Урок- Игра.
Тема: Занимательная физика.
Задачи: повторить темы «Тепловые явления», «Атмосферное давление», «Строение вещества», «Силы в механике»; развивать умение объяснять окружающие явления с точки зрения физики, привлечение интереса к предмету, развивать умение работать в группе.
Тип урока: урок-игра
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, называется он «Занимательная физика». Я хочу убедить вас в том, что физика не такая уж и скучная наука, как многие думают, ведь физические явления окружают нас в повседневной жизни, и, зная физику, мы сможем многое объяснить.
Свой урок я хочу начать со следующих строк Марка Львовского
Где физика сокрыта,
В законах или в схемах,
В учебниках, в приборах,
В космических проблемах?
А может, в установках,
Что стоят миллионы,
Где физики пытаются
Опровергать законы?
Эйнштейн язык покажет,
И станет ясно вроде,
Что физика - наука,
Живёт в самой природе!
Да, физиков иногда называют чудаками. Может быть, немного и чудаки, но они возрождают то, что потеряно в лабиринте истории, дают жизнь произведениям ума и рук человеческих, раскрывают запутанные тайны Вселенной!
Как и Вселенная, физика – безграничная наука и поиск в ней продолжается!
Да и не только великие могут делать открытия, а те, кто верят в чудо, те, которые не устают наблюдать и удивляться, думать, творить, экспериментировать и просто работать, мечтая этот мир сделать лучше и добрее!
В сегодняшней игре мы сможем открыть для себя эту очаровательную, занимательную, увлекательную науку - физику!
Мы с вами изучаем физику уже второй год, и вы уже знакомы с некоторыми явлениями и техническими устройствами, изобретение которых стало возможным после изучения физических законов.
Итак, в сегодняшней игре принимают участие две команды. Для того чтобы определиться, кто в какой команде играет, проведем жеребьевку. Наши команды будут называться «_____________» и «__________», кто вытащит жребий с цифрой 1, играет в первой команде, кто – 2, во второй.
На уроках мы не так часто, как хотелось бы, но мы выполняем лабораторные работы, перед выполнением которых проводится инструктаж по технике безопасности. Предлагаю вашему вниманию правила для нашей сегодняшней игры (на слайде, зачитываются.)
1. Проводить игру честно: не списывать, не подслушивать, не подглядывать.
2. Не бить ниже пояса: не подсказывать противникам неправильный ответ.
3. Не скрывать свои знания: честно и добросовестно стараться вспомнить то, что не знал, да еще и забыл. И то, что знал, но не можешь вспомнить.
4. Стремиться к победе вопреки всем физическим законам, предсказаниям, предположениям. Дерзайте!
Право подводить итоги соревнования предоставляется нашему уважаемому совету знатоков – жюри ____________________________________________________________
Мы с вами изучаем физику уже второй год, и вы уже знакомы с некоторыми явлениями и техническими устройствами, изобретение которых стало возможным после изучения физических законов.
Итак, первый конкурс.
1. РАЗМИНКА
Каждой команде по очереди задаются загадки, за правильный ответ команда получает по одному очку, если у команды нет ответа, ответ могут дать соперники, первые поднявшие руку, за что получают дополнительный балл.
1. Стою на крыше, Всех труб выше. (Антенна) | 1. Сам металлический, Мозг электрический. (Робот) |
2. Всю жизнь крыльями машет, а улететь не может. (Ветряная мельница) | 2. Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы) |
3 Что за машина: шея, как у гуся, сила, как у слона? (Подъемный кран) | 3. Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается. (Утюг) |
4. Без головы, а в шляпе. Одна нога, и та без сапога. (Гвоздь) | 4. Сам деревянный, а голова железная. (Молоток) |
5. Держусь я только на ходу, а если стану – упаду. (Велосипед) | 5. Что всегда идет, а с места не сойдет? (Часы) |
6. Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная. (Телевизор) | 6. Ходит город-великан на работу в океан. (Корабль) |
2. КОНКУРС смекалистых
Учитель. А теперь каждая команда должна вытянуть карточку с пословицей и дать ее разъяснение с точки зрения физики. За каждую верно расшифрованную пословицу команда получает максимум по 2 балла. Предлагаю выбрать по 2 пословицы и объяснить их смысл.
