СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 5 классе по теме "Географические координаты"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии в 5 классе по теме "Географические координаты" направлен на обучение детей определять географические координаты.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 5 классе по теме "Географические координаты"»

УРОК НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ»

Камнева В.И.-учитель географии Павлодарского филиала

МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Уваровского района Тамбовской области

Цели: образовательная: продолжить формировать понятия «меридианы», «параллели»; сформировать у учащихся понятия «географические координаты», «географическая широта»;

развивающая: развитие пространственного картографического мышления,  внимания, памяти; формирование умений работы с картой, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом.

Оборудование: физическая карта полушарий, глобус, контурные карты, учебник «География 5-6 класс» авт. Дронов- М.: «Дрофа», 2018 год; атласы.

Тип: урок изучения нового материала (урока усвоения новых знаний): 

Формы работы учащихся:

- коллективная во время рассказа учителя;

- индивидуальная при работе с картами атласа, при анализе схем и рисунков;

- парная при закреплении знаний.

Методы: репродуктивный (беседа); частично-поисковый (работа по карте); поисковая работа с учебником, фронтальный опрос.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Приветствие учителя. В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.

Вопросы классу:

- Какие линии на карте образуют градусную сетку?

- Покажите параллели на карте.

- Назовите самую длинную параллель?

- Как проведены на карте меридианы?

- Какой меридиан принят за начальный? Почему Гринвичский меридиан называют нулевой?

Покажите его на карте.

-На прошлом уроке мы познакомились с градусной сеткой. Чем она образована? (Параллели и меридианы)

-Что называется параллелью? (Линия, точки которой находятся на одинаковом расстоянии от экватора).

-Меридиан, что это за линия? (Линия, соединяющая Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию).

-Зачем нужна градусная сетка? (Чтобы находить нужное место, нужный объект).

3. Мотивация к учебной деятельности.

Учащимся предлагается задание: «Объясните, где на карте находится Москва» (между Северным Ледовитым океаном и Черным морем, в Европе, на материке Евразия, к западу от Уральских гор).

Беседа с классом: -Можно ли по вашим предложениям определить точное расположение Москвы?(нет).

-Как быть? (мы должны научиться этому).

-Положение объекта на карте – это его адрес, в географии адресом называются географические координаты.

Учащиеся записывают тему урока в тетради: «Географические координаты. Географическая широта». Учитель на доске.

-Зачем нужно уметь определять координаты? (в путешествиях может понадобиться, определение мест аварии, стихийных бедствий).

4.Проблемное объяснение нового знания.

Беседа с классом: Можете ли вы самостоятельно определить хотя бы одну координату по градусной сетке?

Что мы должны сделать? 1) узнать что это такое; 2) научиться определять.

Учащиеся формулируют учебную задачу.

Учащимся предлагается задание по тексту учебника для определения понятия «географическая широта», «географическая долгота»

Понятие

Что такое

Существенные признаки

Географическая широта




Географическая долгота



Обучение приёму определения географической широты и географической долготы.

 Вопрос учителя: Что такое географические координаты? Для чего нужны географические координаты?

Географические координаты – широта и долгота точки земной поверхности. Они необходимы для точного определения любого объекта на земном шаре.

5.Закрепление: Отработка практических навыков определения географических координат.

Используя «Физическую карту полушарий» в атласе, определите географические координаты городов:

Обучающиеся самостоятельно определяют географические координаты этих точек и записывают в тетради:

Париж –

Лондон –

Мехико –

Кейптаун -

Берлин –

Сан-Франциско-

Санкт-Петербург -

Москва -

Северный полюс -

Мыс Доброй Надежды -

Сидней -

Решение географических задач:

1.Потерялись африканский львёнок, североамериканский медвежонок и австралийский кенгурёнок. Помогите им.

Кого вы вернёте на материк с координатами 37˚с.ш. - 34˚ю.ш. и 17˚з.д.- 51˚в.д.?

Кого на материк с координатами 71˚с.ш.- 7˚с.ш. и 168˚з.д. - 55˚з.д.?

Кого на материк с координатами 10˚ю.ш. -39˚ю.ш. и 113˚в.д. - 153˚в.д.?


2.Во время сильной бури утонул корабль, а моряки спаслись и доплыли до берега. «Мы на материке и, идя вдоль берега, сумеем вернуться домой!» - вскричал боцман. «Не, мы на острове и, чтобы вернуться, должны построить из обломков корабля лодку», - возразил капитан. С помощью сохранившихся приборов, Солнца и звезд штурман определил координаты - 10˚с.ш. и 60˚в.д. Кто был прав?


3.Первый летчик получил задание лететь над Землей всё время на восток, второй - всё время на север. Кто из летчиков не смог выполнить задание? Почему?


4.Каждый из трёх друзей провёл лето на берегу моря:

Миша - с координатами 55˚с.ш. и 20˚в.д.

Женя - 45˚ с.ш. и 38˚в.д.

Коля - 65˚ с.ш. и 40˚ в.д.

Один всё время купался, другой купался иногда при хорошей погоде. А третий в воду не заходил. Было холодно. Кто на каком море побывал?


Обращаемся к проблеме урока.

- Какую проблему решали на уроке? Что мы выяснили?

6.Проведение тестового контроля по теме урока.

Тест для проверки знаний и навыков.

1.Определите, какие координаты отсчитываются от экватора:

северная широта

восточная долгота

южная широта

западная долгота

2. Как на карте называется линия, показывающая направление на север и на юг?

параллель

меридиан

экватор

тропик

3. Как называется линия, разделяющая планету на северное и южное полушарие?

параллель

меридиан

экватор

тропик

Задание 4. Найди неверное утверждение:

А). Меридианами называют линии, условно проведённые по поверхности Земли параллельно экватору.

Б). Каждая параллель направлена на восток и запад.

В). На глобусах и картах меридианы и параллели проводят через одинаковое число градусов.

Г). По форме параллели – окружности, радиус которых увеличивается к полюсам.

Задание 5. Определи географические координаты городов: Рио-де-Жанейро, Мельбурн, Каир, Токио, Мумбаи.

7.Рефлексия: Прошу вас подойти к дереву знаний и отметить листочками:

Зелеными – у меня получилось, но не все понятно;

Красными - Я все понял. Было интересно;

Желтым - я сегодня молодец!

8.Дом. задание: п.18, задания в РТ к теме «Географические координаты»

9.Итог урока.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!