Урок геометрии в 7 классе по теме
«Треугольники».
Цели урока:
- Повторить понятие треугольника и его элементов;
- Ввести понятие равных треугольников.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.
2. Организация на изучение темы урока. <Слайд 1,2>
Разгадывание кроссворда.
После разгадывания кроссворда по вертикали появляется слово ТРЕУГОЛЬНИК – тема урока. Записывается в тетрадь.
Учитель: просит учащихся попытаться сформулировать:
- Цель урока;
- Где встречаются треугольники?
- Как данная тема урока используется в жизни, для чего ее нужно изучать?
3. Актуализация знаний учащихся.
А сейчас мы повторим с вами те геометрические фигуры, которые мы изучали ранее и которые нам пригодятся при изучении данной темы урока.
Игра «Угадай-ка». <Слайд 3>
Один ученик класса выходит к доске и встает спиной к экрану. На экране появляются следующие фигуры:
- прямая;
- луч;
- угол;
- точка.
Ученики класса описывают фигуры, которые они видят на экране, говорят ее определение, а ученик отгадывает, что изображено на экране.
4. Поисково – исследовательский этап урока.
Так как понятие «Треугольник» уже знакомо учащимся, то целесообразно организовать изучение нового материала в виде поисковой работы. <Слайд 4>
Учитель:
- Можно ли назвать треугольник геометрической фигурой?
- Из каких простых геометрических фигур состоит треугольник?
- Сформулируйте определение треугольника.
Ученики высказывают различные предположения, а учитель быстро их изображает на доске.
Учитель: Итак какие же условия должны выполнятся для того, чтобы можно было построить треугольник?
Учащиеся сами предлагают условия для расположения точек и отрезков. И доходят до предположения: Треугольник можно построить из трех точек и трех отрезков не лежащих на одной прямой, содержащих эти точки. <Слайд 5>
Учитель:
- Указывает, что отрезки в треугольнике называются сторонами, а точки вершинами;
- Дает задание учащимся записать в тетрадь данное определение, построить произвольный треугольник, записать его вершины, стороны, углы.
5. Изучение нового материала. <Слайд 6>
Работа по тексту слайда. Учитель задает вопросы, направляет ответы учащихся.
Отрабатывается навык нахождения противолежащей и прилежащей стороны (угла, вершины).
6. Устная работа. <Слайд 7>
Учитель:
- Вспомните определение периметра фигуры.
- Сформулируйте определение периметра треугольника.
- Предлагаю решить следующие задачи.
7. Лабораторно – исследовательская работа. <Слайд 8>
На каждой парте находится листок с треугольниками, в то же время изображение этих треугольников проецируется на экран.
Учитель: Рассмотрите треугольники изображенные на рисунке:
- В чем их различие?
- В чем они схожи?
<Слайд 9> Вставьте пропущенные слова.
Учитель: перед вами стихотворение, но в нем пропущены слова. Попробуйте вспомнить известные вам понятия с начальной школы и вставьте эти слова.
Ученики получают карточки в которых приведена классификация треугольников.
Построение равностороннего и равнобедренного треугольников с помощью циркуля и линейки .
Найдите равные треугольники среди представленных на ваших карточках.
Опишите способ нахождения равных треугольников.
Наложение.
Равные треугольники – это треугольники, которые можно совместить наложением.
Запишите определение в тетрадь, выполните чертеж равных треугольников, запишите равенство соответствующих элементов.
<Слайд 10>
Учитель: Всегда ли удобно таким образом проверять равенство треугольников? Почему?
Ответы учащихся .
Учитель: Оказывается, что равенство треугольников можно установить не накладывая один треугольник на другой, а сравнивая только некоторые их элементы. С этими способами мы познакомимся на следующих уроках.
8. Решение задач. <Слайд 11>
Решение задачи записывается в тетради с комментариями с места.
Учитель:
- Что вы знаете про равные треугольники?
- Какие элементы равны в равных треугольниках?
- Какому углу равен угол М?
- Какому отрезку равна сторона МР, АС, ОР?
Доп. задачи ,Р.Т. № 50,52
9. Постановка домашнего задания.
- §14, вопросы 1,2.
- Рабочая тетрадь - № 51, 53.
- Учебник с.31, № 90, 92.