СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Я и мир профессий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщить знания о профессиях (Слайд 1)

Задачи:

  1. Ознакомление учащихся с житейским способом выбора профессий,информирование их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
  2. Воспитывать у учащихся чувство уважения к людям разных профессий
  3.  Развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы.

 

Оборудование: стенды классификации профессий, карточки с названиями профессий, тестовые бланки, фильмы, диафильмы о профессиях.

Слайд 2 Вставка из мультфильма «Калейдоскоп профессий». 38 сек.

Ход урока.

1. Организационный момент.

 Слово учителя.

Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты о среднем (полном) образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас были учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии.

В вашем возрасте это сделать не легко. Помочь вам могут ваши близкие, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.

А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на две команды.

(Деление на команды повышает активность учащихся)

Слайд 3

2. Игровая разминка.

Игра первая: на доске написаны буквы: К, Р, Ф, П

Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?

К – контролёр, киноартист, крановщик, кочегар, кономеханик, космонавт, кабельщик, кровельщик, каменьщик, кутюрье, кондитер, кондуктор;

Р – разведчик, рыбак, редактор, радиоведущий, рентгенолог. Радист, репортёр;

Ф – фрезеровщик, фотограф, фигурист, фармацевт, фтизиатр, фокусник, фотомодель, фотокорреспондент

П – проводник, плотник, пилот, пожарный, полицейский, полярник. Пограничник, печник, пиротехник, повар, пекарь, портной, парашутист

 

Слайд 4

Девочки, я знаю, что некоторые из вас подумывают о профессии воспитателя детского сада. Расскажите, пожалуйста почему вы выбрали именно зту профессию?

Слайд 5-14

Вторая игра: "САМАЯ-САМАЯ ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Назовите профессии:

  1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
  2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
  3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
  4. Самая волосатая (парикмахер...)
  5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
  6. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...)
  7. Самая смешная (клоун, пародист...)
  8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
  9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

Слайд 15

А кто из вас хочет быть учителем?

3. Слово учителя.

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников скорее всего выберет более обыденную профессию. 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Я и мир профессий"»

Урок-игра по профориентации "Я и мир профессий"

9 класс (девочки)

Цель урока: обобщить знания о профессиях (Слайд 1)

Задачи:

  1. Ознакомление учащихся с житейским способом выбора профессий,информирование их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.

  2. Воспитывать у учащихся чувство уважения к людям разных профессий

  3. Развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы.



Оборудование: стенды классификации профессий, карточки с названиями профессий, тестовые бланки, фильмы, диафильмы о профессиях.

Слайд 2 Вставка из мультфильма «Калейдоскоп профессий». 38 сек.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Слово учителя.

Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты о среднем (полном) образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас были учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии.

В вашем возрасте это сделать не легко. Помочь вам могут ваши близкие, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.

А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на две команды.

(Деление на команды повышает активность учащихся)

Слайд 3

2. Игровая разминка.

Игра первая: на доске написаны буквы: К, Р, Ф, П

Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?

К – контролёр, киноартист, крановщик, кочегар, кономеханик, космонавт, кабельщик, кровельщик, каменьщик, кутюрье, кондитер, кондуктор;

Р – разведчик, рыбак, редактор, радиоведущий, рентгенолог. Радист, репортёр;

Ф – фрезеровщик, фотограф, фигурист, фармацевт, фтизиатр, фокусник, фотомодель, фотокорреспондент

П – проводник, плотник, пилот, пожарный, полицейский, полярник. Пограничник, печник, пиротехник, повар, пекарь, портной, парашутист



Слайд 4

Девочки, я знаю, что некоторые из вас подумывают о профессии воспитателя детского сада. Расскажите, пожалуйста почему вы выбрали именно зту профессию?

Слайд 5-14

Вторая игра: "САМАЯ-САМАЯ ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Назовите профессии:

  1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)

  2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

  3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

  4. Самая волосатая (парикмахер...)

  5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)

  6. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...)

  7. Самая смешная (клоун, пародист...)

  8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

  9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

Слайд 15

А кто из вас хочет быть учителем?

3. Слово учителя.

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников скорее всего выберет более обыденную профессию.

Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.

Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Слайд 16

Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?

  1. Востребованность на рынке труда.

  2. Доходность.

  3. Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).

  4. Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).

  5. Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).

  6. Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).

  7. Положительное влияние на семейную жизнь.

  8. Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).

  9. Возможность карьерного роста (важно или не важно).

В нашем регионе большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”.

Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии.

Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями, причем – неоспоримыми.

Слайд 17

А что вы делаете для того, чтобы ваша мечта сбылась, насколько я знаю кто-то из вас хочет быть поваром.

Слайд 18- 26

4. Игровая разминка.

А теперь давайте отдохнем и поиграем в “Угадай профессию”.

Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Прилагаемый список профессий:

Плотник, пилот, жонглер, штукатур, доярка, швея, врач, художник и т.д.

