Учреждение образования
«Минский государственный ПЛ № 9 автомобилестроения»
Урок знаний
Я - ГРАЖДАНИН
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Преподаватель истории высшей категории
Матохина Елена Васильевна
2012
Утверждаю
Зам. директора по УВР ПЛ № 9
_______________Белоусова Т.П.
_____ августа 2012 г.
План проведения урока знаний
«Я - гражданин Республики Беларусь»
Организационный момент.
Основная часть.
Сущность понятия «гражданство».
Статус и роль гражданина в истории.
Современная трактовка гражданства.
Право на гражданство в Республике Беларусь.
Гражданские права в Республике Беларусь.
Государство и гражданское общество в Республике Беларусь.
Равенство граждан перед законом в Республике Беларусь.
Сущность понятия «идеология».
Возникновение и развитие идеологии в Республике Беларусь.
Идеология в других странах.
Наше участие в процессе обновления общества.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Куратор гр. 59,
преподаватель истории Е.В. Матохина
Тема урока
Урок знаний «Я – гражданин Республики Беларусь».
Тип урока
Урок совершенствования знаний.
Вид урока.
Урок-размышление.
Методическая цель урока.
Создание условий для формирования интеллектуальных навыков путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность.
Цель образования.
Создание условий для гражданско-патриотического и морально-правовового воспитания учащихся, формирования преданности идеологии белорусского государства.
Задачи образования.
1. Расширение знаний учащихся о гражданстве, политике руководства Республики Беларусь по вопросам совершенствования идеологической работы.
2. Развитие умений сравнивать, обобщать и систематизировать знания, делать самостоятельные выводы.
4. Создание условий для формирования у учащихся политической культуры, понимания собственной принадлежности к явлениям общественно-политической жизни страны.
5. Создание условий для формирования у учащихся чувства личной ответственности за судьбу Родину.
Материально-техническое обеспечение урока.
1. Государственная символика.
2. Политическая карта мира.
3. Карта Республики Беларусь.
4. Чистые листки бумаги.
5. Плакат-схема.
5. Афоризмы на тему «Человек. Гражданин. Родина».
4. Эпиграфы урока:
- «Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и не величие городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Р. Эмерсон».
- “Няма ў чалавека нічога прыгажэй і даражэй за Радзіму. Чалавек без Радзімы – жабрак”. Я. Колас
Перед уроком звучат песни о Беларуси.
Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с началом нового учебного года, с Днем знаний, с 1-м уроком.
Сегодня я буду беседовать с вами на очень важную тему, сообщу нужную и интересную информацию. Вы должны критически осмыслить услышанное и самостоятельно сделать выбор. Будьте готовы высказать мнение по поводу темы разговора на нашем уроке.
Наша задача в течение урока понять, что же такое – быть гражданином Республики Беларусь, почему это так ответственно и какими качествами должен обладать настоящий гражданин своего Отечества.
Тема нашего урока – «Я – гражданин Республики Беларусь».
Осознанная любовь к Родине возникает у каждого человека в свое время. Сначала – это любовь к родителям, затем – к друзьям, к родной улице, к родному городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, человек постепенно осознает истину – он принадлежит Родине, и он отвечает за нее.
Так рождается гражданин-патриот.
Условно различают большую и малую Родину.
Малая Родина – это место рождения и становления человека как личности. Большая Родина – страна, в которой человек вырос, живет и гражданином которой он является.
Гражданство – это понятие для характеристики политической и правовой принадлежности индивида к данному государству.
В силу гражданства на человека распространяются законы государства, установленные гражданские права и обязанности.
В разные эпохи статус и роль гражданина в обществе оценивались по-разному. В античности и средневековье политико-правовой статус человека определялся его сословно-классовой принадлежностью.
Так, например, в Древнем Риме гражданские права признавались только за патрициями, урожденными жителями Рима, составляющими высшую касту общества.
Раздробленность государств средневековой Европы делала бессмысленной идею гражданства.
Лишь начиная с эпохи Возрождения получает свое развитие принцип абстрактного равенства.
