СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии по теме «Этнический и религиозный состав населения» 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок географии по теме «Этнический и религиозный состав населения» 9 класс»



Урок географии по теме

«Этнический и религиозный состав населения»

Аннотация 9 кл

Данный урок является очередным в ходе изучения темы «Население России». Он рассчитан на самостоятельное получение знаний учащимися, используя различные источники информации. Использование на уроке ИКТ, самостоятельное создание учащимися презентаций и заданий способствует повышению познавательной активности детей.


Ключевые слова: этнический состав, языковые группы, языковые семьи, религиозный состав населения, православие, ислам, буддизм, этнорелигиозные конфликты.

Цель урока:

- создать условия для формирования у учащихся представления о специфике этнического и религиозного состава России, Ростовской области и своего родного края, о разделении народов по языковым и религиозным признакам; обеспечить усвоение одной из идей «многонациональность – естественная форма существования Российского государства».

- содействовать развитию навыков научного мышления, умения анализировать, синтезировать знания, ставить перед собой цели и добиваться их реализации.

Задачи:

- в нетрадиционной форме обобщить ранее полученную информацию, сформировать представление о национальном и религиозном составе населения России, рассмотреть проблемы, связанные с национальным вопросом;

- воспитание уважения к другим народам и их культуре.

Планируемые результаты урока.

Личностные -

- осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

- вести диалог н основе взаимного уважения;

- корректно отстаивать свою позицию;

- положительно принимать свою этническую идентичность;

- уважение к истории, культуре, традициям и образу жизни других народов.

Метапредметные-

-участвовать в коллективном обсуждении проблем,

- планировать учебную деятельность при изучении темы,

- уметь преобразовывать информацию в схемы,

- осуществлять сравнение, классификацию, расширенный поиск информации.

Предметные –

- раскрывать содержание понятия «этнический состав»;

- называть национальный состав, анализировать диаграммы;

- называть языковые семьи и группы, религии распространенные на территории

России;

- выделять на карте “Народы России” районы проживания крупных народов и

регионы, где наблюдается пестрота национального состава;

Используемые образовательные технологии – обучение в сотрудничестве, развивающего обучение, информационно- коммуникационная технология.

Ресурсы урока:

карты: политико-административная, народы России; учебник А.Е.Домогацкий «География: население и хозяйство России», 9 класс, Москва: «Русское слово», 2015 г; раздаточный материал «Данные переписи населения 2010 года», атлас России, рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 9 класса общеобразовательных организаций,

атлас «География 9 класс», Москва Дрофа , 2016г,мультимедиа иллюстрация (слайд шоу) «Фестиваль национальных культур», заготовленная «Карта урока», (учащиеся будут заполнять карточку по ходу урока, см. приложение 1.)


Тип урока:урок изучения нового материала.


Этапы урока.

  1. Организационный этап.

(Перед объяснением нового материала учащимся раздаются «Карты урока» ).


1.Создания эмоционального настроя, положительной мотивации к проведению мероприятия.Дорогие, друзья! У человека есть многое, что предназначено самому себе. Глаза - чтобы видеть, уши – чтобы слышать и т.д. Но есть у него и что - то особенное, предназначенное другим людям, чтобы было с нами уютно, комфортно, окружающим приятно.  

- Как вы думаете, что это?  (Улыбка)

Улыбка – самая короткая и прямая дорога к хорошему настроению, успеху, к дружбе.  Подарите улыбки друг другу и мне. И с таким солнечным настроением я приглашаю вас пусть и в виртуальное, но занимательное умное и интересное путешествие.


II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Формулирование темы урока. Мотивационная ситуация.

(Демонстрация слайд – шоу «Фестиваль национальных культур в Тацинском районе»).

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Тема нашего урока « Этнический и религиозный состав населения России»

(Определение задач нового урока).

- Как вы думаете, что сегодня нам предстоит узнать?

- На какие вопросы, в ходе нашего виртуального путешествия вы хотели бы получить ответы?

