СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока географии в 5 классе "Строение земной коры. Землетрясение".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока географии в 5 классе "Строение земной коры. Землетрясение".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии в 5 классе "Строение земной коры. Землетрясение".»

Урок географии в 5 классе по теме: «Строение земной коры. Землетрясения».

Класс: 5

Цель: Сформировать представления о строении и типах земной коры, о землетрясениях, причинах их возникновений, следствиях, сейсморайонах.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учеников со строением и типами земной коры, с районами возникновения землетрясений. Сформировать понятия «океаническая земная кора, континентальная (материковая) земная кора, складчатость, области складчатости, землетрясения, эпицентр землетрясения».

Воспитательные: прививать любовь к предмету.

Развивающие: развивать умения работать с учебником и картой. Способствовать формированию географической культуры. Развивать память, внимание, логику ответов и интеллекта.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать ответственное отношение к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, формирование ответственного отношения к учению, взаимопонимание.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, овладение навыками самопознания и приобретение новых знаний.

Предметные: знать понятия «землетрясение» и «океаническая и континентальная земная кора», уметь применять картографические знания для определения основных сейсмических зон.

Универсальные учебные действия:

Личностные: Обобщать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: Выявлять по географическим картам закономерности распространения землетрясений. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений.

Познавательные: Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, а также ее презентацию с помощью информационных технологий (задание для желающих- составить презентацию о землетрясениях)

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.






Этап урока

Действия учителя. Формы организации работы учителя

Действия учеников. Формы организации работы детей

1.Организационно-мотивационный этап урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Приготовились.

- Надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем, узнаем много нового, интересного и полезного.


  1. Определение темы урока








1. Просмотрите видеофрагмент. Назовите географический процесс, который в нем показан

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?



1.Высказывают предположение о землетрясении.

2.Задумываются о теме урока.

- Землетрясение

- Отвечают, что тема посвящена землетрясениям

Записывают число тему урока.

  1. Определение целей и формулирование

задач урока



- Как вы думаете, каковы цели нашего урока и с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке?


  1. Изучить строение земной коры.

2. Узнать причины землетрясений.

3. Выделить основные сейсморайоны.

4. Выяснить, какой силы могут быть землетрясения.

5. Выяснить, чем опасны землетрясения.

  1. Создание мотивационной установки

- Для чего необходимо изучать человеку строение и движение земной коры?

Ответы учащихся – чтобы знать почему происходят какие-либо процессы в земной коре

2.Процессуально - содержательный этап урока

  1. Изучение нового материала.

1. Виды земной коры

1. Вспомните, какую мощность имеет земная кора.

В каких частях планеты мощность земной коры наибольшая, а в каких – наименьшая?

2. Используя текст § 9, найдите различия между океанической корой и материковой.

Заполните таблицу:

Строение и мощность земной коры

Океаническая

Материковая

Толщина

5-12 км

35-75 км

Слои горных пород

Осадочный

Базальтовый

Осадочный

Гранитный

Базальтовый


Учитель:

Земная кора в масштабе всей Земли представляет тонкую плёнку и по сравнению с радиусом Земли ничтожна. Самая мощная земная кора под горами и нагорьями Памира, Тибета, Гималаев, где она достигает 75 км. Несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет сложное строение. Верхние её горизонты довольно хорошо изучены при помощи бурения скважин.

3.Какой вывод можно сделать на основе проделанной работы?

1.Отвечают на вопросы



2.Работают с текстом учебника, выполняют задание 1 в рабочих листах.











3.Определяют,что

  • Земная кора имеет слоистое строение;

  • Слои под океанами и под материками различаются по толщине, строению и составу пород

2. Нарушение слоев земной коры. Основные сейсморайоны.

Рассказ учителя о движение земной коры (рис. 26 учебник) На побережье Норвегии, далеко от берега, вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Объясните, почему колышки для лодок находятся не у самой кромки воды? (Земная поверхность поднялась.)

- При строительстве метро в Москве под землёй очень часто находили окаменелости морских моллюсков. Как они там оказались? (Когда – то на месте Москвы было море.)

- Что же произошло впоследствии? (Участок земной коры поднялся над уровнем моря.)

- Почему движется земная кора?

- Как она может двигаться?

Складчатость-процесс образования складок

Складчатая область - участок земной коры, где слои горных пород смяты в складки.