Следующим важным шагом на пути развития концепции гражданства стала интеграция принципа социального равенства с идеей прирожденных прав личности и учении о гражданском обществе.
Современная трактовка гражданства исходит из контекста учений о гражданском обществе и правовом государстве, а также принципов прав и свобод человека, отраженных в основных международно-правовых актах, в том числе и в Декларации прав человека (1948 г.).
Согласно нормам международного права, каждый человек может быть гражданином того или иного государства, иметь двойное гражданство или не иметь оного (апатрид – от греч. а – отрицание и patridos – отечество, родина – лицо без гражданства).
Право на гражданство.
Слайд
Право на гражданство Республики Беларусь обеспечивается Конституцией.
Согласно ст. 10 Конституции РБ, никто не может быть лишен гражданства или права его изменить.
Таким образом утверждается принцип свободы в самоопределении личности в нашем обществе.
Приобретение и утрата гражданства осуществляются в соответствии с законом.
Гражданство – это не только высокая честь, которой удостаивается личность, но и долг. Высшей мерой наказания для гражданина греческого полиса являлось лишение гражданских прав.
В силу гражданства на человека распространяются все законы государства, а также установленные права и обязанности.
Гражданские права.
Гражданские права не связаны с принадлежностью к конкретному государству.
Они принадлежат человеку с рождения, имеют признаваемый в обществе естественных характер.
К ним относятся:
Слайд
- право на жизнь;
- право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности;
- презумпция невиновности;
- невозможность принуждения к даче показаний и объяснений против самого себя, членов семьи, близких, родственников;
- тайна личной жизни, корреспонденции, телефонных и иных сообщений;
- неприкосновенность жилища и иных законных владений;
- свобода передвижения и выбора места жительства;
- свобода совести;
- право на создание семьи и заключение брака;
- свобода нений и убеждений;
- право сохранения своей национальной принадлежности;
- право на судебную защиту прав и свобод;
- право обращения в международные организации с целью защиты прав и свобод;
- право на юридическую помощь.
Государство и гражданское общество.
Гражданин получает возможность осуществлять контроль над деятельностью государства и даже противостоять ему, если это необходимо в том случае, когда свое развитие получают негосударственные общественные объединения и организации.
Выражая через них свои интересы, человек получает в свои руки действенные рычаги управления государством, разграничения сферы личных и общественных интересов, действия моральных и правовых норм.
Слайд
Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 2), граждане и государство взаимно ответственны друг перед другом: граждане – за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на них Конституцией, государство – за создание условий для свободного и достойного развития личности.
Равенство граждан перед законом.
Слайд
Все граждане Республики Беларусь равны перед законом, имеют устанавливаемые государством одинаковые социально-культурные, социально-экономические, политические и личные права и обязанности, в том числе право на равную защиту своих законных интересов.
Никто не может воспользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.
Равенство граждан перед законом провозглашено в Конституции Республики Беларусь (ст. 22, 23).
Теперь скажите мне, есть ли у вас цель в жизни и какая она?
Ответы – получить образование, профессию, хорошая работа, зарплата... – это и близкие цели, и более далекие.
Психологи утверждают, что особенно важно в подростковом возрасте иметь отдаленную цель, чтобы состояться взрослым человеком, а не оставаться инфантильным подростком на всю оставшуюся жизнь.
Вы ставили личные цели.
А можем ли мы назвать цель, которая объединяла бы нас и являлась очень важной для всех?
Ответы – мир на земле, чистый воздух, культура, охрана природы...
Это цели, добиваться которых необходимо всем миром, всей страной, т.к. гибель ожидает государство, которое не имеет четкий и понятных ориентиров и целей.
Понятие «гражданство» неотделимо от понятия «идеология».
27 марта 2003 г. Президент РБ А. Лукашенко выступил с докладом «Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент», после чего в стране началась разработка идеологической системы.
Для нашей сегодняшней беседы мы с вами выбрали следующие вопросы:
Что такое идеология?
