СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 7 классе "Три состояния вещества"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: рассмотреть физические особенности отдельных агрегатных состояний вещества.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 7 классе "Три состояния вещества"»


Урок физики

7 класс

ТЕМА: Три состояния вещества

Цель: рассмотреть физические особенности отдельных агрегатных состояний вещества.

Задачи:

  1. Образовательные:

    • Учить объяснять свойства твердых тел, жидкостей и газов на основе знания молекулярного строения вещества.

  1. Воспитательные:

    • Воспитывать ответственность, честность и самостоятельность в учебной деятельности.

  1. Развивающие:

    • Развивать умение наблюдать, сравнивать явления и объекты.

    • Учить строить умозаключения по результатам опытов и наблюдений.

  2. Коррекционные:

  • Работать над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных ощущений.

  • Обогащать чувственный опыт учащихся

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, наглядно-практические, коррекционные.

Формы и приемы работы: физический диктант, самоконтроль, работа с опорным конспектом, работа в парах, моделирование, проведение опытов и наблюдений.

Оборудование и материалы для демонстрации опытов: колба с небольшим количеством воды, укрепленная в штативе, кусочки льда в термосе, сухое горючее, воздушный шарик, готовые модели кристаллических решеток твердых тел.

Оборудование и материалы для практической работы учащихся: стаканы с водой и пустые пузырьки различной формы, шприцы, шарики из пластилина, салфетки (для вытирания рук), железные гвозди, деревянные бруски.

ПЛАН УРОКА


t

Этапы урока

Содержание урока

Методические особенности

2

мин

1.

Орг. момент

1. Приветствие.



2. Сообщение темы и цели урока.

На доске: дата, тема урока.

Коррекция положительного психологического и эмоционального настроя учащихся.

Учащиеся записывают в опорном конспекте. (Приложение 2)

8

мин

2.

Актуализация опорных знаний.

1. Физический диктант.





2. Самоконтроль

Учащимся предлагается ряд утверждений (таблица 1), ученики записывают в соответствующей колонке «да», если считают утверждение верным, или «нет», если считают его неверным.

Учитель читает задание и даёт правильный ответ, учащиеся отмечают значком «плюс» правильные ответы и значком «минус» – неправильные.

Неверные утверждения обсуждаются: «А как правильно?»

Воспитание ответственности, честности, самостоятельности в учебной деятельности.

12

мин

3.

Изучение нового материала.


Фонограмма «Шум воды»



1.Три состояния вещества





2. Объяснение свойств твердых тел, жидкостей и газов на основе МКТ

Учащиеся должны узнать звуки воды.

Сообщение о значении воды в жизни и здоровье человека. (Приложение 1)

- Объяснение учителя на примере воды.

- Демонстрация твердого, жидкого и газообразного состояния воды.

Обогащение чувственного опыта – осязания, зрительного восприятия.

- Изучение свойств твердых тел, жидкостей и газов с помощью опытов и наблюдений.

(фронтально и индивидуально)

Совершенствование полноты зрительных, слуховых, моторных ощущений.

Развитие навыков и умений строить умозаключение по результатам опытов и наблюдений.

3

мин

4.

Физкультурная пауза

Гимнастика для глаз, кистей рук, мышц спины.


Выполняется комплекс офтальмологической и моторной гимнастики под руководством учителя с предметной направленностью.

10

мин

5.

Практическая работа

Моделирование молекул воды и их пространственного расположения в разных агрегатных состояниях.


- Рассмотрение рисунка «Расположение молекул в трех разных состояниях воды» и воспроизведение рисунка в рельефном исполнении.

Развитие мелкой моторики

Закрепление полученных знаний.

6

мин

6.

Первичное закрепление материала

Решение качественных задач.


Учащиеся применяют полученные знания для объяснения предлагаемых явлений.

Развитие словесно-логической памяти.

2

мин

7.

Домашнее задание.

§11-12;

задание 3 (экспериментальное)


Учащиеся записывают в дневник.

Учитель комментирует.

2

мин

8.

Итог урока

Выполнена ли задача урока?

Отвечают на вопрос.

Развитие самооценки, рефлексия.

