Методическая разработка урока.
Урок: Грамматика в 5 классе в МБОУ «Бейская школа-интернат».
Учитель:Дубская Н. А.
Тема: «Части речи».
Тип урока: систематизации и обобщения знаний.
Форма проведения урока: стандартная
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний.
5) Закрепление знаний.
6) Итог урока.
Цели:
1. Продолжить работу над уточнением представления о частях речи.
2. Развитие умения делать словесные, логические обобщения.
3. Коррекция вербальной памяти, на основе упражнений в запоминании.
4.Коррекция связной устной речи.
5. Воспитание усидчивости, самоконтроля.
Используемые методы:
Словесные методы: беседа, сообщение, объяснение.
Наглядные методы: иллюстрация, показ.
Методы обучения: диалогический, репродуктивный, интерактивный метод, игровой.
Зрительный ряд: просмотр таблиц, карточек, слайдов (презентация).
Слуховой ряд: прослушивание аудиозаписи,
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, учебник, мяч.
Наглядность: карточка со словарными словами, сигнальные карточки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие детей. Положительный настрой детей на урок.
2. Сообщение цели и задач урока. (слайд 1)
- Послушайте сказку и определите о ком она?
- В некотором царстве, в речевом государстве жили -были…… И жили они дружно да счастливо. Но в один день затеялся у них спор о том, кто важнее всех. «Я – самая важная часть речи, потому как без меня нельзя и предложения составить. Нет, я важнее, потому что я красивее - говорит другая часть речи.
Возражает третья часть речи: «А как вы предложение составите без действий? Признаками лишь или предметом»? Вы узнали этих жителей?
(ответы детей)
Стихи рассказывают подготовленные обучающиеся.
Имя существительное. (слайд 2)
Знаю я теперь отныне-
Есть одно такое имя -
Назовет любой предмет
И на все нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает все на свете,
Без нее никак нельзя.
Существительным ура!
Имя прилагательное. (слайд 3)
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная;
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
Интересная часть речи (слайд 4)
В русском языке живёт
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам Глагол.
- Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о частях речи.
- Наша задача - вспомнить, рассказать всё, что мы знаем.
- Сегодня мы выполним различные задания, и упражнения.
3. Актуализация знаний. (слайд 5)
Коррекционно-педагогический метод (игра).
Игра: «Назови вопросы» (игра с мячом)
Правило игры: Бросаю мяч ученику и называю часть речи, дети бросают мяч мне и называют вопрос этой части речи.
- На какие вопросы отвечает имя существительное? Имя прилагательное? Глагол?
(слайд 6) Таблица - части речи.
Работа в тетради. (слайд 7)
Словарная работа: Забота.
- лексическое значение слова;
- постановка ударения;
- деление на слоги;
- определение «трудной» буквы;
- характеристика звуков;
Физминутка «Зимой» (слайд 8)
Дети под музыку выполняют движение за учителем.
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
4.Обобщение и систематизация знаний.(слайд 9)
Коррекционно - развивающее задание.
« Мы Грамотеи»
Обучающиеся делятся на три команды;
1команда получает карточку с глаголами: закружились, моросил, читали
2 команда – карточку с прилагательными; холодный, деревянные, мохнатые
3 команда – с существительными; дождь, медведь, снежинки
Задание:
Обучающиеся должны, определить часть речи, дополняя друг друга словами из карточек составить 2 предложения понятные по смыслу.
5. Закрепление знаний. (слайд 10)
Работа по учебнику: стр, 98 упр. 158
Обучающиеся читают задание к упражнению, вместе обсуждаем алгоритм действий и записываем в тетрадь задание.
6. Итог урока:
- Сегодня мы с вами закрепили знания о частях речи. Так какая часть речи самая важная?
Оценка учащихся.
Ребята сегодня каждый отвечал, старался, на отлично поработали на уроке……., на хорошо…….
Рефлексия.( слайд 11)
- У вас на столе есть сигнальные карточки,
- Если вам понравился урок, было все понятно и интересно, то поднимите зелёную карточку.
- Если вам не все понятно и было трудно на уроке, то поднимите красную карточку.