СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок с использованием заданий составленных по таксономии Блума

Просмотр содержимого документа
«Урок "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"»

ПЛАН УРОКА

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

КАТАЛОГ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМА:


1

Базовая компетенция:

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Дисциплина:

1.1

Составляющая компетенция:


биология


Представлять информацию в виде опорных сигналов и схем – опорного конспекта.

Класс:

9

1.1.1

Метод, прием, операция, средство/цикл

Преподаватель:




Данилко Е.И.

Дидактическая степень/категория:

I

Социализация цели

Учебное заведение:

CШИОСД

Базовый учебник:

« 1



«Природа»

Биология 9. М.К. Гильманов, А.Р. Соловьева, Л.У. Абшенова, учебник для 9 класса общеобразовательной школы Алматы. «Атамура» 2009.

Обеспечение устойчивого развития


Содержание урока:

2


«Общество»


  • Определение ключевых понятий ( группа сцепления, сцепленное наследование, кроссинговер, конъюгация);

  • Объяснение причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании;

  • Обоснование цитологических основ проявления закона сцепленного наследования;

  • Положения хромосомной теории;

  • Анализ содержание рисунков.



Проявление индивидуального интеллектуального потенциала


3

«Я»


Навык представлять информацию в виде опорных сигналов и схем – опорного конспекта.










КЛАССИФИКАТОР

ОРГАНИЗАЦИЯ

Учебное задание

Таксономия учебных задач по БЛЮМУ (уровень)

Время в мин.

Организационная форма/форма оценивания

Общее время урока:

40

1

Представь информацию в виде условных знаков и символов

1. Определи соответствие:

Ген. символика Определение:

А) 1. Женская особь

Б) х 2. Гомозигота

В) А 3. Гетерозигота

Г) а 4. Рецессивный ген

Д) 5. Скрещивание

Е) Аа, АаВв 6. Доминантный ген

Ж) АА, аа, 7. Мужская особь

З) ААВВ 8. Дигетерозигота

2. Дополни предложенные формулировки символами:

    1. Сорта гамет, образующиеся при мейозе диплоидной клетки герозиготного родителя (АаВв) - …

    2. Гамета А + гамета а = зигота - …

    3. По фенотипу формула расщепления: 3 черных : 1 белый, формула по генотипу - …

    4. Родители- …

    5. Дети - …

    6. Внуки - …

    7. Генотип белой крольчихи (белая окраска шерсти – рецессивный признак) - …

Знание конкретных данных

5 мин – выполнеие,

2 мин - проверка

Индивидуальная/ взаимопроверка

2

Просмотри видео, прочти текст, дополни конспект.

Тема: ____________________________________________________

Сорта _______________, образующиеся при мейозе диплоидной клетки дигерозиготного родителя (АаВв) по Менделю:

Образование гамет равновероятно, это легло в основу открытия 3-го закона Менделя - закона независимого расщепления признаков.

Установлено, что существуют такие пары признаков, у которых 2 типа гамет встречаются относительно чаще, чем 2 другие типа.

Рассмотрим это на примере наследования признаков у мушек дрозофил:

- Серое тело; - Черное тело;

-

Нормальные крылья;

Зачаточные крылья;


П ри скрещивании:




Их генотипы:








О казывается признаков в организме значительно больше, чем хромосом, в которых эти признаки локализованы. Вывод: в одной хромосоме располагается больше количество генов. Гены, расположенные в одной хромосоме образуют единую группу сцепления и наследуются чаще всего вместе.





















Эта закономерность была установлена генетиком Т. Г. Морганом в начале 20-х годов 20-го века. Следовательно, если гены лежат в одной хромосоме, значит и наследоваться, они будут вместе.

Схема записи:




_______ ______ ______ ______


_______ ______ ______ ______

Серое тело, длинные крылья черное тело, зачаточные крылья

Генетики обратили внимание, на то, что в потомстве таких мушек



все равно появляются организмы: , а также с . Объяснение этому нашлось при изучении деления клеток. Мейоз: в профазе I мейоза происходит процесс конъюгации или сближения хромосом, за которым может последовать кроссинговер – обмен участками гомологичных хромосом.

Схема: В результате образуются кроссоверные гаметы. Организмы, которые возникают в результате слияния таких кроссоверных гамет носят название рекомбинантных. Т.к. кроссинговер происходит не после каждой конъюгации, то и количество кроссоверных гамет значительно меньше, чем количество некроссоверных. Примерное соотношение 20% /80%. В ходе эксперимента Т.Г. Морган доказал, что частота кроссинговера между генами прямо пропорциональна расстоянию между ними в хромосоме. Т.е. чем дальше гены находятся друг от друга в хромосоме, тем чаще между ними происходит кроссинговер. Это открытие позволило разработать метод, позволяющий построить хромосомные карты, т.е. указывать местонахождение генов в хромосоме различных организмов.

Понимание

10 мин


3

Обобщи полученную информацию. Запиши положения хромосомной теории наследственности.

Применение

4 мин


4

Докажи, что механизмом, нарушающим сцепленное наследование, является процесс кроссинговера.

