СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воздушная оболочка Земли - атмосфера

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  географии для 5 класса "Атмосфера Земли".  С первых мгновений жизни нас окружает воздух. Воздушная оболочка называется атмосферой.

Просмотр содержимого документа
«Воздушная оболочка Земли - атмосфера»

Технологическая карта урока

УМК: География 5-6 классы: учеб. Летягин А.А.: учебник для общеобразовательных организаций; под редакцией В.П.Дронова; М.: Вентана-Граф, 2015. – 160 с.: ил.


Предмет - География

Класс -5


Тема урока: Атмосфера. Воздушная оболчка Земли – атмосфера.


Цель урока: содействовать формированию представления об атмосфере Земли.


Содержание урока. Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Состав атмосферного воздуха и строение атмосферы.

  • Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий).

  • Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.

  • Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление.

  • Подготовить Дневник географа- следопыта для измерения атмосферного давления самодельным барометром.


Планируемые образовательные результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные

Представление об атмосфере и истории её развития.

Представление о воздухе и составляющих его газах.

Представление о границах и толщине атмосферы.

Представление об атмосферном давлении.

Умение проводить опыт.

Умение делать самодельный прибор.

УУД

Регулятивные действия обеспечивают организацию учебной деятельности учащихся.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

понимание значения атмосферы;

понимание роли и значения географических знаний; формирование познавательного интереса, направленного на практическое применение новых знаний.

Словарь урока: стратосфера, мезосфера, термосфера, давление атмосферного воздуха.


Ресурсы урока: учебник, компьютер, проектор, атлас для 5 класса.


Методы обучения: поисково – исследовательский, эвристическая беседа, иллюстративный


Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая, работа в парах.


Средства обучения: презентация, учебник, атлас, наглядные пособия.


Технологии: обучение в сотрудничестве, ИКТ, игровая.



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Урок «ОТКРЫТИЯ» нового знания

1 этап. Орг. момент

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха. Ученики: готовят рабочее место, настраиваются на деловой ритм. Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.


2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Деятельность учителя

  1. Ребята, обратите внимание на рисунок 41. Вид из космоса на Землю? Воздушная оболочка на фото прослеживается?

  2. Что называют атмосферой? Из какого вещества состоит атмосфера? Какие размеры имеет, чётко ли выражены границы, из каких газов состоит атмосферный воздух, какие слои выделяют в атмосфер?

Деятельность учащихся

- учащиеся рассматривают рисунок

- Нет! Не совсем.

- Тонкая голубая оболочка.

-Это, наверное, атмосфера.



Учащиеся работают в РТ


Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний,

Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока.

3 этап. Актуализация знаний

Деятельность учителя

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

  • Впиши пропущенные слова в определение.

Земная атмосфера - …… оболочка Земли. Вместе с нашей планетой атмосфера …… вокруг земной …. и …. По околосолнечной орбите.

  • По рис.6 (с.16) учебника воссоздай историю земной атмосферы. В Дневнике географа-следопыта выполни задание.


Деятельность учащихся

- работают в Дневнике географа-следопыта.

- По рис.6 (с.16) учебника воссоздают историю земной атмосферы.


4 этап.

Целеполагание

и планирование


Суть: надо

Целеполагание – нам необходимо знать, что атмосфера менялась.

Планирование мы должны познакомиться с размерами атмосферы, выучить их, научиться последовательно .

5 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)


Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

Деятельность учителя


1Открываем страницу 65 учебника. Знакомимся с размерами атмосферы Земли.

2. Давайте, проверим с помощью слайдов презентации, запомнили ли вы размеры атмосферы .(демонстрируются слайды)

3. Особое внимание следует уделить названию слоев.


4. Работа в парах

В атласе и в учебнике (рис. 43) рассмотрите строение атмосферы Земли и сделайте вывод.






5. Работа по группам. Задание на стр. 67

Школа географа-следопыта. Почувствуйте себя метеорологами – наблюдателями!

Доказать существование атмосферного давления. Провести опыт: наполнить стакан водой и накрыть стакан, листком бумаги, придерживая листок ладонью, переверните стакан кверху дном. Сделайте вывод.


6. Изготовление барометра.


Деятельность учащихся


- Работают с учебником, делают вывод, что половина массы атмосферы сосредоточена в нижнем 5-км слое, почти весь атмосферный воздух (99,5 %) находится в нижнем80-км слое.


- Ребята работают вместе, называя слои атмосферы.

- Опережающее задание. Ученица рассказывает о строении атмосферы Земли.

Делают вывод: нижний слой – тропосфера, выше располагаются стратосфера (до 50-55 км), мезосфера (до 80 – 85 км), и термосфера (до 800 км).


- Работают в парах. Производят взаимопроверку.

- Работают по группам. Оценивается работа группы. Если оценка 4, или 3 , то группа может поставить одну оценку выше на балл.

- Проводят опыт.


- Изготовление простого барометра: стеклянная банка, воздушный шарик, ножницы. Канцелярская резинка, основание прибора из картона, резиновый клей. Толстая пластиковая трубочка, лист картона, строительный уровень.


7 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Итак, чему мы научились сегодня на уроке? Зачем нужно знание об атмосферном давлении? Представьте, что на Земле нет атмосферы?

8 этап. Рефлексия и оценивание

Основные задачи учителя:

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Деятельность учителя

- Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

- Выставляет и комментирует отметки.












Деятельность учащихся

- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

9 этап. Домашнее задание

Домашнее задание предполагает

- инвариантную часть: параграф 12, стр.64(читать);

- вариативную часть: продолжить проведение наблюдений за изменением атмосферного давления (в школе и дома) с помощью самодельного барометра.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!