Предмет: География
Класс: 6
Тема: Движение вод в Мировом океане
Тип урока: комбинированный
УМК: «География: Землеведение» 5-6 кл.: учебник / О. А. Климанова, В. В. Климанов, Э. В. Ким, В. И. Сиротин; под ред. О. А. Климановой. – 6-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2016. – 272 с.
Оборудование: Атлас «Учись быть первым!» 6 кл. + контурные карты, изд. Дрофа. Ноутбук, проектор и презентация.
Цель урока: изучение видов облаков и атмосферных осадков.
Задачи урока:
Образовательные: формирование умений анализировать информационные источники, объяснять причины и следствия образования различных видов атмосферных осадков и расположения облаков в атмосфере.
Развивающие: продолжать формировать умения установления причинно-следственных связей.
Воспитательные: способствовать самоорганизации учащихся, умению работать друг с другом, в команде.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательного интереса к географии, интеллектуального и творческого потенциала учащихся, формирование навыка самостоятельного поиска знаний и приобретения практических умений.
Предметные: развитие умений анализировать текстовую информацию, отделять существенные признаки описываемого объекта.
Метапредметные: развитие умений определять причинно-следственные связи, вести самостоятельный поиск.
Организационная структура урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.
Начнем наше путешествие с загадок. Слушаем внимательно, не перебиваем. Как только читать перестану, руку поднимаем – я имя называю. Тогда отвечаем. Называем тему урока.
-Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут
-Между гор, средь быстрых речек ветерок пасет овечек. Дунет он – летят овечки, воду пить от речки к речке, пьют без удержу, пока не нальются их бока.
Тема: Облака и атмосферные осадки
Определим цель урока: «определить виды облаков и осадков, условия их образования и значение». Создаем образы.
Задачи:
1. что такое облако?
2. как они возникают (выполняем в виде схемы).
3. виды осадков и откуда они берутся?
Изучение нового материала.
Облако – это скопление капелек воды или кристалликов льда.
Под воздействием солнца, растет температура, вода превращается в пар, поднимается, образуя облако. Там с высотой температура падает.
Настала пора познакомиться с видами облаков. Учебник параграф 49, и атлас ______
Какие основные виды облаков встречаем часто?
Скажите, а как влияют облака на распределение солнечной энергии?
«Проходя сквозь них солнечные лучи рассеиваются, отражаясь от капелек воды. Температура снижается. В безоблачную летнюю погоду – очень жарко».
Какие бывают виды осадков по происхождению?
Подумаем. Все ли осадки выпадают из облаков? Какие – да, а какие – нет, тогда откуда?
Отлично. Определили. А теперь, подчеркнем любой линией, цветом осадки теплого и холодного времени года.
Рядом отметьте условными знаками твердые и жидкие осадки.
А кто назовет, каким словом обозначают превращение пара в воду?
«КОНДЕНСАЦИЯ»
Что необходимо, чтобы выпали осадки? Повторим.
Физкультминутка «Пар – облако – дождь» пару раз.
С дождем и снегом, а также градом все ясно. Что же представляют из себя:
РОСА – «при быстром охлаждение, пар у земли становиться капельками росы».
ИНЕЙ, ИЗМОРОЗЬ – «если температура быстро падает до нуля и ниже, часто наблюдается осенью и весной».
Такое наблюдение. Будет ли равным количество воды в полных ведерках: жидкости и снега (когда тот растает) – «нет».
Рефлексия.
Домашнее задание: параграф 50.