Определение темы урока | 1. Просмотрите видеофрагмент. Назовите географический процесс, который в нем показан - Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? | 1.Высказывают предположение о землетрясении. 2.Задумываются о теме урока. - Землетрясение - Отвечают, что тема посвящена землетрясениям Записывают число тему урока. |
Определение целей и формулирование задач урока | - Как вы думаете, каковы цели нашего урока и с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке? | Изучить строение земной коры. 2. Узнать причины землетрясений. 3. Выделить основные сейсморайоны. 4. Выяснить, какой силы могут быть землетрясения. 5. Выяснить, чем опасны землетрясения. |
Изучение нового материала. 1. Виды земной коры | 1. Вспомните, какую мощность имеет земная кора. В каких частях планеты мощность земной коры наибольшая, а в каких – наименьшая? 2. Используя текст § 9, найдите различия между океанической корой и материковой. Заполните таблицу: Строение и мощность земной коры | Океаническая | Материковая | Толщина | 5-12 км | 35-75 км | Слои горных пород | Осадочный Базальтовый | Осадочный Гранитный Базальтовый | Учитель: Земная кора в масштабе всей Земли представляет тонкую плёнку и по сравнению с радиусом Земли ничтожна. Самая мощная земная кора под горами и нагорьями Памира, Тибета, Гималаев, где она достигает 75 км. Несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет сложное строение. Верхние её горизонты довольно хорошо изучены при помощи бурения скважин. 3.Какой вывод можно сделать на основе проделанной работы? | 1.Отвечают на вопросы
2.Работают с текстом учебника, выполняют задание 1 в рабочих листах.
3.Определяют,что Земная кора имеет слоистое строение; Слои под океанами и под материками различаются по толщине, строению и составу пород |
2. Нарушение слоев земной коры. Основные сейсморайоны. | Рассказ учителя о движение земной коры (рис. 26 учебник) На побережье Норвегии, далеко от берега, вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Объясните, почему колышки для лодок находятся не у самой кромки воды? (Земная поверхность поднялась.) - При строительстве метро в Москве под землёй очень часто находили окаменелости морских моллюсков. Как они там оказались? (Когда – то на месте Москвы было море.) - Что же произошло впоследствии? (Участок земной коры поднялся над уровнем моря.) - Почему движется земная кора? - Как она может двигаться? Складчатость-процесс образования складок Складчатая область - участок земной коры, где слои горных пород смяты в складки.
Итак, земная кора движется. Она может опускаться или подниматься. И те и другие движения очень медленные, всего несколько сантиметров в год, поэтому заметить результаты этих движений можно через сотни лет. Начертим схему в тетради. Движение земной коры вертикальное горизонтальное горст, грабен сдвиг, складки Есть только одно движение, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения, - ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ. |
1.Отвечают на вопросы
2.По рис.26 определяют, что относится к вертикальным и горизонтальным движениям земной коры 3.В рабочих листах дополняют схему «Движения земной коры»
|
4. Землетрясения. Интенсивность землетрясения. Последствия землетрясений.
| 1.Самостоятельная работа в парах с учебником по параграфу 9: Учитель: (класс разбивается на пары, выбирают координатора, выполняют задания в течение 7 мин.) Учащиеся первой пары должны ответить на вопрос: Что такое землетрясение? Почему возникают землетрясения? - Учащиеся второй пары должны ответить на вопрос: Что такое очаг землетрясения? Где возникают очаги землетрясений? - Учащиеся третьей пары должны ответить на вопрос: От чего зависит сила и площадь землетрясения? - Учащиеся четвертой пары должны ответить на вопрос: Где происходят самые сильные землетрясения? Что такое эпицентр землетрясения? - Учащиеся пятой пары должны ответить на вопрос: Как оценивают силу землетрясения? Текст Май 1995 года. Нефтегорск. По свидетельствам очевидцев, непосредственно перед землетрясением все вокруг загудело, и вслед за этим рухнули все 17 пятиэтажных жилых домов. Толчок был такой силы, что спящих людей подбросило сначала вверх, а потом, увлекаемые тяжелыми плитами потолочных перекрытий и балок, они полетели вниз. В считанные секунды стройные ряды пятиэтажек превратились в руины. - Учащиеся шестой пары должны ответить на вопрос: Кто и как изучает землетрясения?
2.Просмотр видеофрагмента «Землетрясения и их последствия» | 1)От каждой группы на заданный вопрос отвечает один ученик. 1группа – Землетрясение – быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками. Землетрясения возникают потому, что в глубоких недрах Земли происходит разрыв и смещение горных пород. - 2 группа – Очаг землетрясения – место в земной коре, где разрываются и смещаются горные породы. Очаги землетрясений возникают чаще всего на глубине до 10 км. Более глубинные очаги – до 700 км. - 3 группа – Сила и площадь землетрясения зависит от глубины очага и силы толчка в нем: чем больше глубина очага и сила толчка в нём, тем больше площадь землетрясения и его сила. - 4 группа – Самые сильные землетрясения происходят в эпицентре. Чем дальше от эпицентра, тем слабее сотрясания поверхности. Эпицентр землетрясения – место на земной поверхности, расположенное непосредственно над очагом. - 5 группа – Силу землетрясения оценивают по шкале: от 1 до 12 баллов. - 6 группа- Сейсмологи. Сейсмология – наука о прохождении сейсмических волн в недрах Земли. Наблюдения за землетрясениями осуществляются автоматически. 2)Ученики записывают по ходу просмотра видеоролика в рабочие листы последствия землетрясений. - трещины, провалы, уступы; - цунами; -разрушения зданий, сооружений, разрыв линий электропередачи, газопровода, водопровода, железнодорожных путей; - пожары; - гибель людей Обсуждают полученные результаты коллективно. |
1.Закрепление | Вопросы: Родилась я в океане От подземного толчка. И бегу навстречу с вами Всё снести наверняка! 2. Место на земной поверхности непосредственно над очагом землетрясения. 3.Прибор, который записывает движение грунта при землетрясениях. 4. Место, где возникает подземный удар. 5. Назвать типы земной коры. 7.Сейсмология. |
(цунами)
(эпицентр) (сейсмограф)
(очаг) (континентальная и океаническая) (наука, изучающая землетрясения) |