СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии по теме "Великие географические открытия"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проведен в рамках недели функциональной грамотности. Применены технологии: информационная, игровая

Просмотр содержимого документа
«Урок географии по теме "Великие географические открытия"»

Урок географии в 5 классе по теме «Великие географические открытия»

Затеева Л.А., учитель географии МАОУ «Центр образования»

Тема урока

Великие географические открытия

Вид урока


Комбинированный с использованием информационных технологий.

Содержание

Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?


Цель: создать условия для формирования представлений о направлениях основных путешествий эпохи Великих географических открытий и причинах, побуждающих людей отправляться в столь рискованные плавания.

Задачи:

  • Обучающая: ознакомить с историей географических открытий эпохи Великих географических открытий; сформировать представление об особенностях представлений людей того времени о поверхности Земли и о том, как они менялись в процессе открытия всё новых и новых земель; сформировать представление о вкладе, который внесли учёные и путешественники эпохи Великих географических открытий в развитие знаний о Земле; продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками знаний.

  • Развивающая: используя дополнительный материал, развивать интерес к предмету; продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками знаний.

Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в коллективе, способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету, развитию кругозора; воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, уважение к истории, культуре, национальным особенностям.

Планируемые образовательные результаты



Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся смогут:

  • уметь показывать на карте пути экспедиций Х. Колумба и Ф. Магеллана;

  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;


Обучающиеся смогут:

- осуществлять поиск и выделение информации в учебнике о развитии географических знаний.

- ставить учебную задачу под руководством учителя - планировать свою деятельность под руководством учителя; - работать в соответствии с поставленной задачей и планом; - высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Обучающиеся будут обладать:

  • познавательной и информационной культурой,

  • навыками самостоятельной работы с текстом учебника;

осознавать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

уважать историю, культуру, национальные особенности.


Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова

Васко да Гама, Старый Свет, Христофор Колумб,

Новый Свет, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, викинги

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация, проектор

Оборудование

Учебник, географический атлас, контурная карта, тетрадь, печатная тетрадь


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент приветствие обучающихся

  2. Проверка домашнего задания

Слайд 1

Наш урок мы как обычно начинаем с географической разминки. Работа одного ученика у физической карты мира, учащиеся задают вопросы по географической номенклатуре 5 класса. Оценка за ответ.

Итак, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? Географические открытия Средневековья

Шесть учеников получают с карточками-заданиями по пройденной теме (Приложение 1)

Беседа с классом

1.Где проходил путь «Из варяг в греки»? (начинался в Балт. Море, через Ладожское озеро, р. Волхов, Ильмень –озеро, р. Ловать, волоком к верховьям р. Днепр, Черное море)

2.Что и куда везли по этому пути? (Меха, моржовую кость, янтарь, рыбу)

3.Где проходил «Великий шёлковый путь»? (С Востока на Запад) показать на карте

4.Почему этот путь получил такое название? (Шелк)

5.Благодаря чему, Марко Поло получил мировую известность? (24 года путешествовал по Китаю, написал книгу)

6.Какие чудеса увидел Марко Поло во время своего путешествия? (горящее масло, черные камни, бумажные деньги)

7.О чём впервые упоминается в книге Марко Поло? Япония

8.Кто из российских купцов первым предпринял продолжительное путешествие в страны Востока? Афанасий Никитин

9.Как называлась книга, в которой Афанасий Никитин описал своё путешествие?


10.Назовите 3 моря, которые Афанасий Никитин переплыл во время своего путешествия. Каспийское, Черное, Аравийское

Слайды 2-3

10.Маршрут какого путешествия изображён на карте?

Слайд 4

Учащиеся, работавшие с карточками, сдают работы.

  1. Актуализация знаний

Слайд 5

Несомненно, географы Средневековья значительно расширили знания людей о Земле, но на карте мира оставалось ещё очень много «белых пятен», большую часть которых предстояло заполнить путешественникам периода «Великих географических открытий».

Слайд 6

Итак, внимание, тема нашего сегодняшнего урока «Великие географические? (Учитель просит произнести последнее слово)

Учащиеся (хором). Открытия

Давайте мы сегодня на нашем уроке заглянем в то далекое прошлое и проплывем сложный путь вместе с первооткрывателями новых земель.

Слайд 7

Вопрос - Что мы должны сегодня изучить?

- Узнать о путешественниках ВГО,

- Ознакомиться с маршрутами путешествий и открытиями, которые были сделаны путешественниками эпохи Великих географических открытий.

- Определить вклад, который они внесли в изучение земной поверхности.