5. Профессиональные качества”.

Давайте настроимся на серьезную работу.

Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники нашей школы. (Учащиеся самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий. Запись осуществляется учителем на доске).

Врач- гуманность, тактичность, интуиция, ответственность, точность, собранность, сила воли, информированность, образованность, жизнерадостность, милосердие. Ум

Учитель – любовь к детям,гуманность, образованность, терпение, находчивость, самосовершенствование, эрудированность, интуиция, воспитанность, информированность, коммуникабельность, милосердие

Юрист – честность, порядочность, эрудированность, знание законов, непредвзятость, информированность, тактичность, ответственность, собранность, коммуникабельность, интуиция

Экономист – терпение, собранность, информированность, коммуникабельность, точность, образованность, находчивость, тактичность, интуиция, ответственность, порядочность, умение оперировать цифрами и информацией

Кристина, а кем хочешь стать ты?

Слайд 27

6. А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию:

Учитель перечисляет профессиональные качества, а дети угадывают и называют профессию:

  1. Физическая подготовка, дисциплинированность, решительность, находчивость, самосовершенствование. Собранность, ответственность. Отвага, патриотизм, знание техники и оружия

  2. Физическая подготовка, смелость, знание психологии, находчивость, выдержка, самосовершенствование, собранность, решительность, воображение, артистичность, чувство юмора слайд 28-29

Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются.

Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.

7. Классификация профессий по предмету труда (ДДО Е.А.Климова)

Сейчас, используя этот тест, вы узнаете, какая из сфер деятельности больше привлекает лично вас, от этого будет зависеть выбор вами профессии, самореализация себя и достижение успехов на дальнейших этапах вашей жизни. (Проводится тестирование).

Подведение итогов

Подсчитав результаты, мы подведем итог: какая сфера деятельности собрала больше всего симпатий, а какая - антипатий. (Учитель зачитывает свойства типов труда: “Человек – природа”, “Человек – техника”, “Человек – человек”, “Человек – знаковые системы”, “Человек – художественный образ”). Более подробно с выбранной сферой деятельности можно ознакомиться с помощью стендов классификации профессий.

8. Просмотр фильмов или диафильмов о профессиях.

Девочки, у вас еще есть время, чтобы сделать окончательный выбор. Я желаю вам сделать правильный выбор.

Подведение итогов.















Методика Е.А. Климова "Определение типа будущей профессии"

Инструкция: Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь "+", если нет, поставь перед цифрой "-". Если ты сомневаешься, зачеркни цифру.

 

Утверждения для самооценки

1. Природа

2. Техника

3. Знак

4. Искусство

5. человек

1. Легко знакомлюсь с людьми

 

 

 

 

1

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить

 

1

 

 

 

3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки

 

 

 

1

 

4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными

1

 

 

 

 

5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить

 

 

1

 

 

6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами

 

 

 

 

1

7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными

1

 

 

 

 

8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах

 

 

1

 

 

9. мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших

 

2

 

 

 

1 0. Люди считают, что у меня есть художественные способности

 

 

 

2

 

11. Охотно читаю о растениях, животных

1

 

 

 

 

1 2. Принимаю участие в спектаклях, концертах

 

 

 

1

 

13. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин

 

1

 

 

 


14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы

 

 

2

 

 


15. Легко улаживаю разногласия между людьми

 

 

 

 

2


16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой

 

2

 

 

 


1 7. Людям нравится мое художественное творчество

 

 

 

2

 


18. У меня есть способности к работе с растениями и животными

2

 

 

 

 


19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме

 

 

2

 

 


20. я почти никогда ни с кем не ссорюсь

 

 

 

 

1


21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди

 

1

 

 

 


22. Без особого труда усваиваю иностранные языки

 

 

1

 

 


23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям

 

 

 

 

2


24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.

 

 

 

1

 


25. Могу влиять на ход развития растений и животных

2

 

 

 

 


26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов

 

1

 

 

 


27. Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения

 

 

 

 

1


28. Охотно наблюдаю за растениями или животными

1

 

 

 

 


29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику

 

 

1

 

 


30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.

 

 

 

1

 


Результаты

 

 

 

 

 

































По каждому столбцу подсчитай алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму, зачеркнутые цифры не считай. Запиши их в строку "Результаты". Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывают на наиболее подходящий для тебя тип профессии. Малые или отрицатель­ ные суммы указывают на типы профессий, которых тебе сле­ дует избегать при выборе. Максимальное число баллов в каж­ дом столбце — 8.

В соответствии с данной классификацией мир современ­ ных профессий можно разделить на 5 основных типов:

1   —"Человек-природа";

2   —"Человек-техника";

3   —"Человек-знаковая система";

4   — "Человек-художественный образ";

5   — "Человек-человек".













































Плотник пилот





врач Жонглер





штукатур доярка





швея художник