- Разработка уроков по древнерусской литературе для 7 класса Конспект урока по теме «Из «Повести временных лет» («И вспомнил
Олег коня своего…»)»
Класс: 7
Тема урока: Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»)
Место урока: 1 из 1
Тип урока: открытие нового знания
Цели:
-
общение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения произведений древнерусской литературы в 5—б классах;
-
выявление исторической основы летописной записи, параллельных сюжетов о смерти от коня в мировой литературе, особенностей языка летописи.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний
Класс делится на три команды по 9-10 человек. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
1 конкурс. Чтение учениками статьи учебника «Из древнерусской литературы»
Вопросы по статье:
-
команда – в каком веке появилась «Начальная русская летопись»?
- к чему призывали летописцы читателей?
-
команда – о чем рассказывала «Начальная русская летопись»?
- почему летописцы обращались именно к истории Руси? 3 команда – что означает слово «временных»?
- какова тема «Повести временных лет»?
2 конкурс. Дайте определение понятиям. За каждый правильный ответ команда получает один балл. На выполнение задания отводиться 3 минуты.
-
команда – летопись, вече
-
команда – летопись, старейшина 3 команда – летопись, повесть
-
конкурс. Кто больше назовет жанровых особенностей летописи. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Команды отвечают по очереди.
-документальная точность,
Подведение итогов конкурса, подсчет баллов.
- Проверка домашнего задания
Художественный пересказ фрагмента «И вспомнил Олег коня своего...» (1-2 ученика)
- Открытие нового знания
- Мы уже много знаем с вами о летописи, сегодня обратим внимание на язык этого жанра. Внимательно просмотрите текст, вспомните, какие слова вам были непонятны, вызвали затруднения при чтении.
(«кудесник», «волхвы», «княже», «укорять», «сей»).
Кудесник - волшебник; тот, кто делает что-либо сверхъестественное.
Волхвы - древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения и жертвоприношения, которым приписывались умения заклинать стихии и прорицать будущее.
Княже - князь.
Укорять – упрекать, порицать за что-либо. Сей – этот.
(ученики записывают в тетради)
Язык летописи, особенно в диалогах, сохраняет иногда интонации разговорной речи. Характерный для всего летописания ХI—ХТII вв. драматический диалог есть уже в древнейшем своде. Везде, где по сюжету было возможно, летописец не рассказывал о событии, а представлял его в лицах.
- Сообщение ученика о времени правления Олега.
- Сообщение ученика о саге о викинге Орваре Одде.
Интересно, что есть исландская сага очень сильно напоминающая легенду о смерти Вещего Олега. В ней речь идет о викинге Орваре Одде. Колдунья предсказал ему смерть от коня, за что и была им избита до крови. Чтобы не свершилось предсказание Одд и его друг Асмунд убили коня, бросили труп в яму и завалили ее камнями.
Дальше сага повествует о смерти Одда: «И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. „Что это было, обо что я ударился ногой?" Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришел туда, сказал он: „Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни".
До сих пор неизвестно точно, то ли сага об Орваре Одде стала причиной появления легенды о смерти Вещего Олега от укуса змеи, то ли наоборот. Но точно можно сказать, что причина смерти князя была другой. Разные исследователи называют разные причины, среди которых наибольшей популярностью пользуется версии об отравлении Олега и коварном убийстве его собственными дружинниками. Мы же в очередной раз убеждаемся, насколько далекими от действительности могут быть всем нам с детства известные легенды.
- Заполнение правой части таблицы.
