План-конспект урока
Цель урока: Приобщить учащихся к прекрасному искусству аранжировки цветов.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с двумя направлениями в аранжировке цветов, более подробно с европейским стилем;
научить создавать композиции из сухоцветов в соответствии с правилами по составлению букета и формами европейского букета;
закрепить умения работать по инструкционной карте.
Развивающие:
способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся. (учить выделять главное, анализировать, сравнивать, доказывать, опровергать, ставить и решать проблемы);
способствовать формированию интереса к искусству аранжировки цветов и флористики;
развивать пространственное воображение и творческие способности.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, терпение, аккуратность, трудолюбие.
Материально- техническое оснащение урока:
Инструменты: ножницы, фигурные ножницы.
Материалы: цветной картон, клей ПВА, сухоцветы и другой декоративный материал для каждого ученика, тетрадь, ручка, карандаш, ластик.
Дидактический материал к уроку:
- инструкционные карты;
- карточки-задания;
- схемы форм европейского букета формата А3;
- образцы композиций в интерьере кабинета;
- альбом с фотографиями готовых флористических композиций;
- цветовой круг для определения гармонирующих цветов;
- слайд-шоу, составленное педагогом.
Методы обучения:
- словесные: вопросы, цитаты, беседа об искусстве аранжировке цветов;
- наглядные: образцы композиций, альбом с фотографиями детских работ, слайд-шоу, схемы форм европейского букета;
- практические: творческая работа учащихся по созданию миниатюрной композиции.
Тип урока:
- комбинированный.
Методы проверки ключевых компетенций учащихся:
- устный опрос;
- выполнение и анализ самостоятельной работы.
План урока
Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся.
Повторение пройденного материала.
Изучение нового материала.
Практическая работа.
Закрепление материала.
Подведение итогов урока.
Задание на дом.
Ход урока:
Организационная часть:
- приветствие
- проверка явки учащихся
- заполнение классного журнала
- проверка готовности к уроку
- доведение до учащихся темы и плана урока
Актуализация знаний учащихся (на партах перед каждой учащейся лежит несколько листов цветного картона, ножницы, клей ПВА, коробка с сухоцветами).
Учитель задает вопросы:
- что лежит на столе? (картон, сухоцветы)

- как можно использовать эти материалы? (сделать открытку к празднику)
- а знаете ли вы, по каким правилам составляются подобные композиции? (нет)
Сегодня на уроке мы изучим формы европейского букета и попробуем составить миниатюрную композицию. На протяжении всей жизни людей окружают цветы, так давайте сегодня прикоснемся к чудесному искусству аранжировки цветов. Но сначала повторим теорию цвета, ведь композицию нужно составлять в соответствии с ним (то есть подбирать цвет кротона к цвету засушенного материала).
Повторение пройденного материала.
Перед вами цветовой круг, давайте вспомним о чем, мы говорили на
прошлом уроке?

- Какие цвета называют холодными, а какие теплыми? (холодные -
голубой, синий, зеленый; теплые – желтый, оранжевый, красный);
- какие цвета называют ахроматическими? (белый, черный, серый)
-какой цвет подходит ко всем цветочным композициям? (зеленый);
-как подобрать гармоничное сочетание? (это сочетание оттенков одного цвета – розовый, темно – розовый, бордовый)
- какое сочетание можно назвать контрастным? (оранжевый – голубой, розовый – фиолетовый, салатовый – оранжевый и другие);
В композициях можно сочетать три или четыре цвета, но не больше (фиолетовый, салатовый, оранжевый; желтый, салатовый, изумрудный и другие). Часто подбор правильных оттенков можно увидеть на различных предметах (пеналы, дневники, портфели и т.д.), ведь их создавали художники-дизайнеры. Но главное помнить, что при контрастном сочетании, одного цвета должно быть больше другого.
Изучение нового материала.
Из истории аранжировки цветов (рассказ учителя)Цветы для украшения жилища использовали еще в глубокой древности. Археологи нашли цветочные сосуды и отнесли их к середине бронзового века. Цветы были широко распространены в Египте, Древней Греции, Древнем Риме и Византии. В Японии с 7-8 века развивается икебана, она изменяется и изменяется вплоть до наших времен. В западной Европе в 14 веке распространилась мода на ароматы и букеты. Начиная с 16 века появляется букет для подарка и в месте с ним разрабатываются правила для составления букетов и его формы. В России самым ранним памятником материальной культуры являются амфоры найденные в 3-2 в до н. э., которые имеют удивительно красивый цветочный декор. Цветочным орнаментом украшали деревянные столбы дверные косяки, скамьи, позже - предметы мебели. Цветочные композиции украшали иконы и книги, а вышитыми цветами белье и одежду. Русь не просто заимствовала развитое искусство Византии, но и качественно обновила и обогатила собственными традициями. Что бы овладеть этими двумя видами искусства, нужно долго учиться. Потому что нет придела совершенства, но, изучив основные правила и формы можно создавать очень симпатичные композиции и наслаждаться их красотой.
4.2 Формы европейского букета: прямоугольная , треугольная, круглая, овальная, серповидная, прямая, линия Хогарта, смешанная.
Сейчас в каждом городе есть цветочный магазин, где можно купить букет в подарок и различные засушенные колосья завитки и другой декоративный материал. Многие люди любят создавать, цветочные аранжировки, вот как раз для них продается этот аранжировочный материал. Но многое можно собрать в природе (в лесу, на лугу, на клумбе) и засушить тогда это будет экономично и доступно. Сегодня мы изучим форму европейского букета и правила для составления букетов.

