Урок – игра «Знакомство с миром профессии»
Учитель: Маштакова Ольга Петровна
Дата: 20.10.2022 года
Класс: 5
Тема: «Знакомство с миром профессии»
Форма проведения: урок – игра
Метод проведения: фронтально - групповой
Цели урока: 1. Создать условия для профессионального самоопределения учащихся младшего подросткового возраста;
2. Сформировать у учащихся знания о мире профессионального труда;
3. Помочь учащимся сформировать представления о ценности и важности выбора профессий в современном мире.
Задачи: Воспитательная:
1. развивать умение работать в группе;
2. воспитывать уважение к представителям различных профессий;
3. профессионально ориентировать и готовить учащихся к выбору будущей профессии;
Образовательная:
1. проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков
2. развивать умение выделять главное, обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли, отстаивать свое мнение
Развивающая:
1. расширение кругозора;
2. развивать внимание, память, сообразительность
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, разноцветные флажки, жетоны (красный, зеленый, голубой)
Предварительная подготовка: провести дифференциально – диагностический опрос (Е.А. Климов) на выявление склонности к определенному типу профессии
Класс делится на 5 команд, в зависимости от результатов проведенной диагностики (Человек – природа, Человек – человек, человек – знаковая система, человек – художественный образ, человек – техника).
Ход урока
План урока:
1. Приветствие. Организационный момент (2-3 минуты)
2. Что такое профессия? (3 минуты)
3. Игра «Азбука профессии» (5 минут)
4. Формула профессии (3 минуты)
5. Своя – игра «Угадай профессию» (15 минуты)
6. Игра « Остров надежды» ( 9 минут)
7. Рефлексия (3 минуты)
8. Подведение итогов урока (2 минуты)
1. Организационный момент (2-3 минуты)
- Ребята сейчас вы каждый сидите, друг напротив друга, улыбнитесь и пожелайте удачи вашей команде. А теперь повернитесь к своим соперникам улыбнитесь и пожелайте им удачи. У вас на столах лежат жетончики: красные, желтые и синие. Поднимите красный жетончик те, кто уже определился с выбором профессии, желтый жетончик те, кто определился, но сомневается, и синий жетончик те, кто еще не знает кем быть. (Подсчитывается количество красных жетончиков и записывается на доске, для того чтобы по окончанию урока сравнить)
- Ребята у нас на столе лежат флажки для того что бы когда ваша команда была готова ответить, вы не выкрикивали с места, а поднимали флажок. Тем командам, которые будут выкрикивать с места, жюри будет вынуждено снять баллы. Спасибо.
Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные -
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою
2. Что такое профессия? (3 минуты) (слайд 3)
- Представьте себе такую ситуацию: все люди оставили свою работу и стали только отдыхать. Не работают водители и строители…Что произойдёт? Не вышли на работу врачи и учителя…дворники перестали подметать дворы…Да, ребята, не работая, не выполняя каждый свои обязанности, мы просто не сможем выжить…А, чтобы их хорошо выполнять, человек должен уметь делать своё дело грамотно и …профессионально.
И сегодня мы с вами поговорим о профессиях.
А как вы думаете, что означает слово профессия? (ответы детей)
Слово «профессия» произошло от латинского «profession»-«официально указанное занятие» «profiteer» - «объявляю своим делом». А это значит, что профессия- это занятие, которое требует и специальных навыков, и подготовки, это дело, которое человек может выполнять очень хорошо.
3. Игра «Азбука профессии» (5 минут) (слайд 4-8)
- Ребята сейчас перед вами появятся картинки с разными буквами алфавита «Д, А, Б, Н, К, У, Г, Л, В, Э», вам необходимо подумать и назвать профессии которые начинаются на эти буквы.
Д – дантист, директор, дирижер, диктор, доктор,
А – аналитик, астролог, акробат, альпинист, аптекарь
Б – банкир, бармен, бухгалтер, билетер
Н – нотариус, невролог
К – кинолог, кинорежиссер, кассир, капитан, контролер
У – ученый, учитель, уборщица,
Г – геолог, газосварщик, географ
Л – лор, лекарь, летчик
В – водитель, ветеринар, вратарь
Э – экскурсовод, электрик, экономист
4. Формула профессии (3 минуты) ( слайд 9)
– Ребята, обратите внимание, как много профессий мы с вами назвали, но это – их совершенно небольшая часть. Сегодня в мире насчитывается около 50 тысяч различных профессий. Ежегодно появляется около пятисот новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» лишь 5-15 лет, а затем либо исчезают вовсе, либо меняются до неузнаваемости.
Сейчас я предлагаю вам познакомиться с формулой профессии.
профессия = предметы труда + цели труда |
Предмет труда – это приборы и инструменты, с которыми работает человек данной профессии.
Цели труда – то, ради чего работает человек данной профессии. Таким образом, профессия состоит из предметов труда и целей труда.
5. Своя – игра «Угадай профессию» (15 минуты) (слайд 10 + переход на викторину)
- Ребята как вы помните, все профессии делятся на 5 типов профессий: вспомните их. (Ответы детей: человек-человек, человек – знаковая система, человек – техника, человек – природа, человек - искусство). Правильно. И в этом задании вам необходимо будет угадать профессию. Если вы уже заметили, задания расположены по уровню сложности. И здесь вы можете выбрать себе вопрос от 10 до 50 баллов
( Отвечает та команда, которая выбирала вопрос, если команда не знает ответа, то отвечает та команда, которая первая подняла флажок.)