Сегодня нам предстоит узнать: о специфике этнического и религиозного состава

III. Этап усвоения новых знаний.

Наш урок проведем в форме виртуального путешествия. У каждого путешественника есть карта маршрута. У вас на столах лежат «Карты урока».Счастливого вам пути в походе за знаниями!

И так первая станция «Историческая».

- Почему Россия – многонациональная страна?

Опережающее задание. (выступает заранее подготовленный учащийся по теме «История заселения России»

- Что же является причиной столь многонационального состава населения на территории страны?

Вывод
- историческое формирование и заселение территории страны; внешние миграции.

Вторая станция нашего маршрута – Этнографическая.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «этнический»?


- Как вы понимаете слово этнос?(учащиеся высказывают свои версии)

- Прочитайте определение понятия этнос (нация, народ). (Работа со словарем учебника с.320.)

- Сравните объяснение понятия в словаре и тем, которое дали учащиеся.

- Чем отличаются люди разных национальностей? (внешность, национальная одежда, язык,

культура, вера, традиция, обычаи, праздники, кухня, ремесла, уклад жизни)


Каждый этнос прошёл длительный путь своего формирования, на кото­рый воздействовали особенности территории, природный ландшафт, язык, национальное самосознание.

Наука, изучающая народы – этнография. Каждый из нас принадлежит к какому-то народу, национальности.

- Какие народы, кроме русских, вы знаете?

Перепись 2010 года показала, что в России проживает более 120 народов.

Задание 1. Проанализируйте диаграмму в учебнике страница 90 рисунок 36.

- Определите крупнейшие народы России по их численности и расставьте их в порядке убывания численности. Ответ запишите в тетрадь.

- Какие же народы наиболее многочисленны на территории России?

Но есть так называемые малые народы, численность которых порой составляет несколько десятков. Малочисленных народов в России более 70. Наиболее крупные среди них – ненцы, чукчи, ханты, манси, нанайцы, численность которых составляет от 10 до 40 тысяч человек. А есть народы, численность которых не превышает даже одной тысячи (ороки, энцы, сету и другие.)

Одни народы широко расселялись за пределами своей республики – татары, мордва, другие живут в пределах своей республики. Это так называемый титульный народ – это народ, по названию которого называется республика.(обучающиеся записываютопределение в тетради).


- Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом? (Взаимодействуют: торговые, родственные, культурные связи).

- Правильно, процесс слияния одного народа с другим путём усвоения его языка, культуры называется ассимиляцией. (запись определения в карту урока)

Каждый народ имеет свой язык, который является визитной карточкой народа. Практически все национальности имеют свой язык. Так, учеными подсчитано, что на территории Российской Федерации насчитывается около 150 языков. Но, это вовсе не означает, будто разные народы России не понимают друг друга, поскольку помимо того, что многие языки очень похожи, русским владеет около 98 % от всего населения страны.По родству языка народы объединяются в языковые семьи.

Задание 2.

- Используя таблицу № 5 «Языковые семьи и группы».(стр.91 учебник) назовите языковые семьи.

- Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, уральско - юкагирская, северокавказская, чукотско – камчатская. Почему они так называются?

- Какая языковая семья самая многочисленная?

- На какие языковые группы делится индоевропейская семья, какие народы к ней относятся?

- Назовите языковые группы алтайской семьи, какие народы к ней относятся?

-Какая языковая группа самая многочисленная и какие народы можно выделить в этой группе?


Владимир Даль, создатель толкового русского словаря, писал, что национальная принадлежность человека определяется по тому языку, на котором он думает. Так, русский язык является родным для 86,6% населения России, а 97.7% населения свободно им владеют.


Государственным языком России на всей её территории, в соответствии со статьей 68 Конституции является русский язык.

Республики, автономные округа и автономная область вместе с русским языком имеют право (и пользуются этим правом) вводить для официального пользования языки, на которых говорит большинство населения этих республик, областей и округов.

Вместе с русским языком 49 языков на территории России носят статус официальных.



