сформировать практические навыки по составлению, чтению и анализу диаграмм количества осадков;
развивать познавательный интерес к предмету; обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи изменением температуры воздуха и влажностью, раскрыть процесс образования атмосферных осадков;
развивать умения задавать вопросы, анализировать информацию и делать выводы; оценивать свою деятельность;
развивать умения учащихся по работе с текстом учебника, справочными материалами, анализировать диаграммы количества осадков.
- сформировать понятие об атмосферных осадках, их видах, способах и единицах измерения;
сформировать практические навыки по составлению, чтению и анализу диаграмм количества осадков;
-умение анализировать, обобщать, классифицировать, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-умение определять цель и проблемы, выбирать средства реализации цели, оценивать степень и способы решения проблемы
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение,
умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, излагать своё мнение, понимать позицию других
Облака, абсолютная и относительная влажность воздуха, испарение, температура воздуха
№ | Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организация на урок | | Приветствует учащихся, проверяет готовность уч-ся к уроку. | Приветствуют учителя. |
| Актуализация | Загадки. А сейчас, ребята, представьте себе то, о чём вам подскажут звуки. (Слышен шум дождя) - Расскажите, что нарисовало ваше воображение, когда вы слушали звуки и что это за звуки? - Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Как образуются облака и почему идет дождь. | Формулирует вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу. | Вспоминают ранее изученный материал (П), формулируют ответы (К), слушают других (К), дополняют ответы товарищей (К) |
| Сообщение темы и цели урока | Влага в атмосфере, атмосферные осадки. Давайте поговорим сегодня поподробнее об атмосферных осадках. | Предлагает сформулировать учащимся тему урока. | |
2 | Создание проблемной ситуации | Как вы думаете, почему осадки бывают твёрдые и жидкие? Предоставляет к просмотру презентацию, стимулирует активное участие детей при выполнении заданий на понимание материала. | Задает проблемный вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса. | Рассматривают физические карты (П), выдвигают версии (Р, К), формулируют высказывания (К), слушают высказывания одноклассников (К). |
Проверим свои догадки: | Корректирует ответы учащихся. | Рассматривают изображения (П), выявляют проблему недостатка знаний (П, Р) и осознают её (Л). |
3 | Целеполагание | -Перечислите виды осадков, которые вы знаете (снег, дождь, туман) | | Рассматривают рисунок (П), отвечают на вопрос учителя (П,К). Формулируют тему, записывают в тетрадь(П, К), . |
4 | Планирование | Как вы думаете, а можно ли предполагать выпадение осадков? Какими источниками географической информации мы будем пользоваться? | Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний. Мотивирует к планированию учебной деятельности, использованию различных видов оборудования. | Предполагают (П,Р) и называют виды знаний и умений, которые будут приобретены на уроке (К). Перечисляют источники географической информации (П,К). |
5 | Открытие нового знания | 1.Что же такое атмосферные осадки? Атмосферные осадки - вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая на землю из атмосферы. Ребята, на какие виды можно разделить атмосферные осадки? Составьте схему   Атмосферные осадки
2. Виды атмосферных осадков. В зависимости от температуры и влажности воздуха, видов облаков, скорости ветра характер выпадения осадков бывает различен.