Человек – природа: | |
10 баллов: | Груши, яблони, крыжовник Посадил весной (Садовник) |
20 баллов: | Поёт рожок, поёт рожок! Мы гоним стадо на лужок. Пасём коров мы целый день, Лишь станет жарко – гоним в тень. (Пастухи) |
30 баллов: | Он природу охраняет, Браконьеров прогоняет, А зимою у кормушек В гости ждёт лесных зверюшек. (Лесничий) |
40 баллов | Он, собираясь в свой обход, Халат врачебный надевает, Лекарства в саквояж кладёт, На скотный двор потом шагает. (Ветеринар) |
50 баллов | Занят важной он работой: Урожай – его забота, Чтоб сумели уродиться Рожь, овес или пшеница. (Агроном) |
Человек – техника | |
10 баллов | Под весенний птичий свист Пашет землю… (Тракторист) |
20 баллов | Ежедневно спозаранку В руки он берёт баранку. Крути, вертит так и сяк, Но не съесть её никак! (Шофёр) |
30 баллов | Вот из тире и точек слово. Кому же это всё знакомо? В эфир кто чаще всех выходит И дни и ночи там проводит? (Радист) |
40 баллов | На станке детали точит Этот кадровый рабочий. Без его умелых рук Не собрать ни танк, ни плуг. (Токарь) |
50 баллов | Где дорогу проложить? Из чего деталь отлить? Как конфеты начинить? Сколько пуговиц пришить? Кто на это даст ответ? Чей поможет нам совет? Первым кто найдет решенье? Кто проверит исполненье? Знай, малыш, бери пример Заводской он (Инженер) |
Человек – человек | |
10 баллов | У этой волшебницы, Этой художницы, Не кисти и краски, А гребень и ножницы. Она обладает Таинственной силой; К кому прикоснется, Тот станет красивый. (Парикмахер) |
20 баллов | Этот доктор удалит Мне легко аппендицит. Скальпель – лучший его друг, Кто же доктор тот?...! (Хирург) |
30 баллов | Назубок законы зная, Все права нам разъясняя, Споры разрешает, А виновных осуждает. (Судья) |
40 баллов | Он весь город нам покажет, Всё о нём к тому ж расскажет. И от нас вопросов ждёт. И на всё ответ найдёт. (Гид) |
50 баллов | Он - начальник факультета, Знают все студенты это. В вуз учится, коль пойдёшь, То его ты там найдёшь. (Декан) |
Человек – знаковая система | |
10 баллов | С другого языка переведёт Нам книжки. И будем Читать с братишкой. (Переводчик) |
20 баллов | Расчёт зарплаты – знать пора! – Проводят в срок…(Бухгалтер) |
30 баллов | От вирусов злобных компьютер наш чист: Программы и файлы спас…(Программист) |
40 баллов | В фирме прибыль он считает, Всем зарплату начисляет. И считать ему не лень Все налоги целый день. (Бухгалтер) |
50 баллов | Самолёт он долго создавал, Сколько раз менялись очертания! Скоро сядет лётчик за штурвал, Труд его закончит испытанием. (Конструктор) |
Человек – искусство | |
10 баллов | Пес с душою, молодец! Будешь знатный ты.. (Певец) |
20 баллов | Он руками машет плавно, Слышит каждый инструмент. Он в оркестре самый главный, Он в оркестре – президент! (Дирижер) |
30 баллов | Он спектаклем заправляет, Назубок все сцены знает. Учит он, как роль играть. Как его, друзья, назвать? (Режиссер) |
40 баллов | Если роль забыл актер И без слов руками машет, Кто на выручку придёт И слова ему подскажет? (Суфлер) |
50 баллов | Он где-то в студии сидит И в микрофон свой текст читает. А слышат, что он говорит, Лишь те, кто радио включает. (диктор) |
6. Игра « Остров надежды» ( 9 минут) (слайд 11)
- Ребята, хорошо, если рядом с вами находится человек, который может посоветовать в выборе профессии, помочь освоить.
Но вот представьте себе, что вы – современные люди XXI века – попадаете на … остров!
На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки… Короче, что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюля Верна…
Ваша задача: Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время! (Ответы ребят)
7. Рефлексия (3 минуты) (слайд 12)
Вот и закончилась наша игровая программа. И жюри готовы подвести итоги игры. (Слово жюри)
Ребята обсуждают результаты, делятся впечатлениями и отвечают на вопросы:
• Что нового вы узнали о мире профессий? О каких профессиях услышали впервые?
• Что нового вы сегодня узнали о себе?
• Какие задания вам понравились больше всего?
• Понравилось ли вам занятие?
8. Подведение итогов урока (2 минуты) ( слайд 12)
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни! Подводя итог нашего мероприятия я хочу, чтобы каждый из вас назвал профессию с которой хотел бы связать свою жизнь. Интересно изменятся ли наши желания в выборе профессий? А сегодня я думаю, мы пришли к выводу, что «Все профессии важны, Все профессии нужны».
Спасибо всем за работу.