1) Гвоздем моря не нагреешь.
[Ответ. Гвоздь обладает небольшой массой. Поэтому количество теплоты, которое может отдать гвоздь, остывая, будет невелико, и им нельзя нагреть большую массу воды в море.]
2) Много снега — много хлеба.
[Ответ. Между кристаллами снега (снежинками) находится воздух, а он, как известно, обладает плохой теплопроводностью и предохраняет озимые от вымерзания. Много снега — «шуба» толстая — мороз не доберется до нежной зелени озимых.]
3) Куй железо, пока горячо.
[Ответ. Повышение температуры резко увеличивает пластические свойства металлов, поэтому многие из них поддаются ковке лишь в сильно нагретом виде. Раскаленным металлам довольно легко придать требуемую форму, поэтому и возникла поговорка.]
4) Без сала дегтя не отмоешь.
[Ответ. Поверхность, покрытая дегтем, не смачивается водой. Но деготь растворяется в жирах и с их помощью может быть удален с поверхности предмета. Этот факт и отражен в поговорке. Жиры, кстати сказать, входят в состав мыла.]
3. Конкурс «Объяснялки»
А теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы. Отвечать нужно, опираясь на знания по физике.
Доктор бежит по льду к хоккеисту, получившему травму, мелкими шажками. Почему? (чтобы не поскользнуться, так как трение на льду очень мало)
В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девочка, чтобы не делиться с подругами, спрячет ее за пазуху? [Нагреется и растает, станет жидкой.]
Если трение вокруг исчезнет, что станем кричать: «Ура!» или «Караул!»? (ответ 2)
Прилипнут ли друг к другу две одинаковые бумажки, если одну смочить водой, а другую окунуть в растительное масло? Ответ обосновать. (Нет, несмачивание)
Петя выдвинул гипотезу, что все его одноклассницы состоят из мельчайших частиц, хотя и кажутся на первый взгляд сплошными. Верна ли гипотеза?
Что мешает семикласснику Пете, пойманному директором школы в момент разрисовывания стены, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из поля зрения директора?
4. КОНКУРС «Верю - не верю»
Вопрос-1. Верите ли вы, что можно поймать пулю на лету?
Ответ. Да, если пуля и человек движутся относительно друг друга с небольшой скоростью или неподвижны. Во время Первой империалистической войны, как сообщали газеты, с одним французским летчиком произошел совершенно необыкновенный случай. Летя на высоте 2000 м, летчик заметил, что близ его лица движется какой-то небольшой предмет. Думая, что это насекомое, летчик проворно схватил его рукой. Оказалось, что он поймал германскую боевую пулю.
Вопрос-2. Верите ли вы, что на Земле есть точка, находясь в которой вы всегда будете смотреть на юг?
Ответ. Да. На Северном полюсе.
Вопрос-3. Верите ли вы, что летом железная дорога от Москвы до Санкт-Петербурга длиннее (на 300 м), чем зимой?
Ответ. Да. Это так! С повышением температуры линейные размеры тела увеличиваются, происходит тепловое расширение тел.
Вопрос-4. Верите ли вы, что суровая зима может сломать мост через реку?
Ответ. Да. При понижении температуры линейные размеры металлических тел уменьшаются и тем значительнее, чем больше понижение температуры. Вот случай, произошедший в декабре 1927 г. Во Франции начались необычайные морозы. Остов моста через Сену в самом центре Парижа так сильно сжался, что затем рассыпался кубиками. Проезд закрыли.
