УРОК НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ»
Камнева В.И.-учитель географии Павлодарского филиала
МБОУ Моисеево-Алабушской сош
Уваровского района Тамбовской области
Цели: образовательная: продолжить формировать понятия «меридианы», «параллели»; сформировать у учащихся понятия «географические координаты», «географическая широта»;
развивающая: развитие пространственного картографического мышления, внимания, памяти; формирование умений работы с картой, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом.
Оборудование: физическая карта полушарий, глобус, контурные карты, учебник «География 5-6 класс» авт. Дронов- М.: «Дрофа», 2018 год; атласы.
Тип: урок изучения нового материала (урока усвоения новых знаний):
Формы работы учащихся:
- коллективная во время рассказа учителя;
- индивидуальная при работе с картами атласа, при анализе схем и рисунков;
- парная при закреплении знаний.
Методы: репродуктивный (беседа); частично-поисковый (работа по карте); поисковая работа с учебником, фронтальный опрос.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
Приветствие учителя. В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.
Вопросы классу:
- Какие линии на карте образуют градусную сетку?
- Покажите параллели на карте.
- Назовите самую длинную параллель?
- Как проведены на карте меридианы?
- Какой меридиан принят за начальный? Почему Гринвичский меридиан называют нулевой?
Покажите его на карте.
-На прошлом уроке мы познакомились с градусной сеткой. Чем она образована? (Параллели и меридианы)
-Что называется параллелью? (Линия, точки которой находятся на одинаковом расстоянии от экватора).
-Меридиан, что это за линия? (Линия, соединяющая Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию).
-Зачем нужна градусная сетка? (Чтобы находить нужное место, нужный объект).
3. Мотивация к учебной деятельности.
Учащимся предлагается задание: «Объясните, где на карте находится Москва» (между Северным Ледовитым океаном и Черным морем, в Европе, на материке Евразия, к западу от Уральских гор).
Беседа с классом: -Можно ли по вашим предложениям определить точное расположение Москвы?(нет).
-Как быть? (мы должны научиться этому).
-Положение объекта на карте – это его адрес, в географии адресом называются географические координаты.
Учащиеся записывают тему урока в тетради: «Географические координаты. Географическая широта». Учитель на доске.
-Зачем нужно уметь определять координаты? (в путешествиях может понадобиться, определение мест аварии, стихийных бедствий).
4.Проблемное объяснение нового знания.
Беседа с классом: Можете ли вы самостоятельно определить хотя бы одну координату по градусной сетке?
Что мы должны сделать? 1) узнать что это такое; 2) научиться определять.
Учащиеся формулируют учебную задачу.
Учащимся предлагается задание по тексту учебника для определения понятия «географическая широта», «географическая долгота»
Понятие | Что такое | Существенные признаки |
Географическая широта | | |
Географическая долгота | | |
Обучение приёму определения географической широты и географической долготы.
Вопрос учителя: Что такое географические координаты? Для чего нужны географические координаты?
Географические координаты – широта и долгота точки земной поверхности. Они необходимы для точного определения любого объекта на земном шаре.
5.Закрепление: Отработка практических навыков определения географических координат.
Используя «Физическую карту полушарий» в атласе, определите географические координаты городов:
Обучающиеся самостоятельно определяют географические координаты этих точек и записывают в тетради:
Париж –
Лондон –
Мехико –
Кейптаун -
Берлин –
Сан-Франциско-
Санкт-Петербург -
Москва -
Северный полюс -
Мыс Доброй Надежды -
Сидней -
Решение географических задач:
1.Потерялись африканский львёнок, североамериканский медвежонок и австралийский кенгурёнок. Помогите им.
Кого вы вернёте на материк с координатами 37˚с.ш. - 34˚ю.ш. и 17˚з.д.- 51˚в.д.?
Кого на материк с координатами 71˚с.ш.- 7˚с.ш. и 168˚з.д. - 55˚з.д.?
Кого на материк с координатами 10˚ю.ш. -39˚ю.ш. и 113˚в.д. - 153˚в.д.?
2.Во время сильной бури утонул корабль, а моряки спаслись и доплыли до берега. «Мы на материке и, идя вдоль берега, сумеем вернуться домой!» - вскричал боцман. «Не, мы на острове и, чтобы вернуться, должны построить из обломков корабля лодку», - возразил капитан. С помощью сохранившихся приборов, Солнца и звезд штурман определил координаты - 10˚с.ш. и 60˚в.д. Кто был прав?
3.Первый летчик получил задание лететь над Землей всё время на восток, второй - всё время на север. Кто из летчиков не смог выполнить задание? Почему?
4.Каждый из трёх друзей провёл лето на берегу моря:
Миша - с координатами 55˚с.ш. и 20˚в.д.
Женя - 45˚ с.ш. и 38˚в.д.
Коля - 65˚ с.ш. и 40˚ в.д.
Один всё время купался, другой купался иногда при хорошей погоде. А третий в воду не заходил. Было холодно. Кто на каком море побывал?
Обращаемся к проблеме урока.
- Какую проблему решали на уроке? Что мы выяснили?
6.Проведение тестового контроля по теме урока.
Тест для проверки знаний и навыков.
1.Определите, какие координаты отсчитываются от экватора:
северная широта
восточная долгота
южная широта
западная долгота
2. Как на карте называется линия, показывающая направление на север и на юг?
параллель
меридиан
экватор
тропик
3. Как называется линия, разделяющая планету на северное и южное полушарие?
параллель
меридиан
экватор
тропик
Задание 4. Найди неверное утверждение:
А). Меридианами называют линии, условно проведённые по поверхности Земли параллельно экватору.
Б). Каждая параллель направлена на восток и запад.
В). На глобусах и картах меридианы и параллели проводят через одинаковое число градусов.
Г). По форме параллели – окружности, радиус которых увеличивается к полюсам.
Задание 5. Определи географические координаты городов: Рио-де-Жанейро, Мельбурн, Каир, Токио, Мумбаи.
7.Рефлексия: Прошу вас подойти к дереву знаний и отметить листочками:
Зелеными – у меня получилось, но не все понятно;
Красными - Я все понял. Было интересно;
Желтым - я сегодня молодец!
8.Дом. задание: п.18, задания в РТ к теме «Географические координаты»
9.Итог урока.