СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 5 классе по теме "Расы и народы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данного урока заключается в том, что люди отличаются друг от друга физиологическими особенностями.Необходимо воспитывать толерантное отношение, т.е. терпимость к чужим, непохожим на свои собственные особенности культуры, особенности языка и другие внешние особенности, убеждения и прочее. 

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 5 классе по теме "Расы и народы"»

Урок географии в 5 классе по теме «Расы и народы»

Цель урока: сформировать понятие, что такое расы, как повлияли условия среды на формирование внешних различий между людьми, познакомиться с понятием толерантность и усвоить единство и равенство всех людей на Земле.

Задачи: познакомить учащихся с понятием “раса”, дать характеристику основным расам, обратить внимание на связь между расовыми признаками и природными условиями их сформировавшими; развивать речевые навыки по составлению высказываний; формировать умение работать в группе; воспитывать толерантное отношение к окружающим людям.



1. Организационный момент. 

2. Мотивация к деятельности. 

Просмотр 1 слайда презентации.

Создал мир большим Творец:

семь морей в один конец,

И народов на пути не перечесть.

То, о чем мечтали в Йорке, -

проза будней на Майорке.

То, что в Лондоне позор,

в Рангуне – честь.

Р. Киплинг

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на данном уроке? (о народах мира)

- Что общего изображено на фотографиях? (люди)

- Чем отличаются люди? (внешностью)

3. Актуализация знаний.

- Откройте учебник. Прочитайте тему урока. (Расы и народы).

- На какие вопросы мы должны ответить? (Какого цвета население Земли?)

4. Постановка учебной задачи.

- Поставьте цель к нашему уроку.

На доске: Цель: сформировать понятие, … (какого цвета население Земли)

- Как вы думаете, нам в жизни пригодятся эти знания?

- Все люди, живущие на Земле, сильно отличаются друг от друга. В чем причина?

Существует индейская легенда. Боги лепили фигурки людей из глины и обжигали их в печи. После этого они приобретали красно-коричневый цвет и это были индейцы. Но однажды они заболтались и забыли вовремя достать их из печи, фигурки обуглились, как головешки, так возникли темнокожие африканцы. Потом боги, боясь испортить свою работу и пережечь глиняные статуэтки, поторопились, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

- Как вы думаете, в чем причина отличий людей друг от друга? (предположения детей)

5. «Открытие» нового знания.

- Что поможет нам проверить эти предположения? (учебник)

1) «Внимательное чтение»

- Возьмите в руки карандаш и разметьте текст на с.61-62. Если вам не ясно слово или целое предложение, в его конце поставьте “?”.

Проверка. Каждый ученик зачитывает слово или словосочетание.

- Отмечайте, в конце урока не должно остаться вопрос в вашем тексте.

2) На доске вывешиваются слова: Европеоидная, монголоидная, негроидная.

- Назовите эти слова одним термином. (расы)

- Как появился термин раса?

3) Работа с текстом в парах.

- Подчеркните слова, от которых образовался термин раса.

Как появился сам термин раса, пока точно не установлено. Возможно от арабского “рас”- “начало”, “корень”. А может, от итальянского “раза”- “племя”. В значении, близком к современному, слово “раса” встречается у французского ученого Франсуа Бернье, который в 1684 году опубликовал одну из первых классификаций современных человеческих рас.

- От каких слов образовалось слово раса? (начало, корень, племя)

- Связаны ли эти слова с темой урока?

4) работа с текстом учебника.

- Прочитайте, определение раса в учебнике.

- Ответьте на мои вопросы словами из определения.

- Расы – это что? (группы людей)

- Какие группы людей? (крупные)

- Связанные чем? (общностью происхождения и внешними физическими признаками)

- Как вы понимаете, общностью происхождения?

- Как вы понимаете, внешние физические признаки?

Существуют две теории происхождения рас 1. На Земле было несколько очагов зарождения человека. 2. Приспособление людей к различным условиям климата.

5) работа по таблице на с. 61 в паре.

- Проанализируйте признаки и места проживания европеоидной, негроидной, монголоидной рас.

- Сколько представителей этой расы проживает на Земле?

- Какими признаками обладают люди этой расы?

- Где проживают?

6) работа в группах.

- Группа выбирает «Мудрую сову». Ученик знакомится с текстом и готов ответить на любые вопросы группы. [ Приложение 1].

- Группа выбирает 2 учеников, они составляют 5 вопросов по данной теме. [Приложение 2].

- Группа составляет схему-плакат. Материалы: цветная бумага, клей, фломастеры, большой лист бумаги.

7) Защита плаката и вопросы «Мудрой сове»

6. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Издавна существуют теории о «высших» и «низших» расах, которые научно не подтверждены. Русский ученый Николай Николаевич Миклухо-Маклай с 1870 по 1873 год на Новой Гвинее изучал коренных жителей острова и пришел к выводу о видовом единстве и родстве различных человеческих рас. Возможность смешения рас и появление новых смешанных групп доказывает единство всех людей на Земле.

