2.Контроль знаний учащихся 3. Установление темы урока. Вызов. Активизация мыслительной деятельности Изучение нового материала | 1. Разминка на знание географических объектов «Что это за объект?» Прикаспийская …..(низменность) Балкаш …..(озеро) Мугалжары ….(низкие горы) Ертис ….(река) Астана ….(столица, город) Хан-Танири …(высшая точка страны, высота 6995м) Каракия …(впадина -132м) Устирт …(плато) Алтай ….(горы) Каспий …(море, самое большое в мире). 2. Нанесите цифрами данные объекты на к/к. 3. Проведите взаимопроверку. Критерии взаимопроверки: Количество объектов, обозначенных на к/к | оценка | 10 | 5 | 9-8 | 4 | 7-6 | 3 | 5 и менее | 2 | Ребята тему нашего урока вы можете определить, разгадав кроссворд. п | р | и | т | о | к | | о | б | ь | ч | и | л | и | в | о | л | г | а | а | с | т | а | н | а | Река, впадающая в гл.реку? (приток) Ертис - является притоком этой реки на территории России. (Обь) Государство Ю.Америки, расположенное в горах (Чили) Главная река России, её ласково называют «матушкой» (Волга) Столица Казахстана? (Астана). И так, тема нашего урока? Правильно «Почвы Казахстана». - Знаете ли вы что такое почва? -Знаете ли вы, как образуется почва? - Знаете ли вы, кто является основоположником наук о почве? Сегодня мы постараемся ответить на все эти вопросы. Слайд 1. Исходя из темы нашего урока, сможете ли вы сформулировать цели и задачи урока, т.е.что на уроке мы будем изучать? Сегодня на уроке, вы познакомитесь с определением понятий «почва», «почвообразующие факторы», «гумус», познакомитесь с механическим составом почвы и её структурой, а также узнаете что такое «почвоведение» и кто стал основоположником этой науки. Слайд 2 Слайд 3. Разные термины «почва». Учитель: Почва – одна из самых первых природных образований в геологической истории Земли. По данным исследований, первая мало-мощная почва возникла примерно 500млн.лет назад в кембрийский период. В это время ещё не было на Земле наземных растений, поэтому формирование почвы происходило в результате жизнедеятельности бактерий. Сегодня знания о почве переросли в целую науку, эту науку называют почвоведением. Основоположником ее является В.В.Докучаев, и возникла эта наука в конце 19 века в России. Сообщение учащегося: о Докучаеве и его доказательствах. Докучаев доказал, что «Почва – это особое природное образование, которое образовалось под воздействием определенных факторов». Учитель: Данные факторы (причины) были названы почвообразующими факторами. Мы с вами попробуем определить эти факторы и представим их в слайдовой презентации. -Образование почвы начинается с выветривания – под воздействием ветра, солнца, перепада температуры происходит разрушение горных пород. Образовавшиеся при этом щебенка и песок – это ещё не почва, а материнская порода, которая также постепенно изменялась. На ней поселялись организмы, которые питались веществами, получаемые из горных пород. Микроорганизмы разрушали её и состав горной породы постепенно менялся. Потом появились низшие растения, мхи, лишайники. Микроорганизмы разлагали их остатки, образуя гумус (перегной)-основное органическое вещество почвы. Насекомые и другие мелкие почвенные животные (дождевые черви) измельчали и переваривали отмершие листья, корни, стебли, также превращали их в гумус. Отмершие и опавшие части растений в лесах, а также травянистая растительность, после разложения микроорганизмами увеличивают содержание гумуса, тем самым увеличивая мощность почвы. На образование почвы большое влияние оказывает климат , рельеф и деятельность человека (рассуждения детей о влиянии данных факторов на образование почвы). Все почвообразующие факторы записывают в тетради. - Как вы думаете, быстро или медленно образуется почва? ( медленно) За 100 лет мощность почвы увеличивается только на 0,5-2 см. - Значит, к почвообразующим факторам еще можно отнести и время, а также воду. Математическая минутка. «Реши задачу»: «слой почвы толщиной в 2 см.образуется за 100лет. На сколько увеличится толщина почвы за 75 лет? (ответ: на 1,5см). -У кого получился такой же ответ? Молодцы! Практическая часть. Задание 1 «Различие почв по механическому составу» (беседа). Работа с учебником с.141-142. Работа в парах. Вопросы на доске. -Почва состоит из….? (твердых, жидких, газообразных и живых частей). Расшифровка. Учитель: По соотношению твердых частиц в почве определяют её механический состав, он бывает разным, выделяют. *песчаные (не получается и шарика) *супесчаные (скатывается шарик, но шнура не получается) *глинистые (скатывается в жгут и сворачивают в шнур) *суглинистые.(шнур при сгибании разламывается) -Как правильно определить механический состав почвы? Задание2 «Структура почвы». Заполнить схему.(карточка для каждого ученика) ПОЧВЫ структурная беструктурная * около 10 мм. * менее 10 мм. * рыхлая * пылеватая * хорошо прогревается * не проникает воздух и вода Вывод: Самая лучшая почва – зернистая, хорошо проникает воздух и вода, создавая благоприятные условия для роста растений. Деление на 2 группы (распределение ролей в группе, повторение и соблюдение правил работы в группе). Задание 2. 1группе «Какие типы почв имеются на территории Казахстана?»; 2группе «Эрозия почвы и меры борьбы с эрозией». Работа с учебником стр.142-145. Закрепление и контроль знаний. 1.Закрепление знаний и умений. Вопросы на слайде. -Как вы понимаете выражение «Хоть земля всех и кормит, но и сама есть просит». -Где знания о почвах мы можем применить на практике? 2. Контроль знаний. Тесты в презентации. (доп.задание. составить «Синквейн» на слово « почва»). Домашнее задание. П.35-36. Обозначить на к/к типы почв Казахстана. Рефлексия. «Обратная связь». Сегодня на уроке мне удалось | Мне на уроке показалось трудным | Что бы Вы посоветовали учителю | Понравился ли тебе урок? | | | | | | Ребята отвечают на вопросы, выполняют работу в к/к. Учащиеся разгадывают кроссворд Уч-ся читают термин «почва», записывают в тетрадь На данном этапе уч-ся знакомятся как происходит образование почвы, выделяют факторы, участвующие в образовании почвы, заполняют схему «почвообразующие факторы». Записывают в тетрадях почвообраз.факторы. Читают текст, делают вывод по заданию. По изученной теме нарисовать постер. Проводят презентацию своего постера. | Наблюдение над выполнением проверочной работы. Учитель читает вопросы кроссворда и отслеживает ответы детей. |