Почему разработкой идеологии государство занялось только сейчас?
Есть ли идеология в других странах?
Была ли идеология в нашей стране раньше? Почему от нее отказались?
Какие ценности, идеи, цели могут нас объединять?
Кто и что поможет нам объединиться? Каким должно быть наше участие в процессе обновления общества?
Что такое идеология?
Это комплексное понятие. Взгляните на схему:
Слайд
Идеология – это:
идеи, взгляды, представления о целях развития гражданского общества (обозначено флагом РБ);
средства и пути достижения этих целей (обозначено стрелками);
деятельность государства по воспитанию убеждений, подуждающих граждан самостоятельно, по личной воле, объединяться и стремиться к общим целяи (обозначено фигурками).
Слайд
По мнению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, «идеология для государства – это то же самое, что иммунная система для живого организма.
Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная инфекция становится смертельной.
Точно также и с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным».
Слайд
Идеология государства – это национальная объединяющая и мобилизующая идея.
2. Почему разработкой идеологии государство занялось только сейчас?
В к. 80-х – н. 90-х гг. в мире произошли огромные потрясения.
Слайд
В 1991 г. распалась огромная страна – СССР. На карте мира появились новые государства, в том числе и Республика Беларусь.
Развал СССР сопровождался критикой и осуждением идеалов этой страны. Слово «идеология» было выброшено из политического словаря, т.к. его связываля с идеологией КПСС.
На смену однопартийной власти пришла власть беспартийная. Она взяла на себя хозяйственные вопросы, т.к. в первую очередь надо было вывести страну из экономического кризиса, уберечь от хаоса и гражданской войны.
В стране появилось много партий. Цели и задачи каждой партии в отдельности не способны объединить народ. Чтобы избежать угрозы потери государственности, началась разработка системы государственной идеологии.
Есть ли идеология в других странах?
Я уже говорила, что государство без идеологии, как и человек без цели, обречено на гибель.
И поэтому каждая страна проводит идеологическое воспитание своих граждан, выстраивая перед ними определенные цели, идеи, ценности и перспективу.
Слайд
США. К ценностям этого государства можно отнести: частную собственность, конкуренцию, рыночную экономику, активное противодействие всему, что угрожает национальным интересам Америки.
Для американца его страна, гимн, флаг, президент, конституция – самые лучшие в мире.
Уважительное отношение к собственной истории, где ничто не подлежит забвению, осмеянию или поруганию и достойно уважения.
Слайд
Великобритания. 75 % школьного времени, отведенного на изучение истории, используется для изучения истории Англии, а 25 % - для всемирной истории.
Слайд
Западная Европа. В рамках ЕС действует принцип прозрачности границ.
Но ни одному французу, немцу, итальянцу и в голову не придет отказаться от своей государственности, национальнояти, языка, культуры, истории. И все это благодаря национальной идеологической политике.
Слайд
Иран демонстрирует устремленность к «исламской чистоте».
Слайд
Население Японии долгие годы вдохновлялось ролью творцов «японского чуда».
И такие примеры можно продолжить.
4. Была ли идеология в нашей стране раньше?
Ответить на этот вопрос однозначно «да» или «нет» нельзя.
Вы знаете историю Беларуси. В отличие от многих стран, процесс становления государственности Республики Беларусь был долгим и сложным.
Это и княжества-государства IX-XII вв., и ВКЛ (ныне территория нескольких европейских стран), и Речь Посполитая, и Российская империя.
Суть содержания самосознания белорусов (или их этнических предков) на каждом из этих этапов была следующая:
Слайд
1. Киевская Русь – славяне, населявшие белорусские земли, осознают себя русскими людьми.
2. ВКЛ – формирование на основе славяно-православной культуры белорусского этноса.
3. Речь Посполитая – осознание белорусами своего славяно-православного, этнического и культурно-исторического родства с русскими и украинцами.
Слайд
4. Российская империя – формирование белорусской национальной идеи, главная задача – национальное самоопределение белорусов.
