Урок географии в 5 классе по теме «Расы и народы»
Цель урока: сформировать понятие, что такое расы, как повлияли условия среды на формирование внешних различий между людьми, познакомиться с понятием толерантность и усвоить единство и равенство всех людей на Земле.
Задачи: познакомить учащихся с понятием “раса”, дать характеристику основным расам, обратить внимание на связь между расовыми признаками и природными условиями их сформировавшими; развивать речевые навыки по составлению высказываний; формировать умение работать в группе; воспитывать толерантное отношение к окружающим людям.
1. Организационный момент.
2. Мотивация к деятельности.
Просмотр 1 слайда презентации.
Создал мир большим Творец:
семь морей в один конец,
И народов на пути не перечесть.
То, о чем мечтали в Йорке, -
проза будней на Майорке.
То, что в Лондоне позор,
в Рангуне – честь.
Р. Киплинг
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на данном уроке? (о народах мира)
- Что общего изображено на фотографиях? (люди)
- Чем отличаются люди? (внешностью)
3. Актуализация знаний.
- Откройте учебник. Прочитайте тему урока. (Расы и народы).
- На какие вопросы мы должны ответить? (Какого цвета население Земли?)
4. Постановка учебной задачи.
- Поставьте цель к нашему уроку.
На доске: Цель: сформировать понятие, … (какого цвета население Земли)
- Как вы думаете, нам в жизни пригодятся эти знания?
- Все люди, живущие на Земле, сильно отличаются друг от друга. В чем причина?
Существует индейская легенда. Боги лепили фигурки людей из глины и обжигали их в печи. После этого они приобретали красно-коричневый цвет и это были индейцы. Но однажды они заболтались и забыли вовремя достать их из печи, фигурки обуглились, как головешки, так возникли темнокожие африканцы. Потом боги, боясь испортить свою работу и пережечь глиняные статуэтки, поторопились, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
- Как вы думаете, в чем причина отличий людей друг от друга? (предположения детей)
5. «Открытие» нового знания.
- Что поможет нам проверить эти предположения? (учебник)
1) «Внимательное чтение»
- Возьмите в руки карандаш и разметьте текст на с.61-62. Если вам не ясно слово или целое предложение, в его конце поставьте “?”.
Проверка. Каждый ученик зачитывает слово или словосочетание.
- Отмечайте, в конце урока не должно остаться вопрос в вашем тексте.
2) На доске вывешиваются слова: Европеоидная, монголоидная, негроидная.
- Назовите эти слова одним термином. (расы)
- Как появился термин раса?
3) Работа с текстом в парах.
- Подчеркните слова, от которых образовался термин раса.
Как появился сам термин раса, пока точно не установлено. Возможно от арабского “рас”- “начало”, “корень”. А может, от итальянского “раза”- “племя”. В значении, близком к современному, слово “раса” встречается у французского ученого Франсуа Бернье, который в 1684 году опубликовал одну из первых классификаций современных человеческих рас.
- От каких слов образовалось слово раса? (начало, корень, племя)
- Связаны ли эти слова с темой урока?
4) работа с текстом учебника.
- Прочитайте, определение раса в учебнике.
- Ответьте на мои вопросы словами из определения.
- Расы – это что? (группы людей)
- Какие группы людей? (крупные)
- Связанные чем? (общностью происхождения и внешними физическими признаками)
- Как вы понимаете, общностью происхождения?
- Как вы понимаете, внешние физические признаки?
Существуют две теории происхождения рас 1. На Земле было несколько очагов зарождения человека. 2. Приспособление людей к различным условиям климата.
5) работа по таблице на с. 61 в паре.
- Проанализируйте признаки и места проживания европеоидной, негроидной, монголоидной рас.
- Сколько представителей этой расы проживает на Земле?
- Какими признаками обладают люди этой расы?
- Где проживают?
6) работа в группах.
- Группа выбирает «Мудрую сову». Ученик знакомится с текстом и готов ответить на любые вопросы группы. [ Приложение 1].
- Группа выбирает 2 учеников, они составляют 5 вопросов по данной теме. [Приложение 2].
- Группа составляет схему-плакат. Материалы: цветная бумага, клей, фломастеры, большой лист бумаги.
7) Защита плаката и вопросы «Мудрой сове»
6. Включение нового знания в систему знаний и повторений.
