Технологическая карта урока
Предмет: Физика
Класс: 8
УМК: А.В. Перышкин
Тема урока: Анализ контрольной работы. Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.
Тип урока: Открытие нового знания
Цель урока: Формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов
Формирование УУД:
Личностные: Выполнять опыты по электризации тел и взаимодействию заряженных тел.
Познавательные: Выбирать знаково-символические средства для построения модели. Выделять обобщенный смысл наблюдаемых явлений притяжения и отталкивания заряженных тел.
Регулятивные: Принимать и сохранять познавательную цель, четко выполнять требования познавательной задачи
Коммуникативные: Строить понятные для партнера высказывания. Обосновывать и доказывать свою точку зрения. Планировать общие способы работы
Основные понятия: электризация, виды зарядов, взаимодействие зарядов.
Оборудование: набор по электростатике, полиэтилен, листочки бумаги, конфетти, перышки, попкорн, воздушный шарик.
Демонстрации. Электризация трением, соприкосновением, ударом. Взаимодействие заряженных тел.
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
История, химия, технология | Фронтальная, парная, индивидуальная | Учебник, лабораторное и демонстрационное физическое оборудование |
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Организационный момент | Включение учащихся в учебную деятельность | Приветствует учащихся, сообщает структуру урока | Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока» Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
Анализ контрольной работы | Актуализация знаний, фиксирование индивидуальных затруднений | Организует фронтальное повторение понятий. Напоминает учащимся задания контрольной работы. | Отвечают на вопросы учителя | Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: анализируя предлагаемые задания, сравнивают своё решение с общим Регулятивные: формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Коммуникативные: слушают и понимают речь других, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью в устной и письменной форме |
Формулирование проблемы: тема и цель урока | Обсуждение необходимости введения нового знания | Выводит на формулировку темы и целей урока | Проводят эксперимент «волшебная палочка. Отвечают на проблемные вопросы. Наблюдают и анализируют увиденное, выдвигают гипотезы. | Познавательные: анализируя опыты и, отвечая на вопросы, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие, формулируют тему, цель, Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение |
Открытие нового знания | Знакомство и фиксирование определений | Приводит исторические факты, связанные с электризацией Объясняет, что значит «тело наэлектризовано» Координирует деятельность учащихся при проведении эксперимента. | Работают в парах. Выполняют опыты. Предлагают варианты объяснений результатов. Через совместный поиск выходят на обнаружение двух видов заряда, определяют закономерности из взаимодействия | Личностные: выбор уровня задания, анализ своих способностей. Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность Коммуникативные: при диалоге с учителем, друг с другом формирование умения объяснять свой выбор, свои рассуждения. |
Первичное применение нового знания | Формирование навыка применения | Координирует деятельность учащихся при решении задач. | Учатся применять знания в процессе парной и индивидуальной работы | Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары Познавательные: применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, координируют свои действия |
Рефлексия | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке | Организует обсуждение: Какова была тема урока? Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу? Я сегодня… | Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений |
Домашнее задание | Обсуждение домашнего задания | | § 25. Мы постоянно находимся в океане электрических разрядов, создаваемых многочисленными машинами, станками и самим человеком (например, когда мы ходим, причесываемся). Эти разряды, конечно, не так мощны, как природные молнии, поэтому мы обычно не замечаем их, если не считать легких уколов, которые мы иногда испытываем, коснувшись рукой металлического предмета или другого человека. Но ведь такие разряды существуют и могут так же, как и большие молнии, вызывать пожары и взрывы, приводить к значительным убыткам, повреждениям и увечьям, если мы не будем знать, отчего они возникают и как от них защищаться. Можно ли однозначно сказать: полезна электризация или нет? 1 вариант Подготовить речь прокурора, обвиняющего электризацию 2 вариант – речь адвоката в защиту электризации | |
1. Волшебная палочка.
Возьмите пластмассовую ручку, (потом карандаш, пластмассовую линейку).
Натрите её шерстью, волосом или бумагой.
Проверьте действие ручки на кружечки конфетти.
Запишите, как они взаимодействуют.
| Ручка | Карандаш | Линейка |
конфетти | | | |
2. Опыты с набором по электростатике
1. Электризация 1 гильзы эбонитовой палочкой.
2. Электризация 2 гильзы стеклянной палочкой.
3. Взаимодействие гильз.
4. Наэлектризовать обе гильзы эбонитовой палочкой.
5. Взаимодействие гильз.
Сделайте вывод.
3. Закрепление изученного материала
Сколько тел участвует в электризации?
Обязательно ли тереть тела?
Как взаимодействуют заряженные тела?
Какие опыты доказывают, что существуют заряды двух видов?
Как взаимодействуют заряды?
Где это можно применить?
Историческая справка
Греческий философ Фалес Милетский, живший в 624–547 гг. до нашей эры, открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать мелкие предметы – пушинки, соломинки и т.п. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово «Электричество»
В Древней Греции в 6 веке до нашей эры, в красивом городе Милете жил философ Фалес Милетский. И, вот однажды вечером к нему подходит его любимая дочь. Объясни, почему у меня путаются нити, когда я работаю с янтарным веретеном, к пряже прилипают пыль, соломинки. Это очень не удобно. Фалес берет веретено, потирает его и видит маленькие искорки. С этого момента и начинается история развития термина «электричество». Вначале, свойство притягивать мелкие предметы приписывалось только янтарю (окаменевшая смола хвойных деревьев). От названия которого произошло слово электричество, т.к греч. elektron—янтарь.
Уильям Гильберт (1600 г.) – врач английской королевы Елизаветы издал первую работу об электричестве.
Показал, что при трении электризуются не только янтарь, но и многие другие вещества и что притягивают они не только пылинки, но и металл, дерево, листья, камешки и даже воду и масло. Использовал термин «Электричество» (от греческого слова «электрон», что означает янтарь).
Отто фон Герике (1602–1686 гг. Германия)
Построил первую электростатическую машину, основанную на трении. Обнаружил, что кроме притяжения, существует и отталкивание.
Шарль Дюфэ в1730 году установил два рода электрических взаимодействий: притяжение и отталкивание. Один род он назвал «стеклянным» электричеством, другой – «смоляным». Особенность этих двух родов электричества: отталкивать однородное с ним и притягивать противоположное.
А в 1777 году известный американский физик и политический деятель Бенджамин Франклин ввел понятие положительного и отрицательного заряда.
1. Заряд, полученный на стекле, потертом о шелк, считать положительным,
2. Заряд, полученный на эбоните, потертом о шерсть, считать отрицательным.
Во времена Франклина существовал натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порою трудно отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит по-разному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.