1) «Найди общие признаки». [Приложение 3].

- Влияют ли расовые признаки на способности людей?

На листках напишите 5 общих признаков людей разных рас. В чем их сходство? (способностями)

- Как необходимо относиться к представителям других рас? (толерантно, терпимо, уважительно)

2) «Отгадай расу!»

- иллюстрации в презентации: знаменитые люди разных рас. Под номерами 1, 2, 3, … пишем буквы Е – европеоидная раса, Н – негроидная раса, М – монголоидная раса.

- проверка в парах. Выставление оценок.

7. Рефлексия деятельности.

Свет молнии.

Выразить своё отношение к услышанному на уроке одним словом:

  • увлечён;

  • полезно;

  • заинтересован;

  • нужно;

  • узнал и т.д.

- Достиг ли наш урок цели?

8. Домашнее задание.

Прочитать параграф 18 на с.61-62 и ответить на вопросы 1,2. Выучить новые понятия.

  1. Творческое задание: изобразите литературных героев, которые относятся к разным расам.













Список литературы:

  1. География. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012.

  2. Николина В.В. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – М.: ВАКО, 2008.

  4. Интернет – ресурсы.





























































Приложения







































Приложение 1.

Что же способствовало их образованию? Расы начали формироваться в период палеолита, 30-40 тыс. лет назад. К этому времени человек существовал во всех частях света. Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике и другие биологические особенности. По мнению ученых некоторые особенности возникали случайно на ранних этапах развития человечества. Некоторые из них помогли людям приспособится к условиям окружающей среды и в ходе естественного отбора, закрепились в генах и стали передаваться из поколения в поколение.

Можно предположить, что особенности экваториальной расы складывались под влиянием жаркого влажного климата и сильного солнечного излучения. Известно, что негроиды и австралоиды могут долгое время находиться под палящим солнцем без головных уборов и почти без одежды. От вредного воздействий солнечных лучей их предохраняет темная кожа и черные курчавые волосы, образующие на голове защитную “шапку. Карий цвет глаз выполняет такую же роль. Большие и широкие ноздри открыты для циркуляции воздуха, утолщенные губы помогают влаге испаряться и организм охлаждается.

Светлокожие, светловолосые и светлоглазые северные европеоиды гораздо хуже, чем представители других рас, переносят прямые солнечные лучи. Особенно страдают от них рыжеволосые люди и альбиносы, так как в их коже не образуется меланин, отвечающий за загар (потемнение кожи) и таким образом предохраняющий от вредного воздействия солнца. Зато в Северной и Центральной Европе, где около 30 тыс. лет назад преобладал прохладный и влажный климат, и солнечных дней было мало, люди со светлой кожей, волосами и глазами оказывались в более выигрышном положении. От холодного воздуха защищали высокая спинка носа (что позволяло воздуху согреваться) и обильное оволосение на лице мужчин - охотников.

У монголоидов, формировавшихся в степях и полупустынях центральной Азии с резко-континентальным сухим климатом и большими суточными колебаниями температур, сильными ветрами и пылевыми бурями возникли и развились другие особенности. Эпикантус (кожная складка во внутреннем уголке глаза, прикрывающая слезный бугорок) и складка верхнего века защищают глаз от ветра и пыли. Этому же способствуют широкий и плоский нос, раскосые глаза. Волосы прямые, жесткие, темные. Это кочевые народы, что отразилось в пропорциях тела: их конечности пропорционально короче, чем у других рас.

Приложение 2.

Задание.

Составь 5 вопросов по признакам европеоидной расы.

  1. …………………………………………………………………………………………………

  2. …………………………………………………………………………………………………………

  3. …………………………………………………………………………………………………………

  4. …………………………………………………………………………………………………………

  5. …………………………………………………………………………………………………………

Задание.

Составь 5 вопросов по признакам негроидной расы.

  1. ………………………………………………………………………………………………

  2. …………………………………………………………………………………………………………

  3. ………………………………………………………………………………………………………

  4. ………………………………………………………………………………………………………

  5. …………………………………………………………………………………………………………..

Задание.

Составь 5 вопросов по признакам монголоидной расы.

  1. …………………………………………………………………………………………………

  2. …………………………………………………………………………………………………………

  3. …………………………………………………………………………………………………………

  4. …………………………………………………………………………………………………………

  5. .……………………………………………………………………………………………………

Приложение 3.

В чем сходство людей разных рас?

  1. ……………………………………………

  2. ……………………………………………

  3. ……………………………………………

  4. ……………………………………………

  5. ……………………………………………



Отгадай расу!

  1. …………2…………3…………..

4…………5……………6………….

7…………8…………….9………….

Оценка ………….

Критерии «5» - 0 ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-5 ошибки

«2» - 6- 9 ошибок

Домашнее задание:

1) Прочитать параграф 18 на с.61-62 и ответить на вопросы 1,2. Выучить новые понятия.

2) Творческое задание: изобразите литературных героев, которые относятся к разным расам.



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!