Задание 3.Тематический практикум.( рабочая тетрадь по географии стр.77) Заполните таблицу.

( схема, представленная в рабочей тетради)

Языковая семья



Индоевропейская

?

?

?


1? 1.Башкиры 1 Марийцы 1.Адыгейцы

2? 2 ? 2 ? 2 ?

3? 3 ? 3 ? 3 ?

Взаимоконтроль выполненного задания.

Россия — уникальная страна по религиозному составу населения: на её территории проживают представители всех трёх мировых религий — христианства, ислама и буддизма.

Религия – одна из форм культуры, особое мировоззрение, основанное на поклонение высшим силам.

Религия пронизывает все стороны жизни верующих, нравы, работу, отдых, оказывает влияние на хозяйство, традиции и быт народов.

Работа с текстом учебника из текста учебника стр. 92 .Организация учащихся на работу по группам:

Работаем по группам:

1группа – готовит материал о христианстве

2 группа - готовит материал о мусульманстве.

3 группа – готовит материал о буддизме.

Выступление с подготовленными сообщениями.


Вывод – более 80 % населения России исповедуют православие. На втором месте по распространенности – ислам. Буддизм и некоторые другие религии распространены значительно меньше.

Обострение межнациональных отношений, как правило, связано с ухудшением условий жизни. Поэтому преодоление этнических и религиозных конфликтов должно прежде всего опираться на решение экономических проблем.

Станция «Краеведческая»

По данным Переписи 2010 года в регионе проживают 4 277 976 человек

- Какие народы, и в каком количестве проживают на территории области? Дайте ответ, проанализировав таблицу «Национальный состав населения Ростовской области». Анализ статистического материала по данным переписи 2010 г.

Вывод - В нашей области проживают люди разных национальностей, разных религиозных верований. Но где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. Многонациональность – главное преимущество и богатство нашей области.

Дон, земля донская, донские казаки. Вы живете, учитесь на благословенной Донской земле, прославленной деяниями наших предков – вольных казаков. А кто же они?(Опережающее задание о казаках на Дону).

« Современный состав населения области является итогом длительного исторического развития. Донские степи в древности служили дорогами для переселения кочевых народов с востока на запад.

Здесь пролегали маршруты этнических миграций скифов, аланов, а позже гуннов, тюрко-язычных болгар, половцев. Особая роль в освоении и заселении края принадлежит казачеству. При военных укреплениях возникали станицы, в округе, рядом с ними — многочисленные сельские поселения.

«Казак» - слово тюрское и в переводе на русский означает «вольный человек, храбрый воин, удалец, порвавший со своей социальной средой». Казачество появилось на Дону в первой половине 16 столетия. Великий русский историк Н.М. Карамзин отмечал, что угнетенные люди, прорвавшиеся в поисках воли на незаселенный юг России, на Дикое Поле, «составили один народ, который сделался русским. Были казаки разной «породы», русские, малороссияне, белорусы, турки, татары, поляки, калмыки, грузины. Их роднили православная вера, ненависть к угнетению, стремление к вольной волюшке.


Вывод - Ка­за­ки – эт­но­со­ци­аль­ные груп­пы, вы­ход­цы из раз­лич­ных на­ро­дов. Казаки – это исторически сложившаяся общность вольных поселенцев из числа наиболее вольнолюбивых и отважных представителей самых разнообразных наций и народностей. Ка­за­ки были лю­дь­ми воль­ны­ми и несли во­ен­ную служ­бу. Ис­по­ве­ду­ют они пра­во­сла­вие.

Станция «Социологическая»

- Задумывались ли вы о своей национальности?

- Представителикаких национальностей есть в вашей семье?

(Результаты социологического опроса учащихся школы представляет ученик).

Вывод: Наша школа тоже многонациональная. В ней учатся ребята пяти национальностей: русские, белорусы, украинцы, даргинцы, корейцы. И все мы стараемся жить дружно.


Задание 4. «Определи своё место среди народов России». Предлагаю по плану дать характеристику народу, представителем которого вы являетесь.

