СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии. Повторение. Африка 7 кл

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок географии. Повторение. Африка 7 кл»

Тема урока: «Путешествие по материку Африка»

Тип урока: урок повторения и обобщение знаний.

Цель урока:

Содержательная цель: повторение и закрепление учебного материала по разделу «Материк Африка»

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к систематизации знаний и реализации коррекционной задачи.

Задачи

1. обучающие: систематизировать и закрепить знания об особенностях природы и географических объектах материка;

2. развивающие: создать условия для развития общеучебных умений: работать с картами атласа и текстом учебника, уметь фиксировать затруднения и способы выхода их затруднений, оценивать свою работу и работу товарищей;

3. воспитательные: использовать воспитательный потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности обучающихся, формирование культуры общения при работе в малых группах.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:Объяснять особенности природы и географических объектов на материке. Определять специфику природы и населения материка. Называть и показывать на карте географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами, умение фиксировать затруднения и способы выхода их затруднений, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать свою работу и работу товарищей.

Личностные: Понимание специфических черт природы материка. Осознание причин уникальности природы и рельефа материка.

Формы работы учащихся работа в малых группах, фронтальная, индивидуальная

Оборудование: контурные карты, учебник по географии 7 класс В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев, карточки с таблицей.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельностная ученика

Формирование УУД

1 этап Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности



Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне


Зачитывает загадки-описание о странах Африки и предлагает их отгадать и найти на карте.(Приложение 1)

- Сегодняшний урок мы посвятим обобщению по теме: «Материк Африка» . Мы повторим и закрепим пройденный материал.

Осуществляют анализ, делают вывод, что все страны располагаются на одном материке – Африка, но в Восточной, Центральной, Южной частях.

Овладевают основами картографической грамотности.


Взаимодействуют с учителем во время работы с географической картой, осуществляемого во фронтальном режиме.

(Коммуникативные УУД)

Контролируют правильность ответов обучающихся.

(Регулятивные УУД)

2этап Актуализация пробного учебного действия.



Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.


Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради, записав дату и оставляя место для темы урока .(Приложение 2)

Систематизируют знания, заполняя таблицу.

Приводят факты, опираясь на собственные знания, заполняют таблицу.

(Личностные УУД)

Дают оценку своим знаниям.

(Регулятивные УУД)

3 этап. Постановка учебной задачи.



Цель: Самостоятельно сформулировать цели и задачи сегодняшнего урока.


Организует работу со всеми учащимися классами.

- Вспомните, с чего мы начинаем изучение материка?

- С какой целью мы это вспоминаем?







- С ГП, особенностей природы, населения, хозяйственной деятельности людей)

- Для того чтобы обобщить и повторить пройденный материал.

Взаимодействуют с учителем и другими одноклассниками

Формулируют тему урока, цель, проблему.

( Коммуникативные УУД)

Следят за правильностью ответа одноклассников.

(Регулятивные УУД)

4 этап. Первичное закрепление

Цель: обобщить и систематизировать знания

Организует работу с контурной картой. Нанесите на контурную карту перечисленные географические объекты. (Приложение 3)

Работают с контурной картой.

Проверяют свои знания.

(Личностное УУД)

5 Этап. Обобщение и систематизация знаний


Объяснение правил игры. Класс делится на 2 команды, и отправляемся в путешествие. После выполнения каждого задания идет обмен ответами и взаимопроверка. Организует работу в группах.

Осуществляют работу в группе. Выполняют задания, путешествуя по Африке.

1 станция – Викторина (приложен. 4)

2 станция - Географический диктант (приложение 5)

3 станция –определительная (приложение 6)

4 станция –игровая (приложение 7).

5 станция – Кто, кто в Африке живет? (приложение 8)

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками; умение выражать свои мысли.

Поиск и выделение необходимой информации, умение интерпретировать и обобщать информацию, делать выводы. Умение работать с текстом и картами различного содержания.

Проверяют правильность выполнения заданий, сопоставляя с ответами.

6. Этап. Рефлексия

Цель : Самоконтроль своей учебной деятельности.

Предлагает рефлексию в виде «Закончи предложения (интервью)»


было интересно…

мне понравилось….

было трудно…

я выполнял(а) …

я понял(а), что…

теперь я могу…

меня удивило...


Составляют синквейн. (существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, предложение из 4 слов, 1 слово ассоциация). Например,

Африка

Красивая, большая.

Удивляет, покоряет, завораживает.

