СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 8 классе по теме "Действия электрического тока"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Получение нового знания

Вид урока: Урок-исследование.

Цели урока:

  • изучение действий электрического тока экспериментальным путём;
  • формирование исследовательских навыков;
  • создание активной познавательной среды, необходимой для диалога учителя с обучающимися, эвристической беседы;
  • формирование навыков работы в группе;

Оборудование: Мультимедиапроектор. Презентация.

Лабораторное: источники питания, ключи, резистор (спираль), катушка с сердечником, металлические иголки, компас.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 8 классе по теме "Действия электрического тока"»

Урок физики в 8-м классе.

Тема: "Действия электрического тока"

Автор: учитель физики МКОУ Воздвиженской СОШ Костырко Людмила Витальевна

Тип урока: Получение нового знания

Вид урока: Урок-исследование.

Цели урока:

  • изучение действий электрического тока экспериментальным путём;

  • формирование исследовательских навыков;

  • создание активной познавательной среды, необходимой для диалога учителя с обучающимися, эвристической беседы;

  • формирование навыков работы в группе;

Оборудование: Мультимедиапроектор. Презентация.

Лабораторное: источники питания, ключи, резистор (спираль), катушка с сердечником, металлические иголки, компас.

Ход урока

Учитель: Ребята, вы верите в чудеса?...

Может быть, вы слышали такие слова

…Пора чудес прошла, и нам (слайд №1)
Подыскивать приходится причины
Всему, что совершается на свете.

А кто сказал эти слова? (Уильям Шекспир)

Отгадайте загадку(слайд №2)

Он бежит по проводам

В каждом доме он желан

Но не вздумай с ним шутить,

Может он поколотить.

Формулирование проблемы (Мотивация)

Ответьте на вопросы:(слайд №3)

  1. Что такое электрический ток?

  2. Какие частицы могут двигаться в металлических проводниках?

  3. Как можно судить о наличии электрического тока?

  4. Как вбить в стену гвоздь, не повредив электропроводки?

  5. На полу лаборатории под слоем линолеума проложен прямой изолированный провод. Как определить местонахождение провода, не вскрывая линолеума?

Действия электрического тока (слайд №4)

- это те явления, которые вызывает электрический ток.
По этим явлениям можно судить "есть" или "нет" в электрической цепи ток.

Формулирование темы урока, целей урока (слайд №5)

Изучить действия электрического тока нам помогут уже имеющиеся у вас знания об электрическом токе.

Воспроизведение опорных знаний

Повторение (слайд №6)

  1. На какие виды делятся все вещества по проводимости?

  2. Приведите примеры проводников и диэлектриков.

  3. Как образуются положительные и отрицательные ионы?

Получение нового знания (работа с информацией) слайд №7

Учитель: у вас на столе текст, прочитайте его и ответьте на вопросы.

а) Электрический ток в металлах.

Металлы в твёрдом состоянии имеют кристаллическое строение. Частицы в кристаллах расположены в определённом порядке, образуя пространственную (кристаллическую) решётку.

Как вам уже известно, в любом металле часть валентных электронов покидает свои места в атоме, в результате чего атом превращается в положительный ион. В узлах кристаллической решётки металла расположены положительные ионы, а в пространстве между ними движутся свободные электроны (электронный газ), то есть не связанные с ядрами своих атомов. Отрицательный заряд всех свободных электронов по абсолютному значению равен положительному заряду всех ионов решётки. Поэтому в обычных условиях металл электрически нейтрален. Экспериментально показано, что в металлах ионы не принимают участия в перенесении электрических зарядов, так как в противном случае электрический ток обязательно сопровождался бы переносом материала, что не наблюдалось. В опытах с инерцией электронов было установлено, что электрический ток в металлах обусловлен упорядоченным движением свободных электронов. Если внутри металла нет электрического тока, то электроны проводимости совершают беспорядочное движение (тепловое): в каждый момент времени они имеют неодинаковые скорости и различные направления.


  1. Какое строение имеют металлы в твердом состоянии?

  2. Что расположено в узлах кристалической решетки металла?

  3. Какие частицы движутся в пространстве между узлами решетки?

  4. Чем обусловлен электрический ток в металлах?

  5. Как движутся электроны, если внутри металла нет электрического тока?

Демонстрация видео, электрический ток в металлах.

