«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы –
помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания
Задача деятельности учителя: способствовать формированию представлений о дружбе, о «святом братстве» на примере Пушкина и его друзей, развитию интереса к поэтическому творчеству поэта, творческих способностей учащихся.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: знать и определять жанр послания, известные средства художественной выразительности (эпитет, метафора); иметь представление о композиции лирического послания, художественных особенностях стихотворного послания;
ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к стихотворениям А. С. Пушкина; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; понимать авторскую позицию;
коммуникативная сфера: воспринимать на слух стихотворение А. С. Пушкина «И. И. Пущину», осмысленно читать и адекватно воспринимать; отвечать на вопросы по прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания; уметь вести диалог; готовить рефераты на литературные темы;
эстетическая сфера: понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Методы и формы обучения: фронтальная (слушание, беседа, словарная работа, практическая работа), индивидуальная (чтение, сообщение), групповая (оформление альбома).
Интернет-ресурсы:
И. И. Пущин. Записки о Пушкине. – Режим доступа : az.lib.ru/p/pushin_i_i/text_0030.shtml
Оборудование: портреты А. С. Пушкина и И. И. Пущина; репродукция к картине художника Н. Н. Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском»; эпиграф к уроку: «Печален я: со мною друга нет» (А. С. Пушкин).
Основные понятия и термины: эпитет, метафора, композиция лирического произведения, исповедальность, исповедальный тон.
Сценарий урока
Печален я: со мною друга нет.
А. С. Пушкин
I. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.
– Предлагаю создать творческую группу, которая займется оформлением альбома «Учимся у Пушкина».
– На уроке заслушаем и обсудим 2 мини-сочинения и несколько стихотворений о дружбе, школе, учителе.
II. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
– На прошлом уроке мы очертили круг друзей Александра Пушкина в лицейские годы. Примечательно, что Александр Сергеевич умел дружить, умел дорожить дружбой, бережно и внимательно относился к друзьям. Дружбу с Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером он пронес через всю жизнь. Мы знаем, как много стихотворений А. С. Пушкин посвятил теме дружбы. Некоторые из них вам уже известны, с другими только предстоит знакомство. Пушкинские строки «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Святому братству верен я!», «Печален я: со мною друга нет» о многом говорят за поэта. Обратимся к воспоминаниям современников.
Петр Андреевич Вяземский, друг поэта: «Пушкин был вообще простодушен, уживчив и снисходителен... Натура Пушкина была более открыта к сочувствиям, нежели к отвращениям. В нем было более любви, нежели негодования».
Петр Александрович Плетнев, друг и издатель Пушкина: «Пушкин был застенчив и более многих нежен в дружбе».
Николай Михайлович Смирнов, крупный чиновник, любитель искусства, приятель Пушкина: «...Своих друзей он защищал с необыкновенным жаром, зато несколькими словами уничтожал тех, которых презирал».
2. Сообщение ученика («История создания стихотворения “И. И. Пущину”»).
Материал для сообщения можно взять из книги И. И. Пущина «Записки о Пушкине», иллюстрировать рассказ можно, используя репродукцию картины Н. Н. Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском».
3. Работа над выразительным чтением стихотворения «И. И. Пущину».
Стихотворение читает выразительно сам учитель или подготовленный ученик.
После чтения учащиеся отвечают на вопросы 1–4, с. 24 (В. П. Полухина «Читаем, думаем, спорим...»).
4. Практическая работа. Словарная работа.
Композиция лирического произведения – это развитие темы, то есть движение чувства.
Исповедальность – интимность, откровенность.
Исповедальный тон – интимный, откровенный тон.
– Докажите, что стихотворение написано в жанре послания.
– Подберите цитаты, иллюстрирующие особенности жанра дружеского послания в стихотворении «И. И. Пущину».
– Проследите по тексту послания развитие чувства дружбы.
5. Беседа о дружбе и дружеских отношениях учащихся.
Вопросы для беседы:
– Какого человека вы можете назвать другом?
– Что вы цените в своих друзьях?
– Кого вы можете назвать настоящим другом?
– Какие пушкинские мысли о дружбе дороги вам?
III. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Чем интересен для вас этот урок? (Высказывания учащихся.)
– Нужны ли нам уроки открытых мыслей? Почему? (Высказывания учащихся.)
Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение «И. И. Пущину».