4.3 Зарисовка и запись в тетрадь основных форм букета.
4.4 Просмотр слайд-шоу во время которого учащиеся называют формы букетов а учитель рассказывает о правилах для составления букетов.
Правила для составления букетов
Цвет вазы или фона имеют большое значение для цветового составления букетов (голубой дельфиниум в ярко - красной вазе выглядит более тусклым, чем в сероватой, дымчато-сиреневой или белой).
Форма вазы должна соответствовать форме букета.
Отдельные крупные цветы вносят дисгармонию в букет, по этому для равновесия нужно добавить побольше мелких.
Нужно чтобы отдельные яркие цветки не подавляли в букете цветки менее ярких окрасок (последних нужно брать больше по сравнению с первыми)
Один элемент включать в композицию нельзя (ему должен быть «ответ», располагать их лучше рядом).
5. Самостоятельная творческая работа «миниатюрная композиция»
Составление миниатюрной композиции по инструкционной карте (учитель раздает инструкционные карты, а ученики выбирают карточки-задания с формами европейского букета.
Карточки-задания

Инструкционная карта
№ | Ход работы | изображение |
1 | Подобрать по цвету картон и сухоцветы |  |
2 | Лист цветного картона сложить пополам и отделить края с помощью фигурных ножниц |  |
3 | Найти центр композиции – это может быть один крупный цветок или группа из 3 и 5 цветов (доминанта) |  |
4 | Положить по основным линиям колосья травы (в соответствии с формой букета) |  |
5 | Добавить композицию мелких цветов (располагать их группами), трав, листьев и другого декоративного материала. Отвлечься от открытки на несколько минут, а затем, если увидите недостатки, их устранить. Приклеить цветы постепенно, начиная с краев, не убирая композиции |  |
5.1 Вводный инструктаж.
Перед вами лежат листы цветного картона и сухоцветы - подберите их по цвету, учитывая теорию цвета. В работе используйте инструкционную карту и по карточке составьте миниатюрную композицию.
5.2 Самостоятельная работа учеников.
Целевой обход:
Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и заданий в целом
Оказание помощи при возникновении затруднений
Контроль за бережным отношением учащихся к средствам и материалам обучения
Рациональное использование учебного времени учащимися.
5.3 Заключительный инструктаж учителя:
Анализ выполнения самостоятельной работы учащихся;
Разбор типичных ошибок;
Вскрытие причин допущенных ошибок;
Повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
Закрепление изученного.
Рефлексия в виде текста неоконченных предложений:
Сегодня на занятии я узнала …
Научилась…
Мне понравилось…
Не понравилось…
Хотелось бы …
Блиц опрос
Направления в аранжировке цветов (икебана, европейский букет)
Формы европейского букета (треугольная, овальная, серповидная и другие)
Что такое доминанта (господствующий элемент, центр внимания)
Где располагают крупные цветки ( внизу)
Каких цветков должно быть больше, мелких или крупных (мелких)
Почему в качестве фона используют однотонные материалы (на пестром фоне цветы теряются)
Подведение итогов – выставка работ
Проводится оценка проделанной работы, разбор недостатков и поощрение.
Лучшие работы учениц


Домашнее задание.
Принести белую бумагу для изготовления фантастических цветов из оберток кукурузных початков.
Заключительное слово учителя: я думаю, вам понравилась проделанная работа. Ведь открытка, выполненная своими руками, несет в себе тепло вашей души и конечно же очень понравиться вашим близким.
Всего доброго!
Список используемой литературы:
Доктор Д.Г Хессайон «Все об аранжировке цветов» Кладезь-Букс Москва 2008 год
Виктор Стетюк «Картины из засушенных цветов» «АСТпресс-книга» Москва 2004 год
Е.Ф Новикова «Аранжировка цветов. Флористика» Минск 1994 год.
И.П Табунщиков «Аранжировка цветов» «Реклама» Киев 1998 год.
М.П Гусакова «Аппликация» Москва 1987 год.
И.С Утенко «Цветы в букетах и композициях» Лениздат 1988 год.
М.П Белинггауз «Засушивание растений с сохранением естественной окраски» Учпедгиз 1953 год.