Обучающиеся формулируют определение электрического тока в металлах:



Электрический ток в металлах представляет собой упорядоченное движение электронов под действием электрического поля.(слайд №8)

Учитель: А проводят ли жидкости электрический ток? Как называются жидкости, которые проводят электрический ток? Какие частицы движутся в жидкостях? (слайд №9)

Демонстрация видео.


Формулировка выводов:

Электролиты - растворы солей, щелочей или кислот способных проводить электрический ток.

Электрический ток в электролите (жидкости) – это упорядоченное движение ионов в электрическом поле.

Учитель: В чем заключается причина, если вещество не проводит электрический ток?

Учитель: Какое действие оказывает электрический ток в жидкостях? (слайд №10)

Демонстрация видео химического действия электрического тока.

Химическое действие электрического тока впервые было открыто в 1800г.

Работа с текстом

Учитель: У вас на столе текст, прочитайте его и ответьте на вопросы (работа с информацией)

Еще в начале позапрошлого столетия было установлено, что при прохождении электрического тока через водные растворы солей происходят химические превращения, приводящие к образованию новых веществ. В результате этого, в начале прошлого века возникло научное направление по изучению электрохимических процессов в растворах и расплавах веществ – электрохимия. К концу семидесятых годов оно разделилось на два самостоятельных раздела – ионику, изучающую явления электропроводности и движения заряженных частиц под воздействием электрического поля, и электродику, изучающую явления происходящие непосредственно на поверхности электродов, когда через границу электрод-раствор (расплав) протекает электрический ток. Химические превращения, происходящие при воздействии электрического тока на вещества, называются электролитическими.

Электролиз представляет собой довольно сложную совокупность процессов, к которым относятся: миграция ионов (положительных к катоду, отрицательных к аноду), диффузия ионов, разряжающихся на электродах, электрохимические реакции разряда ионов, вторичные химические реакции продуктов электролиза между собой, с веществом электролита и электрода.

Электролиз в гидрометаллургии является одной из стадий переработки металлсодержащего сырья, обеспечивающей получение товарных металлов. Электролиз может осуществляться с растворимыми анодами - процесс электрорафинирования или с нерастворимыми - процесс электроэкстракции. Главной задачей при электрорафинировании металлов является обеспечения необходимой чистоты катодного металла при приемлемых энергетических расходах.

В цветной металлургии электролиз используется для извлечения металлов из руд и их очистки. Электролизом расплавленных сред получают алюминий, магний, титан, цирконий, уран, бериллий и др.

Для рафинирования (очистки) металла электролизом из него отливают пластины и помещают их в качестве анодов в электролизер. При пропускании тока металл, подлежащий очистке, подвергается анодному растворению, т. е. переходит в раствор в виде катионов. Затем эти катионы металла разряжаются на катоде, благодаря чему образуется компактный осадок уже чистого металла. Примеси, находящиеся в аноде, либо остаются нерастворимыми, либо переходят в электролит и удаляются.

Гальванотехника – область прикладной электрохимии, занимающаяся процессами нанесения металлических покрытий на поверхность как металлических, так и неметаллических изделий при прохождении постоянного электрического тока через растворы их солей. Гальванотехника пожразделяется на гальваностегию и гальванопластику.

Гальваностегия (от греч. покрывать) – это электроосаждение на поверхность металла другого металла, который прочно связывается (сцепляется) с покрываемым металлом (предметом), служащим катодом электролизера.

Перед покрытием изделия необходимо его поверхность тщательно очистить (обезжирить и протравить), в противном случае металл будет осаждаться неравномерно, а кроме того, сцепление (связь) металла покрытия с поверхностью изделия будет непрочной. Способом гальваностегии можно покрыть деталь тонким слоем золота или серебра, хрома или никеля. С помощью электролиза можно наносить тончайшие металлические покрытия на различных металлических поверхностях.При таком способе нанесения покрытий, деталь используют в качестве катода, помещенного в раствор соли того металла, покрытие из которого необходимо получить. В качестве анода используется пластинка из того же металла.

Гальванопластика – получение путем электролиза точных, легко отделяемых металлических копий относительно значительной толщины с различных как неметаллических, так и металлических предметов, называемых матрицами.

  С помощью гальванопластики изготовляют бюсты, статуи и т. д.

Гальванопластика используется для нанесения сравнительно толстых металлических покрытий на другие металлы (например, образование "накладного" слоя никеля, серебра, золота и т. д.).

1. Где используется электрический ток в жидкостях?