5 конкурс «ЛОВКОСТЬ РУК? ИЛИ …»
Предлагаю немного отдохнуть и провести следующий конкурс
Перенеси воду из одного стакана в другой с помощью соломинки для коктейля. Кто справится с заданием быстрее и сможет объяснить, почему это возможно, та команда и победит. За этот конкурс команда может получить 2 балла
[Возьмите толстый капилляр и опустите одним концом в стакан с водой, а второй конец зажмите пальцем. Не отжимая пальца, поднимите капилляр и перенесите воду с его помощью в другой стакан].
Объясните: почему в каждом из этих случаев вода не выливается.
6 Конкурс. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ (практический)
1. Стаканы на бумаге.
На столе на некотором расстоянии друг от друга (15-20см) стоят 2 стакана. Есть лист (А4), который нужно положить на эти 2 стакана и сверху на него поставить третий стакан (между двумя) так, чтобы лист не прогнулся до стола.
ОТВЕТ – нужно лист бумаги сложить гармошкой, и стакан будет стоять.
2. Кофе с молоком. Очень полезная задачка. Можно долго выписывать уравнения, а можно понять, что ответ очевиден... Есть два одинаковых стакана, в которые налито поровну: в один — молоко, в другой — кофе. Из первого стакана переливают ложку молока в стакан с кофе. Потом размешивают, и из второго стакана обратно в первый переливают ложку кофе с молоком. Чего теперь больше: молока в кофе или кофе в молоке?
ОТВЕТ – одинаковое содержание молока в кофе и кофе в молоке.
7. КОНКУРС «ОБГОНЯЛКИ»
Каждая команда имеет две сигнальные карточки. Ведущий читает утверждение: если оно верно – команда поднимает красную карточку, если нет – синюю.
Утверждения:
1. Удельная теплота сгорания топлива показывает, какое количество теплоты выделяется при сгорании топлива (нет)
2. Теплопередача – это способ изменения внутренней энергии с помощью совершения работы (нет)
3. При совершении работы над телом его внутренняя энергия увеличивается (да)
4. Конвекция – это процесс переноса тепла в твердых телах (нет)
5. У жидкостей теплопроводность лучше, чем у газов (да)
6. Подвал – самое теплое место в доме (нет)
7. Удельная теплоемкость – это величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо для нагревания 1 кг вещества на 1 градус Цельсия (да)
8. При кристаллизации вещества теплота выделяется (да)
9. При охлаждении тела его внутренняя энергия увеличивается (нет)
10. При плавлении температура тела увеличивается (нет)
УЧИТЕЛЬ: ПОДВЕДЕМ ИТОГИ.
Пока жюри подводит итоги сегодняшней игры я предлагаю вам ответить на следующий вопрос: что было бы, если бы не было физики?
(учащиеся отвечают на предложенный вопрос)
Все явления, о которых было рассказано, можно объяснить, только зная физику. Все машины, устройства, механизмы были созданы только благодаря ей. Поэтому физику заслуженно можно назвать царицей нашей жизни. О значении физики в жизни человека очень хорошо сказал Адам Мицкевич:
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
Оценочный лист
конкурс | Команда | Команда |
1. Разминка (1 балл за 1 ответ) | | |
2. конкурс смекалистых | | |
3. Объяснялки | | |
4. Верю – не верю | | |
5. Ловкость рук? или … | | |
6. Логические загадки | | |
7. Знаешь ли ты великих физиков? (макс оценка 4 балла) | | |
8. Обгонялки (по 1 баллу за прав. ответ) | | |
9. Занимательный опыт (1 балл за 1 вариант ответа) | | |
Самые активные участники: | | |
Обгонялки: ответы «ДА» или «НЕТ»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
нет | нет | да | нет | да | нет | да | да | нет | нет |
Гвоздем моря не нагреешь.
Много снега — много хлеба.
Куй железо, пока горячо.
Без сала дегтя не отмоешь.
1 1 1 1 1 1 1
2 2 2 2 2 2 2
Обгонялки: ответы «ДА» или «НЕТ»
Обгонялки: ответы «ДА» или «НЕТ»