Издавна существуют теории о «высших» и «низших» расах, которые научно не подтверждены. Русский ученый Николай Николаевич Миклухо-Маклай с 1870 по 1873 год на Новой Гвинее изучал коренных жителей острова и пришел к выводу о видовом единстве и родстве различных человеческих рас. Возможность смешения рас и появление новых смешанных групп доказывает единство всех людей на Земле.
1) «Найди общие признаки». [Приложение 3].
- Влияют ли расовые признаки на способности людей?
На листках напишите 5 общих признаков людей разных рас. В чем их сходство? (способностями)
- Как необходимо относиться к представителям других рас? (толерантно, терпимо, уважительно)
2) «Отгадай расу!»
- иллюстрации в презентации: знаменитые люди разных рас. Под номерами 1, 2, 3, … пишем буквы Е – европеоидная раса, Н – негроидная раса, М – монголоидная раса.
- проверка в парах. Выставление оценок.
7. Рефлексия деятельности.
Свет молнии.
Выразить своё отношение к услышанному на уроке одним словом:
увлечён;
полезно;
заинтересован;
нужно;
узнал и т.д.
- Достиг ли наш урок цели?
8. Домашнее задание.
Прочитать параграф 18 на с.61-62 и ответить на вопросы 1,2. Выучить новые понятия.
Творческое задание: изобразите литературных героев, которые относятся к разным расам.
Список литературы:
География. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012.
Николина В.В. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – М.: ВАКО, 2008.
Интернет – ресурсы.
Приложения
Приложение 1.
Что же способствовало их образованию? Расы начали формироваться в период палеолита, 30-40 тыс. лет назад. К этому времени человек существовал во всех частях света. Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике и другие биологические особенности. По мнению ученых некоторые особенности возникали случайно на ранних этапах развития человечества. Некоторые из них помогли людям приспособится к условиям окружающей среды и в ходе естественного отбора, закрепились в генах и стали передаваться из поколения в поколение.
Можно предположить, что особенности экваториальной расы складывались под влиянием жаркого влажного климата и сильного солнечного излучения. Известно, что негроиды и австралоиды могут долгое время находиться под палящим солнцем без головных уборов и почти без одежды. От вредного воздействий солнечных лучей их предохраняет темная кожа и черные курчавые волосы, образующие на голове защитную “шапку. Карий цвет глаз выполняет такую же роль. Большие и широкие ноздри открыты для циркуляции воздуха, утолщенные губы помогают влаге испаряться и организм охлаждается.
Светлокожие, светловолосые и светлоглазые северные европеоиды гораздо хуже, чем представители других рас, переносят прямые солнечные лучи. Особенно страдают от них рыжеволосые люди и альбиносы, так как в их коже не образуется меланин, отвечающий за загар (потемнение кожи) и таким образом предохраняющий от вредного воздействия солнца. Зато в Северной и Центральной Европе, где около 30 тыс. лет назад преобладал прохладный и влажный климат, и солнечных дней было мало, люди со светлой кожей, волосами и глазами оказывались в более выигрышном положении. От холодного воздуха защищали высокая спинка носа (что позволяло воздуху согреваться) и обильное оволосение на лице мужчин - охотников.
У монголоидов, формировавшихся в степях и полупустынях центральной Азии с резко-континентальным сухим климатом и большими суточными колебаниями температур, сильными ветрами и пылевыми бурями возникли и развились другие особенности. Эпикантус (кожная складка во внутреннем уголке глаза, прикрывающая слезный бугорок) и складка верхнего века защищают глаз от ветра и пыли. Этому же способствуют широкий и плоский нос, раскосые глаза. Волосы прямые, жесткие, темные. Это кочевые народы, что отразилось в пропорциях тела: их конечности пропорционально короче, чем у других рас.
Приложение 2.
Задание.
Составь 5 вопросов по признакам европеоидной расы.
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
Задание.
Составь 5 вопросов по признакам негроидной расы.
………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………..
Задание.
Составь 5 вопросов по признакам монголоидной расы.
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………
.……………………………………………………………………………………………………
Приложение 3.
В чем сходство людей разных рас?
……………………………………………
……………………………………………
……………………………………………
……………………………………………
……………………………………………
Отгадай расу!
…………2…………3…………..
4…………5……………6………….
7…………8…………….9………….
Оценка ………….
Критерии «5» - 0 ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-5 ошибки
«2» - 6- 9 ошибок
Домашнее задание:
1) Прочитать параграф 18 на с.61-62 и ответить на вопросы 1,2. Выучить новые понятия.
2) Творческое задание: изобразите литературных героев, которые относятся к разным расам.
10