Мне необходимы знания о ней.

Высказывают своё мнение производят самооценку.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Познавательные общеучебныеУУД)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД, (Личностные УУД);

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (Коммуникативные УУД)





Домашнее задание.

1. Составить презентацию «Путешествуя по Африке».

2. Реши кроссворд. (приложение 8)

Выбор домашнего задания.

Познавательные:

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.








Приложение 1.

***- единственная страна Африки, относящаяся к группе развитых стран. По всем показателям экономического развития ей принадлежит в Африке первое место. В основе экономики — горнодобывающая промышленность. Страна занимает первое место в мире по добыче золота, второе — по добыче алмазов и третье — по добыче урановых руд. Высоко развиты металлургия и машиностроение.

***- Государство в Северной Африке. На арабском языке звучит как аль-Джезаир "острова". . Около 4/5 территории страны занимает пустыня Сахара. На севере омывается Средиземным морем, на востоке граничит с Тунисом и Ливией, на юге с Мали и Нигером, на западе с Мавританией, Западной Сахарой и Марокко. Эта страна африканские ворота в Европу. В этой стране находится крупнейший порт, экономический и культурный центр.


***- государство в Западной Африке, граничащее на севере с Нигером, на востоке — с Чадом и Камеруном, на западе — с Бенином. На юге омывается Гвинейским заливом.

Название страны происходит от реки, что в переводе с туарегского означает «текучая вода».

***- государство в Восточной Африке. На северо-востоке граничит с Эритреей и Джибути, на востоке и юго-востоке — с Сомали, на юго-западе — с Кенией, на западе и северо-западе — с Суданом. Название страны происходит от древнегреческого , что означает «обожженнолицые». Это самое населённое в мире государство без выхода к морю. Вдоль северо-восточной границы с Эритреей расстояние до Красного моря составляет всего 50 км.

Приложение 2.

Индивидуальная работа с карточками.

Каждый ученик готовит описание 1 страны, заполняя таблицу, работая с картой.

Страна

Рельеф и полезные ископаемые

Климат

Реки и озера

Природа

Хозяйственная деятельность человека

Египет






Нигерия






ЮАР







Приложение 3.

Нанесите на контурную карту перечисленные географические объекты.

  • пустыня Сахара

  • вул. Килиманжара

  • р. Нил

  • р. Конго

  • р. Нигер

  • оз. Замбези

  • оз. Виктория

  • оз. Танганьика

  • крайние точки материка

  • пролив Сомали

  • пролив Гибралтарский

  • залив Гвинейский

  • Красное море

  • Суэцкий канал

  • Средиземное море

  • горы Капские

  • горы Атлас

  • горы Драконовы


Приложение 4.

1. Залив, в который впадает р. Нигер.

2. Озеро, не имеющее постоянных берегов.

3. Крупнейшая река бассейна Индийского океана.

4. Река, дважды пересекающая экватор.

5. Самая длинная река Африки.

6. Озеро в Африке, второе по глубине после Байкала.

7. Самое мелководное озеро Африки.

8.Самое большое по площади зеркала озеро Африки.

9. Озеро, как и Танганьика, лежащее в трещине земной коры.

10. Река, на которой находится водопад Виктория.

11. На какой реке жил Гиппопотам из сказки «Доктор Айболит»

Приложение 5

«Географический диктант» Необходимо вставить пропущенные слова.

Африка лежит в климатических поясах:_______________. Все пояса, кроме _____, повторяются на её территории дважды. Самая высокая температура ______была зафиксирована в городе ________на севере Африки. Самый сухой климатический пояс - ________, именно в нем располагаются пустыни - ______, ______. Наиболее благоприятный пояс для проживания людей - ______.

Приложение 6

- По тексту определите о каком географическом объекте идет речь .

(учитель зачитывает характеристику )

- Это самое крупное  плоскогорье в Африке. Оно находится на юго-востоке материка, в восточной части Центральной Африки. На севере плоскогорья расположены  гора Кения и вулкан Килиманджаро, а также крупнейшее африканское озеро Виктория. На плоскогорье находятся истоки самых крупных рек Африки: НилаКонгоЗамбези.

Восточно –Африканское плоскогорье.


- Это слово ассоциируется обычно с вечной жаждой, бесплодными просторами и, конечно, жарой. В переводе название этой местности означает «местность с рыжим оттенком почвы, лишенная растительности». Выжженная солнцем суша, расположена между Атлантическим океаном и Красным морем. На этой земле вообще не бывает дождя. Ветер поднимает мелкие частицы породы – песчинки в раскалённый воздух и образует мощный источник пыли на Земле.