Каждый из нас любит путешествовать. И вовремя путешествий делать для себя небольшие открытия. Однако, никто из вас не рискнет назвать ваши открытия Великими географическими открытиями.  

Почему географические открытия конца XV века назвали Великими? На этот вопрос мы и попробуем сегодня ответить

Нам сегодня понадобятся

Учебник стр. 65, атлас стр 4 , контурная карта стр.2-3

4. Изучение нового материала.

Слайд 8

Рассказ учителя

Время с середины XV до середины XVII в. называют эпохой Великих географических открытий. Именно тогда европейцы узнали очертания всей обитаемой суши, доказали шарообразность Земли и единство Мирового океана. Открытые земли были включены в мировую политику и торговлю.

Слайд 9

Создание проблемной ситуации

Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Об одной из

причин вы узнаете, отгадав, что находится в черном ящике.



Подсказки

1. Это части растений,
2. Их добавляют в пищу.
3.  В небольших количествах с целью улучшения вкуса мясных, так и  сладких блюдах.(пряник)
4.  Это пряности: Ваниль, Гвоздика, Имбирь, Корица, Мускатный орех , Перец

Как вы думаете, как эти пряности связаны с нашей темой? Родина этих пряностей – страны Востока. Например, Индия — родина черного перца. В средние века перец ценился очень высоко, его использовали как средство уплаты налогов и даже как приданое. Одной из задач путешественников было найти кратчайший морской путь в Индию и наладить поставки пряностей в Европу, потому что сухопутный путь был очень дорогой, Османская империя взимала огромные пошлины. Таким образом, пряности послужили причиной начала эпохи великих географических открытий.

Какие технические достижения сделали возможным дальние плавания? Многомачтовые парусники были способны идти под любым ветром. Что помогало ориентироваться в открытом море (Компас и географические карты)

Как был открыт путь в Индию?

Рассказы учащихся (Приложение 2)

Слайд 10

Значение путешествия Васко да Гама:

- Проложен морской путь в страны Южной Азии,

- стала развиваться торговля Европы с Индией,

- Путешествие Васко да Гамы подтвердило, что Индийский океан - не внутреннее море Атлантического океана, а самостоятельный океан.

Слайд 11

Задание: пользуясь атласом, нанесите на контурную карту маршрут плавания Васко да Гамы.

Слайд 12

Физкультминутка.

Голова чтоб не болела,

Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)

А теперь руками крутим —

И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Тянем наши руки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо-влево,

Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)

Наклоняемся легко,

Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке.

Вопрос классу

Непонятно, где теперь я?

Степи тут зовутся «прерия»

Здесь у них пастух любой называется «ковбой».

О какой земле идет речь?

Слайд 13

Мореплаватели Средневековья были весьма осторожны и предпочитали держаться вблизи берегов. Первым человеком, который бросил вызов открытому океану, стал знаменитый Христофор Колумб. В 1492г. 3 корабля под его командованием отправились через Атлантику на запад на поиски кратчайшего пути в Индию.

Слайд 14

Идея экспедиции полностью принадлежала Колумбу. Твердо веря в то, что Земля шарообразная, он решил следовать из Испании до Канарских о-в и далее на запад до тех пор, пока не достигнет берегов Азии. Колумб и не подозревал, что путь в Азию преграждают два огромных американских материка. Поэтому, высадившись после двухмесячного плавания на Багамских о-х, Колумб стал именовать открытые земли Вест-Индией, т.е. Западной Индией, а островитян – индейцами.

Слайд 15

Рассказ учителя

Именно после плаваний Колумба начались регулярные контакты между материками через Атлантику и заселение американских земель европейцами. Испанцы не нашли островов пряностей, но зато познакомили мир с картофелем, кукурузой, томатами, табаком, каучуком, хлопком.

Слайд 16

Почему новая часть света носит имя не Х. Колумба?

  • В честь кого и почему Она названа Америкой?

Задание: найдите ответ в тексте учебника на стр. 67

Слайд 17

Рассказ учителя

Вновь открытая суша в честь Америго Веспуччи получила имя Америка. Тогда же Америку стали называть Новым Светом, а когда это название закрепилось, Европа, Азия и Африка стали восприниматься как Старый Свет.

Задание: найдите в атласе маршрут плавания Христофора Колумба и нанесите на контурную карту

Слайд 18

Однако настоящими первооткрывателями Америки являются отважные воины-мореходы из Скандинавии - викинги. Они ещё за 500 лет до Колумба, сами того не подозревая, проложили путь к берегам Северной Америки. На острове Ньюфаундленд археологами обнаружены остатки их жилищ.

