Тема: Астрономия – наука о небесных телах. Научные методы изучения природы.
Цели урока: познакомиться с научными методами изучения природы.
Задачи урока:
Образовательная
- Знать понятия астрономия, галактика, солнечная система.
- Уметь отличать физические законы от гипотез.
Развивающая
- Развивать память, речь и логическое мышление.
Воспитывающая
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность.
Тип урока: комбинированный.
Орг. момент (2-3 мин)
Фронтальный опрос домашнего задания (10-12 мин)
Объяснение новой темы (18-20 мин)
Закрепление новой темы ( 3-5 мин)
Домашнее задание (2-3 мин)
Итоги урока (1-2 мин)
Ход урока.
Орг. момент.
-
Какие объекты входят в понятие называемое природой? (люди, животные, растения, Земля, Луна, Солнце, далекие звезды).
Что называют природными явлениями? (Многообразные изменения, происходящие в природе, называют природными явлениями.)
Какие природные явления относятся к физическим? ( механические, тепловые, электромагнитные, световые явления, строение вещества.)
Что означает слово физика? (природа)
Какова цель физики? (открытие законов, обосновывающих различные физические явления, происходящие в природе.)
Как открываются физические законы? (в процессе познания связей между явлениями природы )
Что называется материей? (материей называется то, что имеется во вселенной)
Что называется телом? (предмет определенной формы, который занимает в пространстве конкретный объем).
Что называется веществом? (вид материи, который характеризует качественную сущность тела).
Астрономия – греческое слово, астро означает звезда, а номос – закон.
Она изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе. Астрономия как и физика, древняя наука о природе. Ее развитие было вызвано жизненной необходимостью. У древних людей в те времена отсутствовали приборы и средства для определения времени и направления. Поэтому, чтобы проложить курс корабля в открытом море, определить продолжительность года, время наступления сезона или время суток, люди вели постоянные наблюдения за небесными телами.
Древние сооружения, предназначенные для наблюдения за движением небесных тел - своеобразные обсерватории - встречаются повсюду в Европе, Азии, Америке, Африке. Есть они и на территории Казахстана.
Астрономия изучает явления, происходящие в телах или в системе тел, находящихся в космическом пространстве. К астрономическим телам относятся звезды (одна из них - Солнце), планеты (Земля), спутники планет (например, Луна - спутник Земли), а также кометы и метеориты.
К астрономическим явлениям относятся движение тел в космическом пространстве, а также различные процессы, протекающие в этих телах, тесно связанные с физическими, химическими, биологическими, геологическими и другими явлениями.
Системы звезд и их созвездия составляют галактику (рис. 1,2). Часть бесконечной Вселенной, где рис. 1
мы живем, называют нашей Галактикой.
В ней имеется более 150 миллиардов звезд. Солнце - самая близкая к нам звезда. Лучи Солнца, распространяющиеся со скоростью 300 000 км и секунду, достигают Земли за 8 минут, а от одной стороны нашей Галактики до другой свет проходит с той же скоростью за сто миллионов лет.
Земля - одна из девяти планет, которые вращаются вокруг Солнца. Луна вращается вокруг Земли. рис. 2
У других планет тоже имеются свои спутники. Все они входят в Солнечную систему.
Звезды в галактиках расположены, как пылинки вихря, по спирали (рис. 2). Млечный путь - Одна из ветвей такой спирали, в которой сконцентрированы звезды нашей Галактики. Все галактики развиваются в движении, изменяются, звезды гаснут и снова возрождаются.
Многие открытия физики непосредственно связаны с исследованиями астрономов. Например, газ гелий первоначально был обнаружен на Солнце с помощью научного физического метода, называемого спектральным анализом. Поскольку впервые этот газ был найден в составе атмосферы Солнца, его назвали гелием (в переводе с греческого гелиос - Солнце). Позже его нашли в составе воздуха Земли. Раздел астрономии, изучающий физические явления во Вселенной, называется астрофизикой.
После того как Ю. А. Гагарин 12 апреля 1961 года совершил первый полет в космос, стал быстро развиваться новый раз дел астрономии - космонавтика. Космонавтика изучает движение искусственно созданных аппаратов в космическом пространстве.
Среди способов изучения природы следует выделить три наиболее распространенных научных метода: наблюдение, эксперимент и теоретические исследования.
Наблюдения в основном используются для сбора научных фактов. На основе сопоставления и систематизации накопленных фактов устанавливаются определенные закономерности. Например, в процессе наблюдения за положением небесных тел были открыты закономерности их движения.
Сравнивая новые сведения с известными ранее, ищут ответ на вопрос: имеются ли между ними причинно-следственные связи!
Определение сущности явления требует от исследователя обширности его знаний и мышления, смелости, способности предвидеть и предугадывать. Такие свойства человека позволяют ему выдвигать научную гипотезу, являющуюся предположительным ответом на решаемую проблему.
Научно обоснованное предположение называется гипотезой. В истории наук были как неудачные, так и удачные научные гипотезы, способствовавшие расцвету цивилизации. В качестве примера можно привести две гипотезы о происхождении молнии.
Верную гипотезу о возникновении молнии выдвинул знаменитый американский ученый В. Франклин (1706-1790). Согласно ей, молния является очень мощной электрической искрой (рис. 3), рис. 3
наблюдаемой между разноименно заряженными облаками или облаком и Землей. Искру-молнию можно наблюдать и в лабораторных условиях между разноименно заряженными телами.
Правильность своей гипотезы Франклин проверил, запустив воздушного змея в пасмурный день в небо. К концу шелковой нити, привязанной к змею, он повесил тяжелый железный ключ. Приблизив затем палец к этому железному ключу, Франклин потерял сознание от действия сильной электрической искры. Так на опыте он подтвердил правильность своего предположения о том, что «молния - это электрическая искра».
Раскрыв тайну молний, В. Франклин начал поиск способа защиты от нее и придумал громоотвод.
При выполнении сложного опыта, отчасти похожего на опыт В. Франклина, в 1758 году от удара шаровой молнии погиб российский ученый Г. В. Рихман, близкий друг М. В. Ломоносова.
Таким образом, выдвижение гипотезы — не есть научное открытие. Правильность любой гипотезы доказывает только практический опыт или эксперимент.
В познании природы, в проведении научных экспериментов людям помогают различные специально созданные приборы. Некоторые физические приборы весьма просты. К ним можно отнести линейку, вертикальные и горизонтальные уровни, весы. Такие приборы, как термометр, секундомер, различные источники тока (батареи, аккумуляторы), находят широкое применение и в быту, и при проведении экспериментов.
Вместе с тем, имеются и сложные приборы, необходимые для развития науки и техники. К ним относятся гигантские ускорители, с помощью которых можно довести скорость движения элементарных частиц (например, электронов) до больших значений, близких к скорости света. Первый ускоритель, предназначенный для физических экспериментов, был построен в г. Дубна под Москвой в 1957 году. Его диаметр составлял 72 м, а диаметр ускорителя, построенного позже в г. Серпухове, составил уже 6 км.
Для астрономических наблюдений также используются различные приборы и установки. Основной из них - телескоп. На рисунке 4 представлены в относительном масштабе часть Солнечного диска и девять его планет со спутниками в виде темных и светлых точек. Рис.4
1. Что означает слово астрономия?
2. Что изучает астрономия?
3. Какие научные методы изучения природы наиболее распространены?
4. Что такое гипотеза?
5. Какие физические и астрономические приборы, кроме приведенных в учебнике вы знаете?
Домашнее задание §4,7.
Итоги урока.