Урок географии по теме «Географическое положение Архангельской области»
Цель: сформировать понятие о географическом положении Архангельской области.
Задачи урока:
Конкретизировать понятие «географическое положение» на примере Архангельской области;
Продолжить формирование умений определять координаты, протяженность в километрах, работать с контурной картой.
Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
Воспитывать чувство патриотизма и любви к малой родине.
Организационный момент.
Друзья, сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Нет-нет, не ждите головокружительных маршрутов, экзотических впечатлений от знакомства с неведомыми странами, встреч с неизвестными героями! Наш урок будет посвящен «родной моей стране». Что это за страна?
2. Актуализация знаний и мотивация.
-Просмотр отрывка из м/ф «Смех и горе у бела моря» по сказкам Писахова и Шергина.
- О какой стране говорил герой мультфильма? (Архангельская область)
3. Тема, цель и задачи урока.
Чтобы понять природу области, необходимо определить ее «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.
Тема урока: Географическое положение Архангельской области.
- Определите цель нашего урока. (сформировать понятие о географическом положении Архангельской области)
_ Вспомните план характеристики географического положения из курса 7 класса. Конкретизируйте данный план согласно теме нашего урока.И определите задачи нашего урока. (на столах инструкции)
План описания географического положения материка.
Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка в километрах с севера на юг и с запада на восток.
Определите, какие океаны и моря омывают материк.
В каких климатических поясах расположен материк?
Как расположен материк относительно других материков?
Задачи урока: (учитель вывешивает на доску)
Определить географические координаты крайних точек и протяженность Архангельской области.
Определите протяженность Архангельской области с севера на юг и с запада на восток.
Определить, какие океаны и моря омывают Архангельскую область.
Определить в каких климатических поясах расположена область.
Определить соседей области.
4. Ход урока.
Перед вами лежат маршрутные листы, подпишите их. Они вам пригодятся в путешествии, вы их должны заполнить. Проверим ваши знания по теме «Географическое положение Архангельской области». В рейтинге поставьте уровень ваших знаний на начало урока по данной теме. Работать вы будете по группам, у каждой группы свое задание.
Год рождения Архангельской области - 23 сентября 1937 года. В состав области входит Ненецкий автономный округ.
Путешествие наше продолжается. Архангельская область расположена на Восточно-Европейской равнине.
Работа по группам. В группе выберите руководителя и голос группы, человек, который не боится выступать.
1 задание. Соотнесите географические координаты с крайними точками, поставьте стрелочки. Обозначьте на контурной карте цифрами крайние точки.
Проверьте выполненное задание в группах. Вместе сформулируйте вывод. Если вы затрудняетесь, найдите подсказку в учебнике на с. 6. Кто готов показать на карте крайние точки области и озвучить вывод.
2 задание. Измерьте протяженность Архангельской области с севера на юг по 44 в.д.(835 км) и с запада на восток по 64 с.ш.(450 км), переведите в км. Проверьте задание в группах, сформулируйте вывод.
Расскажите о протяженности нашей области, и как это влияет на особенности климата.
3 задание. Лото «Побережье Архангельской области». Работа в группах.
Найдите соответствие между географическим объектом и его названием.
Карточка № 1.
Белое | Карские Ворота | Новая Земля | Колгуев |
Канин | Баренцево | Вайгач | Поморский |
Чешская | Карское | Двинская | Маточкин Шар |
Карточка № 2. (карточки заранее разрезаны)
море | пролив | остров | остров |
полуостров | море | остров | пролив |
губа (залив) | море | губа (залив) | пролив |
Покажите на карте крупные острова и моря, омывающие нашу область.
4 задание. По тексту учебника на с. 6, определите в каких климатических поясах расположена область, заполните таблицу. Напишите какие у вас возникают ассоциации с климатическим поясом. Например: тропический климатический пояс – жарко, зной. В столбике «Хозяйственная деятельность населения» поставьте + или - , возможна ли деятельность человека в этом климатическом поясе и какая?
Климатические пояса | Ваши ассоциации с климатическим поясом | Хозяйственная деятельность населения |
| | |
| | |
| | |
+ да; - нет.
Проверка задания. Расскажите, в каких климатических поясах расположена наша область.
5 задание. По карте определите соседей Архангельской области. Присвойте субъекту номер и нанесите на контурную карту.
№ | Соседи Архангельской области |
| Республика Карелия |
| Вологодская область |
| Кировская область |
| Республика Коми |
| Тюменская область |
| |
Кто заметил недочет в таблице? Название, какой области не написано в таблице? Почему?
5. Закрепление изученного материала. Знаковый диктант.
Прочитайте утверждение, если вы согласны, то ставите «+», если нет, то « - «.
Архангельская область расположена на севере Восточно-Европейской равнины? Да или нет?
Мыс Флигели на о. Рудольфа, Земли Франца Иосифа – это северная материковая крайняя точка? Да или нет?
Новая Земля – это полуостров? Да или нет?
Большая часть Архангельской области расположена в умеренном климатическом поясе? Да или нет?
Высокоширотное положение, большая протяженность с севера на юг и с запада на восток, близость Северного Ледовитого океана оказывает существенное влияние на формирование природных условий Архангельской области? Да или нет?
6.Рефлексия.
Дорогой друг, ты начал путешествие по удивительному краю – Архангельскому Северу.
Что в сегодняшнем путешествии тебе запомнилось?___________
Что научился делать?____________________________________
Что заинтересовало?_____________________________________
7.Рейтинг знаний. Определите свои знания по теме. Проведите стрелочку. Ваши знания увеличились?
8.Домашнее задание. Просмотр отрывка м/ф «Не любо не слушай» о «вечных льдинах».
Создайте маршрут «вечной льдины». Нанесите маршрут на контурную карту. Составьте мини-рассказ с использованием понятий по теме «Географическое положение Архангельской области» (чем больше понятий, тем лучше). Запишите мини-рассказ в тетрадь.
6