Обучающиеся читают текст и отвечают на вопрос (затем демонстрируется на слайде применение электрического тока в жидкостях) слайд №11

Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта. (Кант Иммануил немецкий философ, 1724 - 1804 г.г.) слайд №12

Послушайте отрывок из рассказа К. Г. Паустовского «Подарок»(слайд №13)

«Лесничий – мужик хитрый, он, когда в Москве жил, так, говорят, на электрическом току пищу себе готовил. Может это быть или нет?

Может, – ответил Рувим.

Может, может! – передразнил его дед. – А ты этот электрический ток видел? Как же ты его видал, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?»

Так как же узнать, что по цепи течет электрический ток?


Вместе со мной сегодня вы будете физиками – экспериментаторами, исследователями. Нам ведь известно, что учёные сначала выдвигают теоретические гипотезы, а затем проверяют их путём проведения многочисленных опытов. Наблюдая, сравнивая, анализируя, они либо подтверждают, либо опровергают выдвинутую гипотезу.

Работа в группах (общее задание на слайде и на карточках на столах)

Опыт №1(слайд №14)

  1. Соберите эту цепь, используя необходимое оборудование:

  2. источника тока,

  3. выключателя,

  4. резистора,

  5. соединительных проводов.

  6. Замкните цепь и наблюдайте за изменением температуры резистора.

  7. Разомкните цепь и наблюдайте за изменением температуры резистора.

  8. Сделайте вывод.

При замыкании цепи температура резистора стала _________________.

При размыкании цепи температура резистора стала ________________.

На основании полученных результатов можно сказать, что электрический ток оказывает __________________ действие.

Учитель: где используется тепловое действие электрического тока у вас дома?

Демонстрация на слайде использования теплового действия электрического тока (слайд №15)

Опыт №2 (слайд №16)

  1. Соберите эту цепь, используя необходимое оборудование:

  2. источника тока,

  3. выключателя,

  4. катушка с железным сердечником, компас,

  5. соединительных проводов.

  6. Замкните цепь, насыпьте на стол мелкие иголки и поднесите к ним катушку с сердечником, наблюдайте за поведением гвоздиков.

  7. Разомкните цепь и наблюдайте за поведением гвоздиков.

  8. Замкните цепь, положите возле проводов компас, наблюдайте за стрелкой.

  9. Разомкните цепь и наблюдайте за поведением стрелки компаса.

  10. Сделайте вывод.

При замыкании цепи __________________________________________.

При размыкании цепи _________________________________________.

На основании полученных результатов можно сказать, что электрический ток оказывает __________________ действие.

Далее на слайде демонстрируется анимация использования магнитного действия электрического тока (слайд №17)

Примером применения данного действия является прибор гальванометр. Учитель рассказывает его устройство и принцип действия.

Минутка отдыха (слайд №18)

Учитель: Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.

На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте познаем себя. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как «художники» или как «мыслители»?

  • Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь.

  • Переплетите пальцы рук.

  • Посмотрите, какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запомните «Л» или «П»

  • Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука сверху?

  • Поаплодируйте. Какая рука сверху?

У кого получился результат «ЛЛЛ» - «художники», а «ППП» - «мыслители».

У кого получились разные буквы – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление.

Закрепление изученного.

Учитель: Русская пословица гласит - не стыдно не знать, стыдно не учиться. Сейчас мы будем учиться решать задачи, применяя полученные знания о действиях электрического тока.(слайд №19)

«Порешаем». (слайды №20-22)

1. С каким действием электрического тока мы сталкиваемся, когда при грозовых разрядах в воздухе образуется озон?

2. Какое действие тока используется в электрическом паяльнике?

3. Почему компас дает неправильные показания, если неподалеку от него находится провод с электрическим током?

4. На каком действии электрического тока основано получение чистых металлов?

5. Почему горизонтально натянутая проволока заметно провисает при наличии в ней электрического тока?

6. Какие действия электрического тока, проявляются в вашей квартире?

7. Открытие физика Араго в 1820 г. заключалось в следующем: когда тонкая медная проволока, соединенная с источником тока, погружалась в железные опилки, то они приставали к ней. Объясните это явление.

8. Годность батарейки для карманного фонаря можно проверить, прикоснувшись кончиком языка одновременно к обоим полюсам: если ощущается кисловатый вкус, то батарейка хорошая. Какое действие тока используется при этом?