Учитель выставляет оценки за урок.

Конспект урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы будем работать над составлением опорного конспекта (Приложение 2). Он перед вами. Будьте внимательны и собраны. Подпишите его, поставьте дату.

На уроке мы будем изучать новый материал. Тема урока «Три состояния вещества». Наша с вами задача (прочитайте в опорном конспекте) – познакомиться со свойствами вещества в разных состояниях и учиться объяснять свойства на основе знания о строении вещества.

2. Актуализация опорных знаний

Физический диктант.

Первое задание «Физический диктант». Вам предлагается ряд утверждений, вы должны записывать в колонке «Ответ» под соответствующим номером «да», если считаете утверждение верным, или «нет», если считаете его неверным.

Утверждение

Ответ

Проверка

1

Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом.

Нет


2

Молекулы состоят из атомов.

Да


3

Объём тела при нагревании увеличивается, так как каждая молекула становится больше по размеру.

Нет


4

Молекулы быстрее движутся в холодной воде, чем в горячей.

Нет


5

Молекулы воды точно такие же, как молекулы льда.

Да


Самоконтроль.

Предлагаю ученикам проверить правильность ответов, читаю задание, и даю правильный ответ (да или нет). Учащиеся отмечают в колонке «Проверка» значком «плюс» правильные ответы и значком «минус» – неправильные.

Неверные утверждения обсуждаются: «А как правильно?»

(Учащиеся дают ответы)

3. Изучение нового материала

Три состояния вещества.

Включаю фонограмму: «Шум воды».

Учащимся предлагаю узнать, что это за звуки. (Коррекция слухового восприятия и памяти)

– Да, именно, на примере воды мы будем изучать новый материал. Вода играет огромную роль в жизни человека, в его здоровье. (Сообщение о значении воды в жизни человека. Приложение 1)

В природе вещества могут находиться в трех состояниях: в твердом, жидком и газообразном. Например: вода в твердом состоянии – лёд; в жидком – вода; в газообразном – водяной пар. (На доску последовательно вывешиваются слова «лёд», «вода», «водяной пар»)

Из термоса достаю кусочки льда и раздаю детям в руки.

Сначала спрашиваю, что они ощущают. (лёд холодный, скользкий, прозрачный, тает в руках, пальцы немеют, лёд твердый) (Обогащение чувственного опыта – осязания)

Предлагаю помесить лед в сосуд.

– Воду мы можем наблюдать одновременно в трех состояниях.

Демонстрация: в сосуд с небольшим количеством воды поместим кусочек льда, закроем пробкой с трубкой, опущенной в большой сосуд с водой, и будем нагревать. Через некоторое время лёд растает, превратится в воду, над поверхностью воды образуется водяной пар, он не видим, без цвета и запаха. Если же продолжать нагревать воду, то она закипит и начнет превращаться в пар особенно быстро.

Приглашаю детей подойти к демонстрационному столу. (коррекционный прием)

– Что наблюдаем в большом сосуде? – Наблюдаем пузырьки воздуха и пара, выходящие из трубки в большом сосуде.

Ученики садятся на места. Урок продолжается.

– Не только вода может быть в трех состояниях. Все вещества могут находиться в трех состояниях, в зависимости от температуры. Например: ртуть замерзает при температуре –39оС, кислород при температуре –193оС становится жидким, а при температуре –219оС становится твердым, железо становится жидким, если его нагреть до температуры 1539оС.

– Посмотрите на ваш кусочек льда. Что с ним происходит?

(за это время кусочек льда уменьшился в размерах, в сосуде появилась вода, а над водой есть водяной пар, только он не видим)

– Итак, вещество может находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.

Обратить внимание на таблицу в опорном конспекте. Сообщить учащимся, что в течение урока мы частично заполним ее

– В чем причина такого различия? (выслушать возможные ответы учащихся)

– Давайте рассмотрим, как расположены и движутся молекулы при различных состояниях вещества.

Твердые тела

– Большинство окружающих нас тел состоят из твердых веществ. Форму твердого тела можно изменить, но для этого надо приложить определенное усилие.

Опыт 1: Железный гвоздь. Попробуйте его согнуть. Деревянный брусок. Попробуйте его сжать или растянуть.