| Формулирует вопросы и корректирует ответы. Вопрос №3 стр.145 | Работают с текстом (П), выделяют в нем главное (П), отвечают на вопросы (П,К). Строят схему, выполняют логические операции сравнения, раскрывают смысловые понятия (П), фиксируют в тетрадях , используя текст учебника (П,Л) |
Виды осадков по сезонам года 1.Осадки теплого времени года (Дождь, морось, роса, град) 2.Осадки холодного времени года (Снег, изморось, иней, крупа) | Развивает пространственное мышление | Формулируют свои версии ответа на вопрос (П,Р), слушают версии одноклассников (К), оценивают их (Л,К). |
Снег – если температура в облаке ниже 0 град, то возникают не капельки воды, а сразу ледяные кристаллики, они медленно опускаются, слипаясь в снежные хлопья ( шестигранники) Роса- образование росы рассматривали на прошлом уроке. Объясните как происходит ее образование. Град – зарождается как дождь- сначала это капли воды. Но прежде чем они упадут на землю, их подхватывает ветер и возносит в холодные слои воздуха. Там они успевают замёрзнуть и вновь начинают падать, сталкиваясь по пути с парящими в облаке дождевыми каплями, которые прилипают к ним и замерзают. (Индия – 1кг, 13см) Крупа – это твёрдые осадки неправильной формы (снежная и ледяная ) обычно в переходные сезоны- весна, осень, бывает зимой. Изморозь- кристаллическая: оседание льда в виде кристалликов на ветках деревьев, проводах – возникает при тумане в тихую, морозную погоду. | Развивает умение показывать объекты на карте у доски | Находят объекты в тексте учебника, на картах атласа и настенной карте (П). Обучаются культуре показа географических объектов на настенной карте (П, Р). |
Гололёд – отложение плотного льда на ветках, проводах, столбах при намерзании переохлаждённых капель дождя или тумана. Образуется при температуре воздуха от 0 до -3град. Не следует путать с гололедицей – гололедица обычно бывает при замерзании снега, подтаявшего во время оттепели. Морось – жидкие осадки, выпадающие из слоистых облаков, состоят из очень мелких капель. Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающийся из водяного пара атмосферы на охлаждённой поверхности почвы, травы, предметов. Обычно образуется в ясные тихие ночи осенью или весной 3. Условные знаки «Виды осадков» | Развивает умение показывать объекты на карте у доски. | Находят объекты в тексте учебника, на картах атласа и настенной карте (П). |
Почему осадки выпадают не из каждого облака? Виды облаков(стр.143) Осадки выпадают при конденсации водяного пара (образование облаков) в атмосфере и увеличении размеров капель в облаке ( капли размером от 0,5 до 7мм). Какие условия необходимы для увеличения размеров капель? В облаке должны присутствовать капли разных размеров или капли воды вместе с кристаллами льда. Если капли в облаке одинаковые по размерам, то при столкновении они отталкиваются друг от друга. Крупная капля притягивает к себе маленькую. Самая крупная капля – 9,4 мм | Развивает пространственное мышление, умение формулировать вывод, подводит к пониманию зависимости рек от климата | Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Анализируют, выявляют зависимость, обобщают, делают выводы(П,Р) |
Измерение количества осадков Учитель рассказывает об устройстве осадкомера и демонстрирует данный прибор виртуально. Осадкомер похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. Затем воду выливают в мерный стакан и измеряю толщину водяного слоя в мм. | Предлагает вопрос № 6 стр.145, корректирует ответы | Рассматривают прибор (П), формулируют ответ (П,К), обосновывают его (Р,К). |
Осадкомер снимают 2 раза в сутки в 7 и 19ч. Количество осадков за сутки вычисляется путем сложения результатов двух измерений. Количество осадков за месяц равно сумме осадков, выпавших за все дни этого месяца. Что называют годовым количеством осадков?
