Урок географии, 6кл.
Тема урока: Движения земной коры
Цели:
Познавательные: Сформировать у учащихся представление о том, что земная кора движется; рассмотреть многообразие движений земной коры, их особенности.
Развивающие: развитие умений работать с источниками географической информации- текстом учебника, картой атласа, учебной таблицей; сопоставлять информацию и формулировать выводы.
Оборудование:
Физическая карта России, атлас, учебник, учебная таблица «Строение земной коры; набор заданий для проверки усвоения изученного ранее материала; дополнительные материалы к уроку- схемы движений земной коры, учебная презентация, печатный материал о силе землетрясений. Сообщения : «Сила землетрясений», «Прогноз землетрясений».
Ход урока:
Вводная беседа
- Какая тема изучена нами на прошлом уроке? ( горные породы)
Мы занимались составлением классификации горных пород, по какому признаку мы их делили? Какими бывают горные породы по происхождению?
Назовите способ образования в каждом случае. ( из остывающей магмы, при оседании на дно морей, внутри земли в условиях высокого давления и температур)
Проверка знаний. Выполните ряд заданий:
1. Карточка ( 7 заданий) (Приложение 1.)
Ответы- ( магматические, торф, литосфера гидросфера атмосфера, осадочные органические, гранит, газ нефть уголь, метаморфические). Взаимопроверка. Оценивание.
2. Задание на определение типа земной коры. Схема. Ответ- показана материковая земная кора, т.к. 3 слоя – осадочный, гранитный, базальтовый. (Приложение 2)
3. Исключи лишнее.Объясни, почему.
Известняк соль гипс мрамор
Гранит гравий базальт пемза
Песок глина галька туф
Домашнее задание- параграф18
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
-Формулировка темы и целей урока
Люди всегда считали землю твёрдой и неподвижной, и веками строили на ней города, мосты, прокладывали дороги. Так ли это на самом деле? Послушайте задачу: «На побережье Норвегии , , далеко от кромки воды, на высоте примерно двух метров до сих пор сохранились колышки, к которым рыбаки когда то привязывали свои лодки. Объясните, почему колышки для лодок находятся не у самой кромки воды? ( земная поверхность поднялась)
-Что из этого следует? ( Земная кора движется). Определим тему урока- Движения земной коры. О чём мы узнаем? ( выдвигают версии)
Запись числа и темы в тетрадь
Послушайте отрывок из записок путешественника:
….Казалось, ничто не предвещало никакого бедствия. Перед нами расстилалась изумрудно- зелёная равнина, кое где возвышались деревья-великаны, вдали виднелись заснеженные пики гор. Небо синело, солнце грело вовсю, но какая то непонятная тишина установилась над всем этим. Через несколько секунд я и мои спутники услышали постепенно нарастающий , тяжёлый гул, земля вздрогнула … и зашевелилась у нас под ногами. Земля мгновенно потеряла свою устойчивость. Лопнуло и с треском повалилось соседнее дерево. А прямо перед нашими изумлёнными взорами разверзлась огромная , глубокая трещина….
О чём идёт речь? Правильно, о землетрясении. Это тоже вид движения земной коры.
Работаем со схемами ( раздаются схемы) Такая же схема на обратной стороне доски.
- Какими могут быть направления движения земной коры? ( горизонтальные, вертикальные). Как движутся участки земной коры при горизонтальных движениях? ( друг к другу, друг от друга) При вертикальных? ( вверх, вниз) ( Приложение 3)
Это очень медленные движения земной коры, они происходят веками, независимо от нас с вами. Земная кора медленно поднимается, медленно опускается.
К чему приводят такие движения? ( образуются складки и горы ;, тектонические разломы и трещины). При вертикальных- возвышенности, плоскогорья или низменности.