В н. XX в. национальная идея белорусов была предельно ясно сформулирована народным поэтом Беларуси Янкой Купалой.
Суть ее выражена словами «Мы – белорусы».
В стихотворении «А хто там ідзе?» поэт объявил миру о существовании белорусов как самобытного народа и заявил об их праве на уважительное отношение к себе.
Слайд
5. Советский период. С 1922 г. до 1991 г. БССР входила в состав СССР. Идеология СССР была единой для всех союзных государств.
Хорошо – интернациональность, патриотизм, справедливое общество. Плохо – можно не изучать белорусский язык, изменить национальность (все – «советский народ»).
Таким образом, идеология была, но она не может оставаться идеологией суверенной Республики Беларусь.
6. Какие ценности, идеи и цели могут нас объединить?
Слайд
Самой большой, изначальной ценностью и самым главным богатством является земля.
Территория Беларуси находится в выгодном географическом положении (карта).
Центр Европы. Нам не страшны оползни, землетрясения, наводнения. Земля богата лесом, реками, озерами, богата полезными ископаемыми. Какой бы противоречивой не была наша история, наши предки сохранили для нас богатейшую культуру, язык традиции.
Есть народы, которые не сберегли землю для потомков.
Например, цыгане (но сохранили язык, культуру).
Вы знаете о драме, которая разыгрывается на Ближнем Востоке. Палестинцы не хотят уступать ни пяди своей земли.
Вы знаете о потемлении климата на планете и видели карту-прогноз затопления ряда европейских государств. Правительства этих стран задумываются, где будуть жить их внуки и правнуки.
Энергоносители и пресная вода (по запасам которой Беларусь занимает одно из первых мест в Европе) стали стратегическим сырьем.
Сможет ли мы сохранить и передать детям и внукам ту «спадчыну», «якая засталася нам ад прадзедаў»?
Слайд
“Няма у чалавека нічога прыгажэй і даражэй за Радзіму. Чалавек без Радзімы – жабрак”, - казаў беларускі пясняр Якуб Колас.
Итак, первая и главная ценность – земля.
Президент в своем Докладе сказал, что наша идеология должна строиться на национальном фундаменте (Беларусь, Радзіма, мова).
Какие цели, объединяющие граждан Республики Беларусь, назвали бы вы?
Ответы – учащиеся вписывают в карточки понятия, размещаем на схеме справа от флага).
Слайд
Цели:
- независимость; - коллективизм;
- демократия; - гуманизм;
- Беларусь; - язык;
- Родина; - культура;
- патриотизм; - благосостояние;
- нравственность;
- духовность...
Государство привлекло самых образованных людей для разработки системы государственной идеологии. Работа предстоит важная и ответственная.
Кто и что поможет нам объединиться? Каким должно быть наше участие в процессе обновления общества?
Слайд
По Конституции Республики Беларусь наше государство – многонациональное, многоконфессийное, многопартийное.
Таким образом, только государство стоит над узконациональными, узкоконфессийными, узкопартийными интересами.
Государство не только вправе, но и обязано проводить идеологическую работу.
Наша сила – в объединении белорусского народа, в объединении белорусской молодежи в рамках республиканских организаций БРСМ.
Подведение итогов.
Вы называли очень важные общечеловеческие ценности и цели (схема). Однако никто эту замечательную жизнь, о которой вы мечтаете, не подаст вам в готовом виде.
Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится «винтиком», обладающим своим «отверстием». Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.
Ведущий 3.
Наша страна и правительство стремятся сделать нашу жизнь лучше и радостней, хотя это и нелегко. Чтобы наша жизнь улучшалась, многое зависит от нас - нашей дальнейшей учебы.
Хочется напомнить всем, что мы в ответе за свою маленькую планету -Беларусь.
Слайд
У каждого заботой Своей глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.
Только трудясь всем народом, мы можем построить сильную и процветающую Беларусь.
Вы можете стать активным участником общенародных дел. Мы с вами участвовали в субботниках, государственных праздниках, внесли свой вклад в строительство национальной библиотеки.