Великая пустыня САХАРА

- От экватора до Средиземного моря несет свои воды эта река, даря влагу девяти государствам. У реки два истока, она состоит из двух рек, совершенно не похожих по характеру. По берегам реки протянулись зеленые поля пшеницы и сахарного тростника, рощи стройных пальм. Стаи пеликанов, аистов, журавлей хлопают крыльями над её водами.

НИЛ


- Великий английский путешественник Давид Ливингстон писал о нём так: «Передо мной открылся прекрасный вид на массу воды. Она низвергалась со скалы и имела вид сплошной густой пены, доходившей до самого дна. Ее белизна вызывала у меня представление о снеге. Я никогда не видел такой картины». О чем идет речь?

Водопад Виктория


- В каких природных зонах находится Африка?

- По иллюстрации определите природную зону (иллюстрация пустыни).

- Подбери описание природной зоны на карточках.

1 - Эта природная зона располагается располагаются по обе стороны от экватора. Тип климата – экваториальный, преобладают восходящие экваториальные воздушные массы, температура + 24ºС, А=0, осадки 2000 мл. Отсутствует сезонность климата. Основной тип - почв – красно- желтые ферраллитные, содержат железо и алюминий.

То тут, то там растут деревья – гиганты. Они составляют верхний ярус. Между ними растут деревья по ниже – деревья второго яруса, есть еще третий, четвертый ярус. Это кустарники, папоротники, травы. В лесу царит мрак, и сырость.

- Богат и животный мир этих лесов. Здесь обитают человекообразные обезьяны – горилла и шимпанзе. У больших рек и озер живут бегемоты.

- В лесах много муравьев, ящериц, змей; в реках и озерах водятся крокодилы. Здесь распространена муха цеце – переносчик и возбудитель очень тяжелой –сонной – болезни у человека.

- Много различных птиц. Жители этих лесов - Пигмеи .

2 - Эту природную зону называют тропической степью. Она покрытая высокой травянистой растительностью, среди которой встречаются одиночные деревья и кустарники, сбрасывающие листья в сухое время года.

- Для этой природной зоны характерны два сезона: сухой и влажный. Зима - сухая, а лето влажное. Для неё характерны почв характерны красные ферраллитные и красно-бурые почвы. Они более плодороднее по сравнению с почвами экваториальных лесов, накопление перегноя происходит во время сухого зимнего периода.

- Среди густой травянистой растительности возвышаются баобабы – деревья, достигающие в высоту 25 м. Ствол баобаба очень толстый, в обхвате до 45м. Когда наступает время дождей, дерево покрывается крупными белыми цветами с очень сильным запахом. Цветы распускаются вечером и утром увядают.

- В этой природной зоне водятся слоны, жирафы, львы, зебры. Самая крупная нелетающая птица – африканский страус. Население сельских мест иногда приручает этих птиц.

3 - К северу от зоны саванн количество осадков уменьшается и образуется самая безжизненная зона. Здесь почти не бывает дождей. Средняя температура самого холодного месяца + 10, +15ºС, А самого жаркого до +50ºС. Годовая сумма осадков меньше 100 мм.

- Растительность скудная, кое-где растут пучки трав и колючие кустарники. Животные приспособлены к условиям этой природной зоны. В поисках воды антилопы способны пробегать большие расстояния. Ящерицы, черепахи и змеи могут долго обходиться без воды.

Приложение 7.

Игра кто такой? Что такое?

  • Она может за несколько часов уничтожить весь урожай. (Саранча)

  • Это растение запасает до 120 л воды, живет до 5 тыс. лет) (баобаб)

  • Насекомое-переносчик возбудителей сонной болезни. (муха цеце)

  • «Маленькое хозяйства большого леса» – это сказано о людях, живущих в экваториальных лесах Африки. Кто они? (пигмеи)

Игра: Убери лишнее слово

  • Жирафы Баобаб Гиена Леопард

  • Ливингстон Стэнли Магеллан Вавилов

  • Танганьика Виктория Нигер Чад

  • Драконовые Нимиб Капские Атласс

Приложение 7

- Африка издавна привлекала внимание народов .

- Послушайте характеристику , назовите народы Африки.

Население и страны.

- Африка – прародина человека, это смешение рас,

- Вспомним, какие народы, населяют материк.

