее задание


Обсудить и записать домашнее задание

Домашнее задание: § 35, упр.14

Творческое задание 

рассмотреть применение электроприборов в парикмахерской, указать название и действие тока.


Ученики записывают домашнее задание в дневники





Просмотр содержимого документа
«Фамилия 2»

Фамилия, имя______________________________________________________________

1. Практическое задание

Собрать электрическую цепь, состоящую из источника тока, катушки, ключа, соединительных проводов. Поднести к катушке компас (магнитную стрелку), описать результаты наблюдений.

2. Составить кластер «Электрический ток»



























3.Прочитать предложенный текст, заполнить таблицу.

Действие тока

Практическое применение















































































4. Выполнить предложенный тест

Номер варианта:

Ответы:

1-

2-

3-

4-

5-

Отметка_________________



5. Рефлексия

Продолжите фразу:

  • сегодня я узнал...



  • было трудно…



  • я понял, что…



  • я научился…



  • было интересно узнать, что…



  • меня удивило…



Просмотр содержимого документа
«Фамилия1»

Фамилия, имя______________________________________________________________

1. Практическое задание

Собрать электрическую цепь, состоящую из источника тока, резистора, ключа, соединительных проводов. Проверить, есть ли ток в электрической цепи.

2. Составить кластер «Электрический ток»



























3.Прочитать предложенный текст, заполнить таблицу.

Действие тока

Практическое применение















































































4. Выполнить предложенный тест

Номер варианта:

Ответы:

1-

2-

3-

4-

5-

Отметка_________________



5. Рефлексия

Продолжите фразу:

  • сегодня я узнал...



  • было трудно…



  • я понял, что…



  • я научился…



  • было интересно узнать, что…



  • меня удивило…



Просмотр содержимого презентации
«презентация»

«Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта» Кант Иммануил немецкий философ, 1724 - 1804 г.г .

«Без сомнения,

всё наше знание

начинается

с опыта»

Кант Иммануил

немецкий философ,

1724 - 1804 г.г .

Действия электрического тока

Действия электрического тока

Действия электрического тока – это явления, которые  наблюдаются при наличии  электрического тока в цепи.

Действия электрического тока

это явления, которые

наблюдаются при наличии

электрического тока в цепи.

Тепловое действие тока Электротермос Лечение током

Тепловое действие тока

Электротермос

Лечение током

Магнитное действие тока Магнитный сепаратор зерна Магнитный кран Электромагниты

Магнитное действие тока

Магнитный сепаратор зерна

Магнитный кран

Электромагниты

Вариант 1 Вариант 2  1.В 1.Б  2.В 2.Г  3.Б 3.В  4.Б 4.Б  5.Б 5.Б

Вариант 1 Вариант 2

1.В 1.Б

2.В 2.Г

3.Б 3.В

4.Б 4.Б

5.Б 5.Б

Домашнее задание: Параграф 35, упр.14

Домашнее задание:

Параграф 35, упр.14