Слайд 19

Рассказ учителя

Кто первым обогнул земной шар?

В начале XVI в. европейские географы продолжали считать, что большая часть западного морского пути к Индии пройдена. Многие экспедиции исследовали восточное побережье Америки, но так и не обнаружили пролив, за которым открывалась бы прямая дорога в Азию. В 1519г. на поиски этого пролива (потом его назвали Магеллановым) Фернан Магеллан (1470—1521) потратил почти год. Он обнаружил его на 52° ю. ш.

Слайд 20

Задание: давайте познакомимся с историей этой экспедиции. Прочтите текст на стр. 69-70, начиная со 2-го абзаца.

Самостоятельная работа с текстом

Ответьте на вопросы:

1. Какие трудности пришлось испытать экипажам судов?

2.Сколько длилось кругосветное плавание Ф. Магеллана? (3 года)

3.Сколько кораблей вернулось в Испанию? (1 из 5)

4. Какие открытия были сделаны в ходе первого кругосветного путешествия? (доказана шарообразность Земли, Размеры Земли не по расчетам, а по реально пройденным расстояниям, самый большой не Атлантический, а Тихий)

Задание: нанесите на контурную карту маршрут плавания Магеллана.

5. Закрепление изученного

Слайд 21

1. Он дал величайшему океану земного шара общепринятое теперь название «Тихий океан». (Магеллан)

2. Он первым обогнул Африку с юга. (Васко да Гама)

Слайд 22

3. Биография его жизни во многом загадочна и трагична.

До конца своих дней он не знал о значении своего подвига и был убеждён, что открыл морской путь в Азию. Он умер страдая от одиночества, несчастья и нищеты. (Колумб)

4. А знаете ли вы, что конгресс США (1964 г.) признал открытие Америки Колумбом вторым и расценивал его, как начало ее экономического освоения?

Кто же был первооткрывателем Нового Света? (Викинги)

6. Рефлексия (итог урока).

- Учитель предлагает вспомнить тему

- Что узнал?

- Что понравилось?

Выводы по уроку

В 21 веке –веке компьютерных и космических технологий можно совершить кругосветное путешествие всего за 50 минут, а когда-то люди на это тратили годы, жертвовали своей жизнью, рисковали ради новых открытий

Оценивание работы на уроке отдельных обучающихся, оценки за работу по карточкам-заданиям

7. Домашнее задание.

Учитель комментирует домашнее задание.

- § 14;

  • Составить кроссворд о путешествиях эпохи Великих географических открытий или сделать сообщения об географических объектах, названных в честь Колумба и Магеллана – «Имена Колумба и Магеллана на карте Земли»

- Работа в печатных тетрадях стр. 34-35

Приложение 1

Карточка 1

Задание по теме «Географические открытия Средневековья»

  1. Где проходил путь «Из варяг в греки»?

  1. Что и куда везли по этому пути?

  2. Где проходил «Великий шёлковый путь»?

  3. Почему этот путь получил такое название?

  4. Кто, в основном, пользовался этими путями?

Карточка 2

Задание по теме «Географические открытия Средневековья»

  1. Благодаря чему, Марко Поло получил мировую известность?

  2. Какие сведения о странах Востока содержала в себе книга странствий Марко Поло?

  3. Какие чудеса увидел Марко Поло во время своего путешествия?

  4. О чём впервые упоминается в книге Марко Поло?

  5. Кто из российских купцов первым предпринял продолжительное путешествие в страны Востока?

Карточка 3

Задание по теме «Географические открытия Средневековья»

  1. Где проходил «Великий шёлковый путь»?

  2. Благодаря чему, Марко Поло получил мировую известность?

  3. Как называлась книга, в которой Афанасий Никитин описал своё путешествие?

  4. Назовите 3 моря, которые Афанасий Никитин переплыл во время своего путешествия.

  5. Какие сведения о странах Востока рассказывал Афанасий Никитин в своей книге?





Приложение 2

1 ученик

Португалия задумала проложить морской путь из Европы в Индию в обход Африки. В XV в. в Португалии жили лучшие корабелы, кормчие, географы, картографы, математики того времени, которые строили лучшие в мире корабли и составляли точные морские карты. Долгое время португальцы не могли спуститься южнее параллели 30° с. ш., так как за ней расстилались бесконечные, выжженные солнцем пустынные берега Африки. Но экспедиция следовала за экспедицией, и каждая прибавляла что-нибудь новое к тому, что уже было известно.

С африканского побережья в Португалию стали поступать слоновая кость, шкуры леопардов, золото и, главное, рабы, которые очень ценились в Европе.