(на доске записаны ответы под буквами):

а) арабы;

б) пигмеи;

в) эфиопы;

г) тутси, нилоты, масаи;

д) малагасийцы

е) бушмены, готтенготы

Учитель читает вопросы, учащиеся их слушают, выбирают правильный ответ у доски и записывают в тетради ответы).

  1. Самый низкорослый народ на Земле, обитающий в экваториальных лесах.(пигмеи)



  1. Народ , населяющий пустыню Сахару, ведущий кочевой образ жизни.(арабы)

  2. Похожие на монголоидов - обитатели полупустынь Южной Африки. (бушмены, готтенготы)

  3. Стройные высокорослые народы саванны восточной части материка.( тутси, нилоты, масаи)

  4. Представители южной ветви европеоидной расы, населяющие север Африки.(эфиопы)

  5. Жители острова Мадагаскар произошли от смешения монголоидов и негроидов.(малагасийцы)


Приложение 8



По горизонтали

2. Самая крупная птица

5. Дикий человек

6. Как называется крайняя западная точка Африки

11. Какой пролив отделяет Африку от Евразии

14. Самая заселённая страна в Африке

15. Горы на юго-востоке Африки

17. Природная зона Африки

18. Официальная государственная политика в ЮАР до XX века

22. Столица Республики Мадагаскар

23. Одно из самых губительных стихийных бедствий Африки

25. Среди населения какой страны живут самые низкие и самые высокие люди


По вертикали

1. Знаменитый национальный парк

3. Самая крупная человекоподобная обезьяна

4. Вторая по высоте горная вершина Африки (5109м.).

7. Крайняя южная точка







































Самоанализ урока географии 7 класс.

Тема: «Путешествие по материку Африка»

Место урока в программе:

Это последний урок в теме «Африка». Африка – это первый материк, который изучается в курсе географии материков и океанов. Определение ГП им  уже знакомо из предыдущих тем (ГП Африки, ГП Австралии). Урок является основой в теме, из него  вытекают все последующие уроки, т.к. ГП материка влияет на все компоненты природы.

При планировании урока я исходила из общеобразовательного минимума, поэтому задания предложенные на уроке доступны для всех учеников.


На уроке мною поставлены цели:

Личностные: воспитание у учащихся познавательного интереса, географической зоркости, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности.


Метапредметные: развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, развивать самостоятельность в работе, умение анализировать свою работу, развивать воображение, память, речь, интерес к географии, самостоятельному поиску.


Предметные: познакомить учащихся с особенностями географического положения Южной Америки, называть и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей, определять черты сходства и различия в ГП Южной Америки, описывать ГП Южной Америки;


Все эти цели достигнуты в комплексе, решались на протяжении всего урока.

В начале урока я обеспечила мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке, пожелав удачи в работе.

Формы работы на уроке: самостоятельная исследовательская работа учащихся, поисковая работа с текстовыми листами, составление образа Южной Америки, чтение дополнительного материала, игровые элементы, просмотр видеосюжета, прочтение стихотворения.

Данные формы работы выбраны удачно, т.к. они включают различные приемы, методы работы.

Методы, работающие на этапах урока – исследовательский и поисковый.

Эти методы выбраны не случайно. Они позволяют осуществить все цели, поставленные перед уроком.


Игровые элементы, использование интерактивных средств обучения повышают интерес к предмету. Поисковая работа, работа с маршрутными листами достигают общеобразовательные цели, развивают память.


Виды работ, используемые на уроке – нестандартные, это определение географического положения Южной Америки по маршрутным листам. Такой вид работы воспитывает у учащихся познавательный интерес, географическую зоркость, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулирует творческую мыслительную деятельность.

Контроль проводится по-разному: самоконтроль (сверяют с образцом на слайде), контроль учителя, взаимоконтроль.


Средства обучения использовались для достижения целей урока целесообразно: маршрутные листы, атласы, интерактивные средства, таблицы у учащихся. Все  этапы урока взаимосвязаны между собой и плавно перетекают друг в друга.

Считаю, что на уроке была достаточно высокая работоспособность учащихся за счет различных форм работы.

Выводы.

  1. план урока выполнен;

  2. цели урока достигнуты;

  3. четко распределены и выдержаны временные рамки;

  4. интересная практическая работа;


 Любой учитель, в том числе и я, постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться хороших знаний у учащихся по своему предмету и естественно любви к нему.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!