Настоящий патриот, гражданин своего Отечества не может стоять в стороне от событий, которые происходят сегодня в его стране: ликвидация последствий урага, уборка урожая, фестиваль «Славянский базар», подготовка к Олимпийским играм – все должно интересовать юного гражданина.
Занимайтесь самовоспитанием и становитесь настоящими гражданами своей страны – Республики Беларусь.
Слайд
Как сказал Р. Эмерсон:
«Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и не величие городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной».
Рефлексия.
Вы понимаете, что сила любого государства – в единстве его граждан.
Очень скоро вы закончите училище, и вашим учителем станет сама Жизнь. Жизнь будет давать вам уроки, а выбор всегда оставит за вами.
Прислушайтесь к себе, подумайте и найдите свое место на схеме.
Учащиеся пишут свои имена на листках бумаги и размещают их на схеме.
Литература
Доклад Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко от 27.03.2003 г. «Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент».
Жемчужины мысли. Сост. А.А. Ждан. – Мн., 1991.
Лукашенко А.Г. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию // Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. – Мн., 2003.
Метадычныя рэкамендацыі па правядзенні 1 верасня першага ўроку “Я – грамадзянін Рэспублікі Беларусь”. – “Настаўніцкая газета”, 23.08.2005.
Патриотическое воспитание как составная часть государственной идеологии Республики Беларусь. Воспитание молодежи в духе гражданственности, патриотизма и готовности к военной службе (Материалы республиканской научно-практической конференции). – Мн., 2003.
Супранович И. Перед лицо будущего. – “Настаўніцкая газета”, 16.08.2003.
Человек и общество: Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М., 2000.
Человек. Общество. Государство: Пособие для абитуриентов ВУЗов / Под общ. ред. А.И. Авраменко, Ф.В. Пекарского. – Мн., 2003.
Быть хорошим человеком – значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого. Демокрит.
Всякий благородный гражданин глубоко осознает свои кровные связи с отечеством. В. Белинский.
Высочайший патриотизм – страстное, беспредельное желание блага Родине. Н. Чернышевский.
Где прошло детство, там и начинается Родина. Кузьма Чорный.
Гражданином является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению. Аристотель.
Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным гражданином.. П. Брюла.
Достоинство государства зависит от достоинства его граждан. Д. Милль.
Истинное мужество просвещенных народов состоит в готовности к самопожертвованию во имя Родины. Г. Гегель.
Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. А. Радищев.
Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма. Н. Чернышевский.
Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. В. Белинский.
Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам. Ж.-Ж. Руссо.
Любовь к Родине – первое достоинство цивилизованного человека. Наполеон I.
Могущество и престиж страны зависят в первую очередь от таланта и способности ее граждан. Маргарет Тэтчер.
На родине у тебя и прошлое и будущее. В чужом краю – одно лишь настоящее. Л. Гиршфельд.
Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой. Ф. Рузвельт.
Несчастлива страна, у которой нет героев. Б. Брехт.
Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как и писать поэму. Вашингтон.
Ничто так не опасно для любой страны, как равнодушие народа. В. Распутин.
Патриот тот, кто в трудные минуты для Родины берется за самые трудные дела. П. Павленко.
Патриотизм – это не только одна любовь к Родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлимости от Родины и неотъемлимое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней. А. Толстой.
Первое гражданское чувство – чувство создателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. В. Сухомлинский.
Правители обладают лишь той властью, какую за ними признают, ибо власть не дается, она заслуживается. О. Кератри.
Радостно и почетно умереть за Отечество. Гораций.
Родину забыть нельзя. Нет более благородной болезни, чем тоска по Родине. И. Гаман.
Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она есть. Сенека.
Россия без каждого из нас может обойтись, но никто из нас не может обойтись без России. И. Тургенев.
Самые большие подвиги были совершены из любви к Отечеству. Ж.-Ж. Руссо.
Самый распространенный вид гордости – национальная гордость. А. Шопенгауэр.
Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца. К. Паустовский.
Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать. М. Шолохов.