Вопрос: Что можно сказать о способности твердого тела сохранять форму и объём? (выслушать ответы учащихся)

Вывод: Твердое тело имеет собственную форму и объём. (записать в таблицу в строку «Свойства» под мою диктовку)

– Это объясняется тем, что твердые тела состоят из кристаллических решеток, в которых упорядоченно расположены молекулы, расстояние между молекулами очень мало (сравнимо с размерами молекул). Так как сила взаимодействия между молекулами очень большая, то молекулы ограничены в собственном движении, и их положение очень трудно изменить. Именно поэтому твердые тела сохраняют форму и объём.

Демонстрация: Кристаллическая решетка.

Жидкости

В отличие от твердых тел жидкости легко меняют свою форму. Они принимают форму сосуда, в котором находятся.

Опыт 2: Вода. Перелейте воду из стакана в пустую колбу и обратно.

Но, изменяя форму, жидкость сохраняет свой объём. Жидкость очень трудно сжать.

Опыт 3: Наберите в шприц немного воды (2-3 кубика), крепко закройте отверстие пальцем и нажмите на поршень. Будьте аккуратны при выполнении этого задания. Ну, как, объём не меняется, не правда ли?

Вопрос: Что можно сказать о способности жидкости сохранять форму и объём? (выслушать ответы учащихся)

Вывод: Жидкости легко меняют форму, но сохраняют объём (учащиеся должны самостоятельно записать в таблицу)

– Молекулы жидкости также находятся друг от друга на малом расстоянии (меньше чем диаметр молекулы). Между молекулами существуют силы притяжения, поэтому они не расходятся на большие расстояния и жидкость в обычных условиях сохраняет свой объём. Однако, притяжение между молекулами не так велико, как в твердых телах, и они могут скачками менять свое положение. Этим объясняется текучесть жидкости и то, что она не сохраняет форму и принимает форму сосуда.

Газы

Газы в отличие от жидкостей легко изменяют свой объём.

Демонстрация: Если взять в руки воздушный шарик, слегка сжать его, тем самым в нем легко меняется и объём газа, и его форма. Как и жидкость, газ принимает форму сосуда.

Опыт 4: Убедитесь в этом. Возьмите шприц. Закройте отверстие пальцем, и двигайте поршень.

Вопрос: Легко ли изменяется объём воздуха в шприце? А как это было с жидкостью?

– Газ, помещенный в закрытый сосуд, занимает весь его целиком, а предоставленный самому себе способен расширяться в пустоту. Нельзя наполнить газом половину сосуда.

Делаем вывод: Газ не имеет собственной формы и постоянного объёма. Занимает весь предоставленный ему объём. (учащиеся самостоятельно записывают в таблицу)

– Объясняется это тем, что в газах расстояние между молекулами много больше их размеров, поэтому они взаимодействуют между собой очень слабо, поэтому газ не имеет своей формы. Движутся молекулы газа быстро и беспорядочно, могут удаляться друг от друга на большие расстояния, поэтому газ не имеет постоянного объёма и занимает весь предоставленный ему объём.

Итак, подведем итог: различия в свойствах твердых тел, жидкостей и газов объясняются различием в расположении, взаимодействии и характере движения молекул.

Рассмотрение рисунков в таблице 2 «Молекулярное строение вещества в трех разных состояниях»

4. Физкультурная пауза.

Сделаем небольшую паузу в работе.

  1. Офтальмологическая гимнастика (используется офтальмотренажер).

  2. Моторика кистей рук: упражнения «цветок», «брызги», «пианино».

  3. Разминка мышц спины. Выполняются стоя наклоны вправо-влево. Вопрос учащимся: если представить, что вы молекулы то, какое состояние вещества вы сейчас напоминаете? (твердое) (предметная направленность)

5. Практическая работа

Откройте учебник на стр.29. Рассмотрите рис.31. «Расположение молекул в трех разных состояниях воды». На уроке Моторики вы приготовили шарики из пластилина двух цветов. Сейчас мы будем лепить из них модели молекул воды.

Показать, оказать помощь незрячим детям.

Готовые модели выкладываем на лист бумаги.