Анализ

3 - 4 мин


5

Найди решение:

У собаки:

78 хромосом, следовательно, _____пар хромосом и _____ групп сцепления

У гороха:

14 хромосом, следовательно, _____ пар хромосом и ______

групп сцепления.

У человека:

46 хромосом, следовательно, _____ пар хромосом и ______

групп сцепления.

Вывод: Количество групп сцепления = количеству пар хромосом = гаплоидному числу хромосом.

Синтез

4 мин


6

Реши задачу: У дрозофилы доминантный ген, определяющий собой «лопастную» форму глаз, располагается в той же хромосоме, что и  рецессивный ген укороченности тела. Гомозиготную укороченную дрозофилу с лопастными глазами скрестили с нормальной дрозофилой, имеющей круглые глаза и обычные размеры тела. Какими окажутся гибриды первого поколения?  Каким будет потомство, полученное от скрещивания этих гибридов между собой?

Оценивание

10 мин




Учебное задание для учащихся

Время в

мин

Представь информацию в виде условных знаков и символов

1. Определи соответствие:

Генетическая символика Определение:

А) 1. Женская особь

Б) х 2. Гомозигота

В) АА, аа, ААВВ 3. Мужская особь

Г) А 4. Гетерозигота

Д) а 5. Рецессивный ген

Е) 6. Скрещивание

Ж) Аа, 7. Доминантный ген

З) АаВв 8. Дигетерозигота

2. Дополни предложенные формулировки символами:

1. Гамета А + гамета а = зигота - …

2. По фенотипу формула расщепления: 3 черных кролика:1 белый кролик, формула по генотипу - …

3. Родители- …

4. Дети - …

5. Внуки - …

6. Генотип белой крольчихи (белая окраска шерсти – рецессивный признак) - …

5 мин – выполнение

2 минуты - проверка

Просмотри видео, прочти текст, дополни конспект.

Тема: ____________________________________________________________________

Сорта _______________, образующиеся при мейозе диплоидной клетки дигерозиготного родителя (___________) по Менделю:

Образование гамет равновероятно, это легло в основу открытия________________ закона Менделя - закона -______________________________ расщепления признаков.

Установлено, что существуют такие пары признаков, у которых 2 типа гамет встречаются относительно чаще, чем 2 другие типа.

Рассмотрим это на примере наследования признаков у мушек _________________________:

- Серое тело; - Черное тело;

- Нормальные крылья; - Зачаточные крылья;


При скрещивании:




Их генотипы:












О казывается признаков в организме значительно больше, чем хромосом, в которых эти признаки локализованы. Вывод: в одной хромосоме располагается больше количество генов. Гены, расположенные в одной хромосоме образуют единую -____________________________________ и наследуются чаще всего _____________________________.














Эта закономерность была установлена генетиком Т. Г. Морганом в начале 20-х годов 20-го века. Следовательно, если гены лежат в одной хромосоме, значит и наследоваться, они будут вместе.

Схема записи:




_______________ _________________ _____________ _____________


_______________ _________________ _____________ _____________

Серое тело, длинные крылья черное тело, зачаточные крылья

Генетики обратили внимание, на то, что в потомстве таких мушек все равно появляются организмы: , а также с . Объяснение этому нашлось при изучении деления клеток. При мейозе: в профазе I происходит процесс _________________________или сближения хромосом, за которым может последовать -_________________________ – обмен участками гомологичных хромосом.

Схема: В результате образуются ________________________ гаметы. Организмы, которые возникают в результате слияния таких кроссоверных гамет носят название ___________________________. Т.к. кроссинговер происходит не после каждой конъюгации, то и количество кроссоверных гамет значительно меньше, чем количество некроссоверных. Примерное соотношение ________% /_______%. В ходе эксперимента Т.Г. Морган доказал, что частота кроссинговера между генами прямо пропорциональна расстоянию между ними в хромосоме. Т.е. чем дальше гены находятся друг от друга в хромосоме, тем чаще между ними происходит кроссинговер. Это открытие позволило разработать метод, позволяющий построить ________________________________________, т.е. указывать местонахождение генов в хромосоме различных организмов.

10 мин

Обобщи полученную информацию. Запиши положения хромосомной теории наследственности:

1.

2.

3.

4 мин

Докажи, что механизмом, нарушающим сцепленное наследование, является процесс кроссинговера.

3 - 4 мин

Найди решение:

У собаки: 78 хромосом, следовательно, _____пар хромосом и _____ групп сцепления

У гороха: 14 хромосом, следовательно, _____ пар хромосом и ______

групп сцепления.

У человека: 46 хромосом, следовательно, _____ пар хромосом и ______

групп сцепления.

Вывод: ______________________= ________________________ = ______________________

4 мин

Реши задачу: У дрозофилы доминантный ген, определяющий собой «лопастную» форму глаз, располагается в той же хромосоме, что и  рецессивный ген укороченности тела. Гомозиготную укороченную дрозофилу с лопастными глазами скрестили с нормальной дрозофилой, имеющей круглые глаза и обычные размеры тела. Какими окажутся гибриды первого поколения?  Каким будет потомство, полученное от скрещивания этих гибридов между собой?

Дано: Решение:











10 мин