Название, содержание и цель этапа урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формы работы на уроке | Результат |
Организационный момент | Приветствует класс, проверяет готовность к занятию | Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку | Фронтальная | Волевая саморегуляция |
Проверка домашнего задания | Проводит фронтальную проверку домашнего задания у всех учеников с целью выявления школьников, не выполнивших данный вид работы; организует повторение базового теоретического материала. | Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания, задают вопросы, возникавшие в ходе осуществления самостоятельной работы. | Фронтальная | Умение отличать выполненное задание от невыполненного, определять объем знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить. |
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников | Озвучивает важные положения ранее пройденной темы, осуществляет постановку учебной проблемы. | Отвечают на вопросы педагога, участвуют в процессе постановки учебной проблемы. | Фронтальная | Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. |
Изучение новых знаний, первичная проверка понимания изученного | Излагает новый материал, организовывает повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся в рамках индивидуальных образовательных маршрутов. На данном этапе используется интерактивное пособие «Наглядная математика. Графики функций». | Слушают объяснения учителя, задают уточняющие вопросы. Выполнение задания по пособию «Наглядная математика. Графики функций». | Фронтальная | Подведение под целеполагание |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация | На данном этапе используется интерактивное пособие «Наглядная математика. Графики функций». | Выполняют самостоятельное задание по установленному алгоритму. | Фронтальная | Выработка УУД: оценка, контроль, коррекция. |
Контроль и самоконтроль, коррекция | Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний, помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль. | Выполняют самостоятельную работу, перекрестный контроль, самоконтроль. | Индивидуальная | Самоопредление, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить. |
Подведение итогов урока, рефлексия | Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. | Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. | Фронтальная | Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Целеполагание на данном этапе: Инженер и математик Станет лишь тогда богат, Если применить сумеет Он систему координат. Как вы думаете, какая нам сейчас предстоит работа? Ребята, перед вами на карточках словесно описана ситуация. Кто прочтет ее вслух. Представим данную реальную ситуацию в системе координат. Ребята, что показывает ось Ох и ось Оу? | Познавательная: обучающиеся учатся применять определения в процессе поиска решения, самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения и прогнозирует результат. Выстраивают в процессе решения задач логическую цепь рассуждений. |
Шаг №1. Назовите координаты точки в которой находится Лена в данной системе координат. В какой точке системы координат окажется Лена через 20 минут, если расстояние до бассейна 400 м? Ребята, почему полученные точки соединились отрезком? (Далее пошаговое выполнение построения графика) Что за график мы с вами получили? | Коммуникативная: сотрудничество с одноклассниками и учителем: управление поведением одноклассника, контроль и коррекция, оценка действий товарища. Регулятивная: контроль за работой своей и одноклассников, оценка и коррекция деятельности. Проявляют познавательную инициативу. |
А теперь рассмотрим следующую ситуацию из интерактивного пособия «Наглядная математика. Графики функций». Самостоятельно выполняем задание на карточках, результат выполнения на каждом шаге сравниваем с демонстрационным ответом и фиксируем в таблице знаком «плюс» при правильном решении или знаком «минус» при несовпадении вашего ответа. | Познавательная: построение логической цепи рассуждений, анализируя и сравнивая с предыдущим примером, извлекают необходимую информацию для выполнения задания. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение. Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей. |
Ребята, прошу оценить ваше построение графика движения Игоря. Критерии оценивания на доске: Количество знаков «+» | 5 | 4 | 3 | 2 или 1 | Оценка | 5 | 4 | 3 | Коррекция действий | | Познавательная: учатся применять полученные знания в процессе индивидуальной работы, самостоятельно выполняют действия по алгоритму. Коммуникативная: выполняют построение графика, осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой. Регулятивная: контроль за правильностью выполнения заданий, осознание качества и уровня усвоения |
А сейчас я предлагаю вам пофантазировать! Какую реальную ситуацию можно описать по данному графику? (Предлагается на доске график. Задание: изучить представленный график. Составить и записать вопрос к графику функции. Ответ на поставленный вопрос записать отдельно. Предложить одноклассникам ответить на поставленные вопросы. Оценить результат работы одноклассника) | Познавательная: учатся применять полученные знания в процессе индивидуальной работы, самостоятельно планирует свою деятельность, применяет способы решения и прогнозирует результат. Выстраивает в процессе решения задач логическую цепь рассуждений. Коммуникативная: сотрудничество с одноклассниками и учителем, контроль и коррекция, оценка действий. Регулятивная: контроль за работой, оценка и коррекция деятельности. Проявляют познавательную инициативу |
Рефлексия: для чего нам надо изучать графики функций и нужно ли? Пригодится ли вам умение интерпретации графиков в жизни? | Прозвучали разнообразнейшие ответы, но главное, что каждый из ребят ответил для себя на вопрос урока. |
Еще в 1905 году Уильям Джеймс в книге «Психология» писал: «Знание, приобретенное путем простого зубрения, почти неизбежно забывается совершенно бесследно. Наоборот, умственный материал, набираемый памятью постепенно, день за днем, в связи с различными контекстами, освещенный с различных точек зрения, связанный ассоциативно с другими внешними событиями и неоднократно подвергшийся обсуждению, образует такую систему, вступает в такую связь с остальными сторонами нашего интеллекта, легко возобновляется в памяти такою массою внешних поводов, что остается надолго прочным приобретением». Поэтому использование цифровых образовательных ресурсов наряду с традиционными формами обучения позволяет разнообразить урок, делает его красочным, ярким, интересным, что способствует повышению учебной мотивации у детей и повышает чувство самореализации учителя, его удовлетворённость своим трудом. Отмечу, что учебное пособие «Наглядная математика», выпущенное компанией «ЭКЗАМЕН-МЕДИА», оказывает помощь учителю в повышении наглядности, качества преподавания математики.