Сначала на достаточно большом расстоянии друг от друга.

– Какое это состояние воды напоминает? (газообразное, водяной пар)

Расположите молекулы близко друг к другу, но чтобы между ними были маленькие промежутки.

– Какое это состояние воды напоминает? (жидкое)

– Посмотрите еще раз на рисунок в учебнике и расставьте молекулы так, как у твердого состояния воды – льда. Вот так упорядоченно и симметрично они располагаются в кристалликах льда – снежинках. Поэтому у них такая красивая правильная форма.

– Могут ли молекулы твердого тела менять свое положение в пространстве? (Нет)

6. Закрепление.

Решение качественных задач: (развитие словесно-логической памяти, мышления)

  1. Чем можно объяснить, что газы сжимаются больше, чем жидкости?

  2. Может ли быть в газообразном состоянии железо?

  3. Кусок олова нагрели, и оно перешло в жидкое состояние. Как при этом менялось движение и расположение частиц относительно друг друга?

7. Домашнее задание

  1. §11-12 (прочитать, уметь отвечать на вопросы).

  2. Задание 3 эксперимент (выполнить, уметь объяснять результаты эксперимента).

Обсуждается с учащимися.

8. Итог урока

– А теперь, ещё раз прочитайте задачу урока. Выполнена ли она? (развитие самооценки, рефлексия)

(Выслушать ответы учащихся, выставить оценки.)


Приложение 1

Значение воды в жизни человека


Вода - важнейшая составляющая среды нашего обитания. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни. Насколько важна вода свидетельствует тот факт, что ее содержание в различных органах составляет 70 - 90%.

Она переносит отходы нашего тела, доставляет смазку к суставам, стабилизирует нашу температуру и является жизненной основой клетки.

Вода необходима для поддержания всех обменных процессов, она принимает участие в усвоении питательных веществ клетками.

Потребление чистой воды обеспечивает нормальную работу внутренних органов. Она сохраняет гибкость Вашего тела, смазывает Ваши суставы и помогает проникновению питательных веществ.

Вода является теплоносителем и терморегулятором. Она поглощает излишки тепла и удаляет его, испаряясь сквозь кожу и дыхательные пути. Вода увлажняет слизистые оболочки и глазное яблоко. В жару и при физических упражнениях происходит интенсивное испарение воды с поверхности тела. Потребление прохладной чистой воды, которая всасывается в кровь из желудка, обеспечивает своевременное охлаждение Вашего организма, предохраняя от перегрева.

Взрослый человек в состоянии прожить без пищи больше месяца, без воды же несколько дней. Обезвоживание организма на 10% приводит к физической и психической недееспособности. Потеря 20% воды приводит к смерти. В течение суток от 3 до 6% воды, содержащейся в организме, подвергается обмену. Половина воды, содержащейся в организме, обменивается в течение 10 дней. Суточная потребность взрослого человека составляет около 2.5 л.

Чистая питьевая вода также повышает защиту организма от стресса. Она разжижает кровь, борется с усталостью, помогает сердечно-сосудистой системе, борется со стрессом. Здоровый образ жизни основан на правильном питании, активности и потреблении чистой воды.

Приложение 2

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Ф.И. учащегося ______________________ Дата ___________

ТЕМА УРОКА: ТРИ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА

Задача урока: познакомиться со свойствами вещества в разных состояниях и учиться объяснять свойства на основе знания о строении вещества.


Таблица 1. «Физический диктант»

Утверждение

Ответ

Проверка


1

Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом.





2



Молекулы состоят из атомов.





3

Объём тела при нагревании увеличивается, так как каждая молекула становится больше по размеру.




4

Молекулы быстрее движутся в холодной воде, чем в горячей.





5

Молекулы воды точно такие же, как молекулы льда.











Таблица 2: «ТРИ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА»

Состояние вещества

Твердое

Жидкое

Газообразное


Свойства тел







Молекулярное строение






Характер движения и взаимодействия молекул






Примеры веществ

(при комнатной температуре)






Впишите в таблицу примеры: вода, сахар, воздух, олово, спирт, лед, кислород, алюминий, молоко, азот.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!