| Задает вопрос на установление закономерности формирования режима в течение года | Анализируют, формулируют закономерность (П), развивают пространственное воображение (Л). |
Работа по учебнику стр.150 задание 2 Проанализируйте диаграммы количества осадков | Формулирует вопрос, | Анализируют, раскрывают смысловые понятия (П), фиксируют в тетрадях , используя текст учебника (П,Л) |
6 | Физкультминутка | «Пантомима» Опираясь на знания о материках и океанах современной карты покажи на себе географические объекты. (Самый большой материк, самый маленький, и т.д.) | | Играют, демонстрируя свои творческие таланты. (К) |
7 | Применение нового знания | Итак, что нового мы узнали на уроке сегодня? Какие новые понятия? | Формулирует вопросы, комментирует ответы. | Вспоминают (П), формулируют высказывания (П, К), слушают (К), дополняют ответы одноклассников (П,Р,К). |
Осадки приносят пользу или вред? Польза Проводя снегозадержание, вода впитывается, чтоб летом поить растения ( слой снега в 1 см. на 1 га пашни образует 35000 л. воды), снег сохраняет озимые посевы от вымерзания, снег очищает воздух от загрязненности, осадки питают культурные растения влагой, необходимой для фотосинтеза ( небольшой дождик слоем в 1-2 мм выльет на 1 га пашни 900 ведер воды), в снег зимой прячутся животные и птицы в лютые морозы., осадки пополняют реки, делая их судоходными. ВРЕД градины уничтожают растения, могут даже убить человека, разрушить постройки, сильные снегопады парализуют движение транспорта, обильный снегопад ломает ветви деревьев, по его массой рушатся строения, под изморозью провисают и обрываются линии электропередач, во время снегопадов и туманов прекращается полет самолетов, часты аварии на дорогах, во время гололеда травмируется человек на скользкой дороге. при обильных осадках наводнения, сход снежных лавин, сели Какой же вывод можно сделать , ребята? | Предлагает назвать критерии для структурирования географических объектов, названных на уроке. | Вспоминают (П), предлагают свои признаки для классификации объектов (П,К). |
6.1. Классификация | Построение столбчатой диаграммы Построенную нами диаграмму можно проанализировать, или прочитать. Ответьте на следующие вопросы: Чему равно годовое количество осадков? В какой сезон года наблюдается максимум выпадения осадков? В какой сезон года наблюдается минимум выпадения осадков? Какое влияние может оказать режим выпадения осадков на хозяйственную деятельность человека?
| Объясняет задание, предлагает работать в группах, помогает при составлении схемы Корректирует результаты работы. | Выбирают признак для классификации (П), выполняют работу в группах (П, К). Озвучивают результаты своей работы (К). |
6.2. Самоконтроль | Проверка Работа по учебнику. Самостоятельная работа. Как распределяются осадки стр.144 | Предлагает учащимся задания на проверку новых знаний (географический диктант) . Организует взаимопроверку, показывает ответы на слайде Побуждает учащихся оценить работу одноклассников и прокомментировать её. | Выполняют индивидуальную работу (П), обмениваются с соседом по парте (К), проводят взаимопроверку по образцу (ответы на слайде) (Р). Оценивают одноклассников (Л,К), комментируют ответы (К). |
6.3. Взаимоконтроль | Творческая работа по проверке и закреплению знаний и умений. Разгадывание кроссворда. | Предлагает учащимся по группам подготовить задание для одноклассников, чтобы проверить умение работать с картой. Создает условия для работы учащихся в роли учителя, для взаимодействия в группах. | Взаимодействуют в группах (К), формулируют вопросы для одноклассников (П), выступают в роли учителя (Л), оценивают ответы (П, К). Отвечают на вопросы одноклассников (П, К), сопереживают товарищам (К). |
8 | Рефлексия (итог урока) | 1. Ставит перед учащимися задачу: Продолжите эти предложения: 1.Сегодня я узнал……. 2. Было интересно…… 3. Было нелегко……… 4. Я понял, что……….. 5.Мне понравились задания………………. 6. Я научился………… 7. Меня удивило……… 2. Выставляет оценки в журнал | Побуждает учащихся оценить работу свою и товарищей. Учит давать объективные оценки и аргументировать свою точку зрения. Выставляет оценки. | Оценивают свою работу, свое участие в изучении новой темы (Л). Определяют зону знания и незнания (Р). Дают оценку работе одноклассников, учатся сопереживать (Л, К). |
9 | Домашнее задание | §44, задания на стр.145-дифференцировано | Задает домашнее задание, комментирует его | Записывают задание в дневник (Р). |