Итак, земная кора движется. Она может опускаться или подниматься. И те и другие движения очень медленные, всего несколько сантиметров в год, поэтому заметить результаты этих движений можно через сотни лет. Начертим схему в тетради.

Движение земной коры

вертикальное горизонтальное

горст, грабен сдвиг, складки


Есть только одно движение, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения, - ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ.





1.Отвечают на вопросы









2.По рис.26 определяют, что относится к вертикальным и горизонтальным движениям земной коры

3.В рабочих листах дополняют схему «Движения земной коры»



4. Землетрясения. Интенсивность землетрясения. Последствия землетрясений.

















1.Самостоятельная работа в парах с учебником по параграфу 9:

Учитель: (класс разбивается на пары, выбирают координатора, выполняют задания в течение 7 мин.)

Учащиеся первой пары должны ответить на вопрос: Что такое землетрясение? Почему возникают землетрясения?

- Учащиеся второй пары должны ответить на вопрос: Что такое очаг землетрясения? Где возникают очаги землетрясений?

- Учащиеся третьей пары должны ответить на вопрос: От чего зависит сила и площадь землетрясения?

- Учащиеся четвертой пары должны ответить на вопрос: Где происходят самые сильные землетрясения? Что такое эпицентр землетрясения?

- Учащиеся пятой пары должны ответить на вопрос: Как оценивают силу землетрясения?

Текст

Май 1995 года. Нефтегорск. По свидетельствам очевидцев, непосредственно перед землетрясением все вокруг загудело, и вслед за этим рухнули все 17 пятиэтажных жилых домов. Толчок был такой силы, что спящих людей подбросило сначала вверх, а потом, увлекаемые тяжелыми плитами потолочных перекрытий и балок, они полетели вниз. В считанные секунды стройные ряды пятиэтажек превратились в руины.

- Учащиеся шестой пары должны ответить на вопрос: Кто и как изучает землетрясения?





2.Просмотр видеофрагмента «Землетрясения и их последствия»

1)От каждой группы на заданный вопрос отвечает один ученик.

1группа – Землетрясение – быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками.

Землетрясения возникают потому, что в глубоких недрах Земли происходит разрыв и смещение горных пород.

- 2 группа – Очаг землетрясения – место в земной коре, где разрываются и смещаются горные породы. Очаги землетрясений возникают чаще всего на глубине до 10 км. Более глубинные очаги – до 700 км.

- 3 группа – Сила и площадь землетрясения зависит от глубины очага и силы толчка в нем: чем больше глубина очага и сила толчка в нём, тем больше площадь землетрясения и его сила.

- 4 группа – Самые сильные землетрясения происходят в эпицентре. Чем дальше от эпицентра, тем слабее сотрясания поверхности. Эпицентр землетрясения – место на земной поверхности, расположенное непосредственно над очагом.

- 5 группа – Силу землетрясения оценивают по шкале: от 1 до 12 баллов.

- 6 группа- Сейсмологи. Сейсмология – наука о прохождении сейсмических волн в недрах Земли. Наблюдения за землетрясениями осуществляются автоматически.

2)Ученики записывают по ходу просмотра видеоролика в рабочие листы последствия землетрясений.

- трещины, провалы, уступы;

- цунами;

-разрушения зданий, сооружений, разрыв линий электропередачи, газопровода, водопровода, железнодорожных путей;

- пожары;

- гибель людей


Обсуждают полученные результаты коллективно.

3.Этап закрепления

1.Закрепление

Вопросы:

  1. Родилась я в океане
    От подземного толчка.
    И бегу навстречу с вами
    Всё снести наверняка!
    2. Место на земной поверхности непосредственно над очагом землетрясения.

3.Прибор, который записывает движение грунта при землетрясениях.

4. Место, где возникает подземный удар.

5. Назвать типы земной коры.

7.Сейсмология.



(цунами)





(эпицентр)

(сейсмограф)



(очаг)

(континентальная и океаническая)

(наука, изучающая землетрясения)

4.Рефлексивный этап урока

  1. Рефлексия

«Как вы оцениваете свою работу…» :

  1. красный – я работал отлично, мне всё понятно

  2. желтый – я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось

  3. зеленый – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось.

Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке .

2.Подведение итогов.

Д.з.

П.9.

Задание на контурной карте 2, 3 стр.8 - 9


Творческое задание:

1.Подготовить сообщение о любом известном землетрясении или цунами.

2. Подготовить сообщение о животных предсказателях землетрясений.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!