СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии 5 класс "Воздушная оболочка Земли- атмосфера"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока. Урок усвоения новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии 5 класс "Воздушная оболочка Земли- атмосфера"»

Технологическая карта урока географии

по теме: " Воздушная оболочка Земли - атмосфера” 5-й класс


Цели урока:

 Образовательные:  организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «атмосфера», границ атмосферы, её состава и строения, значения атмосферы в  жизни планеты и человечества.

 Развивающие: 

  • создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;

  • способствовать развитию навыков самостоятельной работы с                      географическими текстами, учебником, делать  обобщения и выводы;

  • формировать навыки самооценки.

 Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию  коммуникативных умений;

  • развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценности  географических знаний, как важнейшего компонента  научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из  источников ЭОР, перерабатывать  информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся – групповая (класс делится на 3 рабочих группы), индивидуальная.

Методы:

  • демонстрация презентации при устном изложении изучаемого материала;

  • беседа;

  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником и словарем;

  • методы учебной работы по применению знаний на практике (опыты) и выработке умений и навыков: задача.

Оборудование для учителя: презентация к уроку, компьютер, проектор

Оборудование для учеников: - учебник А.А. Летягин « География. 5 класс» – М.: «Вентана-Граф» 2015; рабочая тетрадь, словари, раздаточный материал, оборудование для опыта.

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Организационно-мотивационный этап урока


















Приветствие учащихся…

Создание атмосферы
успеха.

Организация деятельности на уроке.

Класс делится на три группы.

Все, что потребуется каждой группе для урока, находится на столах - это учебник, карточки с заданиями. Нашими научными дневниками будут ваши рабочие тетради.


- Ребята! Давайте представим, что мы с вами ученые, которые отправились в экспедицию на воздушном шаре. Название нашего воздушного шара вы видите на слайде1, только буквы перепутаны. МЕАФАТОРС.

Как называется наш шар? Помогите мне составить слово.

эпиграф к уроку « Мы живём на дне воздушного океана» высказывание итальянского учёного Эванжелисто Торричелли


Определяют тему и цели урока:


Приветствие учителя и друг друга.









Учащиеся разгадывают слово.

Ответы учащихся: - воздушный шар - атмосфера.







Работают совместно с учителем.

Определяют тему урока: «Воздушная оболочка Земли- атмосфера»

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи урока

- определяют критерии изучения темы

- планирование своей деятельности

           

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Коммуникативные УУД:

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем, участниками группы







II. Актуализация знаний











Сформулируйте цель нашей экспедиции:

Целью нашей экспедиции будет изучение атмосферы. Что бы вы хотели узнать об атмосфере? 


А для этого мы должны составить план экспедиции

На слайде 2 план нашей экспедиции:

План урока:

  1. Что такое Атмосфера?

  2. Свойства и состав воздуха

  3. Строение атмосферы

  4. Значение атмосферы

Постарайтесь быть внимательными, активными, и тогда вы узнаете все тайны, которые хранит в себе атмосфера.

Определяют цель урока: «Изучить особенности воздушной оболочки Земли»

Ответы учащихся










Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД:

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог.




III.Усвоение нового материала.









Итак, ребята отправляемся в экспедицию.

1. Задание Вот наше первое научное исследование «Что такое атмосфера?»

Понятие «атмосфера» ввел в терминологию русский ученый М. В. Ломоносов в 1765 году. Современная атмосфера по мнению ученых появилась около 1 млрд. лет назад.


Я вам предлагаю воспользоваться учебником и найти определение понятия «Атмосфера»

и сравнить с определением, данным вами

Запишите определение в рабочую тетрадь

Атмосфера-это воздушная оболочка Земли.


Ответить на вопрос: Значение воздуха?










Учащиеся работают с текстом учебника на стр. 64.

Сравнивают определение

Работают в рабочей тетради на стр. 32


Ответы учащихся



Метапредметные результаты:

  Познавательные УУД:

- работа с информационными текстами

- объяснение значения новых слов

- сравнивать и выделять признаки

  Коммуникативные УУД:

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи сотрудничество работы с товарищами в паре, в группе

Предметные результаты:

- знать понятие «атмосфера»

Познавательные УУД:

- работать  с учебником

- поиск и выделение необходимой информации.




- структурирование знаний.



2.Задание «Свойства и состав воздуха»

Какими свойствами обладает воздух?




Давайте проведем небольшие опыты и сделаем выводы.

1 группа Можно ли увидеть воздух, поймать его?

Возьмите целлофановый пакет и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в нем находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку

и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?


2 группа

Имеет ли воздух вкус и запах? Распылить духи в воздухе. Имеет ли теперь воздух запах? Чем пахнет чистый воздух?

Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.)


3 группа «Воздух легче   воды»

1. Надуть шарик среднего размера,  зафиксировать, чтобы воздух остался в шарике.

2. Попытайтесь погрузить шарик в воду.

3. Наблюдайте, тонет ли шарик с воздухом в воде?




Атмосферный воздух – это смесь газов. А из каких газов состоит воздух.

На ваших столах лежат круговые диаграммы.

Задание: Отметить на диаграмме состав воздуха (работа в паре)


Сообщения учащихся


































Слайд 3 (диаграмма «Состав воздуха»).


3.Задание Наша научная экспедиция продолжает свое путешествие. И у нас впереди новое исследование «Строение атмосферы Земли»

Слайд 4-5

Здесь мы с вами выясним, из каких слоев состоит атмосфера, на какой высоте.

Учащиеся работают в группах. Используя дополнительный материал.

1 - изучить тропосферу

2- изучить стратосферу

3- изучить мезосферу



И свои результаты вы должны занести в научный дневник, т.е. в рабочую тетрадь на стр 33 Задание 3.