Итог урока:

I. Отчет - рассказ о полученных результатах исследований по плану (слайды №23-32)

Обучающиеся работают в группах выполняя отчет

  1. Электрический ток представляет собой упорядоченное движение … частиц, в металлах это … , в растворах солей …

  1. Чтобы по цепи протекал электрический ток, цепь должна…

  2. Чистая соль и дистиллированная вода не проводят электрический ток, т. к. …

  3. Раствор соли проводит электрический ток, т.к. …

  4. О наличии электрического тока можно судить по … электрического тока.

  5. Мы узнали о 3 действиях электрического тока: … .

А теперь давайте вспомним, что мы с вами не знали в начале урока, и попробуем ответить на эти вопросы (слайд №33)

Самооценка работы обучающихся на уроке:(слайд №34)

Лист самооценки (каждый ответ оценивается в один балл)

  1. Что такое электрический ток?

  2. Какие частицы могут двигаться в металлических проводниках?

  3. На какие виды делятся все вещества по проводимости?

  4. Приведите примеры проводников и диэлектриков.

  5. Как образуются положительные и отрицательные ионы?

  6. Какое строение имеют металлы в твердом состоянии?

  7. Что расположено в узлах кристалической решетки металла?

  8. Какие частицы движутся в пространстве между узлами решетки?

  9. Чем обусловлен электрический ток в металлах?

  10. Как движутся электроны, если внутри металла нет электрического тока?

  11. С каким действием электрического тока мы сталкиваемся, когда при грозовых разрядах в воздухе образуется озон?

  12. Какое действие тока используется в электрическом паяльнике?

  13. Почему компас дает неправильные показания, если неподалеку от него находится провод с электрическим током?

  14. На каком действии электрического тока основано получение чистых металлов?

  15. Почему горизонтально натянутая проволока заметно провисает при наличии в ней электрического тока?

  16. Какие действия электрического тока, проявляются в вашей квартире?

  17. Открытие физика Араго в 1820 г. заключалось в следующем: когда тонкая медная проволока, соединенная с источником тока, погружалась в железные опилки, то они приставали к ней. Объясните это явление.

  18. Годность батарейки для карманного фонаря можно проверить, прикоснувшись кончиком языка одновременно к обоим полюсам: если ощущается кисловатый вкус, то батарейка хорошая. Какое действие тока используется при этом?


За каждый правильный ответ в отчете 0,5 балла:


Оценка «5» - от 7 баллов

«4» - от 5 баллов

«3» - от 3 баллов

Домашнее задание: (слайд №35)

§ 35;

Приготовить ответ на вопрос: Какое действие оказывает электрический ток на организм человека?

Лист самооценки _________________________________________________

(каждый ответ оценивается в один балл)

Вопросы

Баллы

1

Что такое электрический ток?


2

Какие частицы могут двигаться в металлических проводниках?


3

На какие виды делятся все вещества по проводимости?


4

Приведите примеры проводников и диэлектриков.


5

Как образуются положительные и отрицательные ионы?


6

Какое строение имеют металлы в твердом состоянии?


7

Что расположено в узлах кристалической решетки металла?


8

Какие частицы движутся в пространстве между узлами решетки?


9

Чем обусловлен электрический ток в металлах?


10

Как движутся электроны, если внутри металла нет электрического тока?


11

С каким действием электрического тока мы сталкиваемся, когда пригрозовых разрядах в воздухе образуется озон?


12

Какое действие тока используется в электрическом паяльнике?


13

Почему компас дает неправильные показания, если неподалеку от него находится провод с электрическим током?


14

На каком действии электрического тока основано получение чистых металлов?


15

Почему горизонтально натянутая проволока заметно провисает при наличии в ней электрического тока?


16

Какие действия электрического тока, проявляются в вашей квартире?


17

Открытие физика Араго в 1820 г. заключалось в следующем: когда тонкая медная проволока, соединенная с источником тока, погружалась в железные опилки, то они приставали к ней. Объясните это явление.


18

Годность батарейки для карманного фонаря можно проверить, прикоснувшись кончиком языка одновременно к обоим полюсам: если ощущается кисловатый вкус, то батарейка хорошая. Какое действие тока используется при этом?



Всего баллов


Выполнение отчета

За каждый правильный ответ в отчете 0,5 балла:


Оценка «5» - от 7 баллов

«4» - от 5 баллов

«3» - от 3 баллов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!