( найдите примеры опусканий и поднятий суши в тексте, стр.46-47)
А что произойдёт, если вертикальные и горизонтальные движения накладываются друг на друга, действуют вместе, одновременно?- попробуем ответить на этот вопрос, работая с текстом учебника, стр. 48, рисунок 30. Читаем вслух раздел «Виды залегания горных пород»
Что образуется? ( грабены, горсты)
Запись - Горст- выступ в земной коре, грабен- углубление, впадина. Горсты, грабены, складки можно увидеть в горах. Почти все современные горы на суше имеют складчато-глыбовое строение. Горизонтально залегающих пород очень мало. Горизонтальное залегание нарушают движения земной коры.
Посмотрите, а чего не хватает в схеме? Все ли движения земной коры здесь указаны?
Правильно, это землетрясения.
Учитель- есть только одно движение, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения- это землетрясение. Ежегодно в мире происходит до 100 000 землетрясений, из них очень сильных- около 10. Любое землетрясение- это деформация земной коры из за возникающего давления внутри литосферы.
Представьте, что у нас в руках пружина, сжав её, мы придаём пружине давление, которое сдерживает наша рука. Так и в природе- пружина- это очаг землетрясения, где происходит накопление напряжения, а сдерживает его литосфера..Малейшее движение горных пород. Трещина в земной коре- и страшная энергия вырывается наружу.
Просмотр презентации. ( Приложение 4) Работа по просмотренному материалу.Учебник, учебная картина.
1. Записать в тетрадь и проговорить определение «землетрясение». Найти в определении причину землетрясений.
2. Дать определения- очаг, эпицентр. Вывод- чем дальше от эпицентра, тем безопаснее, сила подземных толчков ослабевает. Запись.
Очаги могут быть расположены в земной коре на глубине от 60 и до 700 км, чем глубже, тем безопаснее, угасает сила толчков, пока они доходят до поверхности.
3. Рассмотреть карту сейсмических поясов. ( опережающее рассказать о литосферных плитах, на их границах и есть эти процессы)
Найти определение «Сейсмические пояса» в учебнике, стр.45. Запись
Вывод- Сильные движения земной коры всегда бывают только в горных районах. На равнинных территориях их нет или очень слабые, не ощущаются людьми. (р/к)
В Архангельской области наряду с медленными поднятиями и опусканиями наблюдаются современные землетрясения. Все они поверхностные с глукбиной залегания эпицентра до 5км. Такие землетрясения люди чаще всего не ощущают. Их регистрируют и записывают только сейсмографы.Мощность землетрясений невелика и соответствует 2-3 баллам в эпицентре.
4. Сейсмология. Сейсмограф. Запись.
Итак, землетрясение- это внезапное стихийное бедствие. Оно имеет силу.
Сообщение учащегося «Сила землетрясений». (Приложение 5)
Учитель- к сожалению, от землетрясений гибнут люди. Предсказывать их с большой точностью люди ещё не научились. Но на помощь людям приходят наши верные помощники
Сообщение учащегося «Прогноз землетрясений» (Приложение 6)
Закрепление.
1. Отработка важнейших терминов урока.
2.Задание 6 на стр.49 ( использовать физ/карту России в атласе)
3. Какую высоту будут иметь Скандинавские горы через 100 лет , если скорость поднятия 2см в год ? ( 2см × 100= 200см или 2 метра)
4. Почему большинство гор суши имеет складчато-глыбовое строение?
Рефлексия.
Дополнительный материал
Наиболее сильные землетрясения в нашей стране, которые пережили люди:
1973 год- Ашхабад-землетрясение силой в 7 баллов , полностью уничтожила город, под развалинами погибли более 110 тысяч человек.
!988г – Армения , землетрясение силой 8 баллов, разрушены города Спитак, Ленинакан, Кировокан, погибло около 30тыс. человек
1995г. мощнейший толчок силой в 9 баллов уничтожил город Нефтегорск на Сахалине, 1841 человек погиб, 764 человека получили серьёзные травмы, всего из завалов было извлечено 2247 человек.
Что делать?
1. При первых признаках землетрясения немедленно покинуть здание.
2. Занять место на улице далеко от строений.
3. нельзя пользоваться лифтом.
4. Быстрота и точность- твоё спасение.