Название этноса

Языковая группа

Языковая семья




(запись в карточке урока).

4. Этап закрепления новых знаний и контроля.

Следующий пункт нашего путешествия «Картографический» Читаем карту «Народы России»

Задание 5.Используя карту атласа, напишите названия крупнейших народов проживающих в различных частях России.

Европейская часть:

Азиатская часть:









Задание 6.Крупнейшие народы России имеют свои национально – государственные образования.

Народ

Субъект РФ

Татары

Татарстан






Задание 7. С помощью карт атласа приведите примеры субъектов Российской Федерации, в пределах которых проживают народы, относящиеся к разным языковым группам.


Языковая группа

Субъект Российской Федерации

Административный центр субъекта Российской Федерации

Славянская



Тюркская



Финно- угорская



Юкагирская




  Задание 8. Используя карту, определите территории с наиболее пестрым национальным составом. - Назовите самую  русскую  область России (показать на карте)

-Назвать республики с преобладанием титульной нации.

Вывод: наиболее пестрый национальный состав населения характерен  для Поволжья, Урала. Северного  Кавказа. Самая русская область – Липецкая. Республики с преобладанием титульной нации: Татарстан - татары, Карелия - карелы, Чечня - чеченцы и т.д. Однако только в семи республиках титульный народ составляет более половины всех жителей. Это большинство северокавказских республик: Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, кроме них – Тува  и Чувашия. Карелии очень мала доля титульной нации - карелы составляют лишь 10% всех жителей.

Задание 9 .Используя карту атласа, заполни таблицу.

Религия

Основные районы распространения








5. Этап информации и инструктаж по выполнению домашнего задания.


Домашнее задание. Параграф 14 , тестовые задания стр. 75; задание 2 стр.77 - составьте столбчатую диаграмму «Распределение крупнейших народов России по языковым семьям» рабочая тетрадь по географии.

Творческое задание по желанию - Используя интернет – ресурсы, составьте фотоколлаж «Народы России». Подготовить сообщение о национальных праздниках народов России.

6.Подведение итогов урока.

Выставление оценок наиболее активным учащимся. Ученики сдают « Карты урока» для проверки работы на уроке. Закончилось наше путешествие.

- На какие поставленные вопросы вы нашли ответы?

- С какими столкнулись трудностями?

Прием «Рюкзак». Зафиксировать свои продвижения в учебе. Рюкзак перемещают от одного учащегося к другому, каждый фиксирует свой успех, приводит пример.

Я научился…….

Я запомнил…

Благодарю всех за урок и надеюсь, что наше сотрудничество было продуктивным.


Приложение «Карта урока»



Карта урока по теме « Этнический и религиозный состав России»

1.Станция «Историческая»

Почему Россия – многонациональная страна?

2 станция Этнографическая.

Этнос- -________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1. Проанализируйте диаграмму в учебнике страница 90 рисунок 36.

- Определите крупнейшие народы России по их численности и расставьте их в порядке убывания численности. Ответ запишите в таблицу:

1


2


3


4


5


6


7


8



Ассимиляция -__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Станция «Краеведческая»



Станция «Социологическая»

Задание 4. «Определи своё место среди народов России». Предлагаю по плану дать характеристику народу, представителем которого вы являетесь.

Название этноса

Языковая группа

Языковая семья





Станция «Картографическая»

Задание 5. Используя карту атласа, напишите названия крупнейших народов проживающих в различных частях России.

Европейская часть:

Азиатская часть:









Задание 6. Крупнейшие народы России имеют свои национально – государственные образования.

Народ

Субъект РФ

Татары

Татарстан






Задание 7. С помощью карт атласа приведите примеры субъектов Российской Федерации, в пределах которых проживают народы, относящиеся к разным языковым группам.


Языковая группа

Субъект Российской Федерации

Административный центр субъекта Российской Федерации

Славянская



Тюркская



Финно- угорская



Юкагирская




Задание 9 .Используя карту атласа, заполни таблицу.

Религия

Основные районы (страны) распространения