Ответы учащихся:

Цвет

Вкус

Запах

Вес



1 группа учащихся проводит опыт

Анализируют и делают вывод

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.







2 группа учащихся проводит опыт

Анализируют и делают вывод

Вывод: Чистый воздух не пахнет, но он хорошо присваивает чужие запахи.



3 группа учащихся проводит опыт

Анализируют и делают вывод

Выводы: Воздух не имеет цвета, бесцветный, не имеет запаха и легче воды.




Учащиеся выполняют задание






Сообщения учащихся по опережающему домашнему заданию)

Учащиеся слушают сообщение.

Простое и привычное понятие «воздух» на самом деле не так просто – состав воздуха сложен, а все компоненты взаимосвязаны друг с другом. Если «взглянуть» на воздух с научной точки зрения, то это сложная смесь различных газов, подобранных в определенной пропорции.

  Какого газа в воздухе больше всего? Он выделяется  в атмосферу из земной коры под влиянием микроорганизмов, он безжизненный и его 78% в воздухе. Правильно, АЗОТ.

Следующий газ, без которого невозможна жизнь на Земле, его выделяют в основном зеленые растения. Он составляет 21%. КИСЛОРОД.

Все живые организмы его выделяют при дыхании – это УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ, его в воздухе 0,03%.

Кроме газов в воздухе есть водяные пары, попутные газы, которые мы и чувствуем, когда вдыхаем воздух, примеси: сажа, пыль, пыльца растений.


Самопроверка


Учащиеся работают с дополнительным материалом. Делают записи в научных дневниках.


Физкультминутка


А теперь пора и отдохнуть.

Вновь у нас физкультминутка.

Наклонились, ну – ка, ну – ка!

Распрямились, потянулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.


4. Задание Следующим пунктом нашего исследования будет «Строение атмосферы»

Проблемный вопрос? Но прежде чем мы начнем, я хотела бы вам рассказать сказку о глупом Тролле, который решил построить дом поближе к солнцу, чтобы не замерзнуть. Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.

«Вот теперь, пожалуй, хватит!»- сказал Тролль. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну. И Тролль полез на гору. Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замерз.

Почему замерз Тролль? На этот вопрос, мы должны дать ответ в конце нашего исследования.

Слайд 6 Толщина воздушной оболочки Земли более 2000 км. Атмосфера состоит из нескольких слоев и постепенно переходит в космическое пространство.


Если вы внимательно прочитали дополнительный текст.

Что происходит с температурой на высоте?

А теперь предлагаю вам решить задачу, представленную на Слайде 7-8



?Так почему же замерз тролль, который построил дом на вершине горы?


5. Задание Вот и наше последнее исследование «Значение атмосферы»

Работа экспедиции это не просто исследовательская работа, но и творческая, поэтому провести наше исследование, я предлагаю с помощью стихотворения.

Прочитайте стихотворение, найдите и подчеркните в тексте те слова и предложения, которые, как вам кажется, характеризуют значение атмосферы.


Слайд 9 Значение атмосферы

Но значительна роль атмосферы
Для Земли и для жизни людей,
Ведь такая воздушная сфера
Защищает от многих вещей:
От мороза ли темною ночью,
От перегрева в солнечный день,
От паденья на Землю кучи
Самых разных космических тел.
Много вредных космических лучиков
Атмосфера не пустит без ключика.
Для непрошеных злобных лучей
Не должно быть открытых дверей.
Наш воздушный большой океан,
Омывающий множество стран,
Наш защитник, обидчик, помощник,
Без которого жить невозможно.
Выполняя защитную функцию,
Атмосфера нам воздух дает.
Значит, вывод верный:
Человек без неё не живет!



































Ответы учащихся:

В нижнем слое атмосферы с высотой температура понижается на 6 градусов на каждый километр.

Ответы учащихся












Взаимопроверка









































































IV.Закрепление изученного материала.

Оценки за урок.



Наше путешествие заканчивается.

Давайте подведем итоги, в начале урока мы прочитали эпиграф урока «Мы живём на дне воздушного океана» что это значит?

На экране появляется задание Слайд 10

Что означают эти цифры?»

2000 км. -

78% -

6 градусов –

21% -

1% -

18 км. –




















Ответы учащихся:

2000 км. – толщина атмосферы

78% - содержание азота в атмосфере

6 градусов – понижение температуры в тропосфере на каждый километр.

21% - содержание кислорода в атмосфере

1% - содержание углекислого газа, водорода, озона, гелия и других газов, а так же примесей: водяного пара, пыли.

18 км –толщина на экваторе тропосферы


Регулятивные УУД:

- выработка критериев оценивания работы в группах Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция

ЛичностныеУУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы

Анализ и синтез объектов. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем

Познавательные УУД:

Построение логического рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей.

V. Рефлексия.

Подведение итогов урока.


Подводим итоги сегодняшнего урока. Что мы узнали нового? Все ли цели урока достигнуты?  

У каждого из вас на столе лежат облака белого и синего цвета. Предлагаю выбрать соответствующее облако.

Слайд 11 Если вам было интересно, вы работали и разобрались с материалом, то возьмите белое облако, а если вам было скучно, безразлично и вы на уроке отдыхали, то цвет облака будет тёмным.

По цвету образованных облаков можно сделать вывод о состоянии атмосферы в классе данного урока.


Самооценка деятельности учащихся

Познавательные УУД:

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Регулятивные УУД:

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные УУД Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем


VI . Домашнее задание.

Слайд 12 -

Параграф 12 читать, рабочая тетрадь на стр. 34 задание № 4

Слайд 13

Стало быть, так и выходит:

Всё, что мы делаем, - нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно!

Спасибо за урок!


Записывают домашнее задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!