План | Мои замечания об услышанном |
Князь Олег | Вещий Олег (ум. 912 или 922 г.) — варяг, князь новгородский (с 879 г.) и киевский (с 882 г.) |
Исторические события, нашедшие отражение в летописной записи | 882 г. — образование Древнерусского государства. 907 г. — осада князем Олегом столицы Византии Константинополя. 911 г. — заключение выгодного торгового договора с Византией. |
Сюжеты о смерти коня. Смерть Олега, отражённая в литературе и живописи | Сага о викинге Орваре Одде. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», К.Ф. Рылеев «Олег Вещий. Думы», B.C. Высоцкий «Песнь о вещем Олеге», цикл картин В. Васнецова |
-
Анализ фрагмента
- Прочитайте диалог Олега с кудесником. Что значат строки «и запали слова эти в душу Олегу»?
-
Как Олег отреагировал на предсказание кудесника?
-
Как вы думаете, почему Олег принял такое решение: испугался или проявил силу духа?
-
Перечитайте диалог Олега с конюхом. Что сообщил ему конюх? Как Олег отреагировал на сообщение конюха о смерти коня? («Олег засмеялся и укорил того кудесника…»).
-
Почему Олег так отреагировал, почему он засмеялся и сказал, что волхвы ему соврали? (он разочаровался в их предсказаниях).
-
Перечитайте эпизод, в котором Олег едет попрощаться с конём, увидеть его кости. Чем заканчивается этот эпизод? От чего умер Олег?
-
Как вы думаете, какие качества характера Олега проявляются в этом эпизоде: сила и слабость его характера?
-
Когда человек о чём-то очень сильно переживает – это сила или слабость? Имеет ли право человек переживать, сочувствовать? А имеет ли на это право воин, предводитель войска? (Главное, чтобы дети поняли, что переживать, сочувствовать и заботиться о ком-то – это нормальное человеческое состояние, на то он и человек, чтобы чувствовать. Князь Олег тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Он любит своего коня, и, конечно, очень переживает его смерть, поэтому даже если это и можно назвать слабостью, за это нельзя осуждать).
-
Прочитайте эпизод о том, как народ горевал после смерти Олега.
-
Какие слова и выражения подбирает летописец, чтобы показать, как тяжело народ перенёс известие о смерти князя Олега?
-
Что чувствуете вы, когда читаете эти строки?
-
Как вы думаете – переживает ли летописец вместе со своим народом великое горе? Как вы об этом узнали? Докажите. (Слова особые подбирает, предложения по-особому строит, чтобы передать интонацию плача и горевания. Особенно нужно обратить внимание детей на ритм «и оплакивали, и понесли.., и похоронили…», что создаёт образ причитающей на похоронах женщины).
-
Если летописец передаёт свои чувства и своё отношение к тому, что происходит, можно ли это отнести к элементам художественности? (да, конечно).
-
Давайте посмотрим, передаёт ли летописец чувства и эмоции своего героя – князя Олега? Найдите строчки в тексте, которые подтверждают ваши предположения («И запали слова эти в душу Олегу», «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» (переживание и забота о коне, любовь к своему другу), «Олег засмеялся и укорил того кудесника (разочарование): «Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив» (некоторое раздражение от разочарования).
-
Посмотрите ещё раз внимательно на текст летописи и попробуйте догадаться, что ещё есть в этом тексте, чего никогда не бывает в научных текстах? (Диалоги).
-
Можем ли мы, наконец, сказать, что благодаря летописям мы смогли представить образ князя Олега? (Да, мы уже можем сказать о том, каким он был).
-
Теперь сделайте вывод о том, какие элементы художественности присутствуют в данной летописи.
-
И последний вопрос, на который мы должны ответить – за что же так любил Олега русский народ? (Он был великим полководцем того времени, верно служил своему государству, заботился о своём народе, при этом был человеком, которому были не чужды человеческие слабости – верил кудесникам, любил своего коня, пировал с дружиной после военных походов и пр.).
- Подведение итогов.
-
Понравился ли вам фрагмент?
-
О какой особенности жанра летописи вы сегодня узнали? (использование диалогов)
-
Для чего автор использует диалоги?
- Домашнее задание.
Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Подготовить развернутый рассказ об одном из героев «Повести о Петре и Февронии