2 ученик

В 1488 г. Португальцы достигли южной оконечности Африки. Мыс, за которым берег поворачивал на восток, в память о перенесенном шторме моряки окрестили мысом Бурь. Дорога в Индию была открыта. Планы расширения торговли и усиления могущества Португалии были близки к осуществлению, поэтому португальский король переименовал мыс Бурь в мыс Доброй Надежды.

Слава открытия морского пути из Европы в Индию выпала на долю португальского адмирала Васко да Гамы (1469-1524). В 1498 г. Ведомые им корабли обогнули мыс Доброй Надежды и продолжили свой путь вдоль восточного побережья Африки. В восточноафриканские порты регулярно приходили индийские и арабские торговые суда. Местные лоцманы помогли Васко да Гаме без потерь добраться до западного побережья Индии.

Приложение №3

Самоанализ урока

Урок по теме «Великие географические открытия» был проведен в 5а классе. Цель урока: - Обучающая: познакомить с историей географических открытий эпохи Великих географических открытий; сформировать представление об особенностях представлений людей того времени о поверхности Земли и о том, как они менялись в процессе открытия новых земель; сформировать представление о вкладе, который внесли учёные и путешественники эпохи Великих географических открытий в развитие знаний о Земле; продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками знаний.

- Развивающая: используя дополнительный материал, развивать интерес к предмету; продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками знаний. 

- Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в коллективе, способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету, развитию кругозора; воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, уважение к истории, культуре, национальным особенностям.

Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущим учебным занятием. Тип урока: комбинированный. По структуре урок – комбинированный, он сочетает различные виды деятельности. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная. Оборудование: мультимедийный проектор, индивидуальные карточки, «черный ящик». На уроке были использованы следующие методы обучения: словесные (беседа с учащимися, устная работа, сообщения учащихся, работа с текстом учебника, выделение информации из текста, выделения материала, соответствующего конкретно-поставленному вопросу), наглядные (слайды, работа с географической картой, с географическим атласом), практические (работа на контурной карте).

Урок начинался с организационного момента, проверки знаний материала домашнего задания, повторения материала, изученного ранее: фронтальная работа по проверке знаний географической номенклатуры, индивидуальная работа с карточками-заданиями, беседа с классом по изученной теме. На этапе актуализации знаний учитель подвел учащихся к самостоятельному определению темы урока и с помощью учителя были поставлены задачи. Использовано опережающее задание (учащимися были подготовлены сообщения «Как был открыт путь в Индию»). Создание проблемной ситуации с использованием «черного ящика» способствовало повышению интереса к уроку. Здоровьесбережению способствовали физкультминутка и смена видов деятельности (здоровьесберегающая технология). На этапе изучения нового материала для активизации познавательной деятельности, повышения качества образования учащихся на уроке использовались информационно-компьютерные средства. Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. В целях развития и активизации мыслительной деятельности использована игровая технология (загадки), что помогло оживить урок, сделать более интересным, а значит, и усвоение материала более глубоким и прочным.

Для закрепления нового материала, проводилась практическая работа с использованием контурных карт и географических атласов. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулировала учено-познавательную деятельность, занимала значительную часть урока, что является высоким показателем урока.

Завершающим этапом была рефлексия: оценка учащимися и учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп урока. Все этапы комбинированного урока были соблюдены, между ними прослеживалась логическая связь и завершенность. В общении наблюдались сотрудничество, включенность детей в учебную деятельность. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 5 класса.

Цели урока были достигнуты. Учащиеся познакомились с историей географических открытий эпохи Великих географических открытий. На уроке происходило формирование личностных качеств учащихся, развивалось творческое мышление, закреплялись рациональные приемы учебной деятельности. На уроке сохранялась спокойная психологическая атмосфера, общение учителя и учащихся были доброжелательными. По - моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные цели и задачи урока.




Список литературы

Учебник «Землеведение» 5 класс. Авторы Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В., - М.: «ДРОФА», 2021.

Диагностические работы к учебнику О.А. Климановой, В.В. Климанова, Э.В. Ким «География. Землеведение. 5-6 классы» (автор А.В. Румянцев, М.: Дрофа, 2014)

«Мореплаватели и новые миры» - К.Д. Ифрастов, издательство «Картография», Санкт-Петербург, М1998

«Путешествия в истории» — А. Сериков, издательство «Глобус», Москва, 2002
История географических открытий: Раздел тома «География» серии «Энциклопедия для детей». — М.: Аванта+, 2000

Баландин Р.К. «Сто великих географических открытий». — М.: Вече, 2001. 






© 2023, 527 7