СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Имя числительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Имя числительное"»







Практическое занятие

Тема: «Разработка технологической карты урока по формированию морфологического понятия с учетом возраста, класса, особенностей отдельных обучающихся»









Выполнила:

студентка группы 4 «Б»

школьного отделения

Чиркунова Надежда





Тема: Имя числительное.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

-познакомить с новой частью речи – именем числительным;

-формировать умения распознавать имена числительные, употреблять их в речи;

-совершенствовать умение анализировать, обобщать, сравнивать;

-расширять словарный запас обучающихся;

-развивать умение работать в парах.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

знания: представление о числительном, как о части речи;

умения: распознавать имена числительные в предложениях.

Развивать умение работать в паре, группе, индивидуально;

Развивать психические познавательные процессы младших школьников.

формирование интереса (мотивации) к учению;

формулирование познавательной цели, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений;

Межпредметные связи: окружающий мир.

Ресурсы: учебник, тетрадь, классная доска, интерактивная доска, проектор, видеоролики о жизни насекомых, фотографии насекомых.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организация начала урока

Организует начало урока. Здоровается с обучающимися, проверяет готовность к уроку.

-Ребята, открываем тетради. Записываем число, классная работа. Пропишите соединения букв: ит, ко, уд.

-Сейчас мы проведем словарную работу. Запишите слова: понедельник, ракета,  погода, трактор, чёрный, пшеница, заря, орех.

-Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверьте, сравнивая с написанием слов на экране.

Приветствуют учителя, показывают свою готовность к уроку.

Открывают тетради, оформляют запись.


Участвуют в проведении словарной работы.



Осуществляют взаимопроверку.

Актуализация знаний

Учитель записывает на доске слова: карандаш, обедать, вы, семь, сорока, красный, он, первый, вишневый, пять, читать.

-Прочитайте слова, записанные на доске.




-Их можно разделить на несколько групп. По какому признаку можно это сделать?

-Первая группа выписывает в тетрадь имена существительные, вторая группа – имена прилагательные, третья – глаголы, четвертая – местоимения.

-Почему  вы  считаете, что именно эти слова  являются  именами существительными? Докажите.



-Как вы определили, что эти слова относятся к именам прилагательным?

-Докажите, что эти слова –  глаголы.


-Почему вы считаете, что эти слова являются местоимениями?


Обучающиеся слушают учителя, выполняют задания, отвечают на вопросы.


Называют слова, записанные на доске. У слабовидящих обучающихся на столе лежит карточка со словами: карандаш, обедать, вы, семь, сорока, красный, он, первый, вишневый, пять, читать.

-Данные слова можно разделить по частям речи.


Обучающиеся выполняют задание.


Группы обучающихся поочередно читают слова, разделенные на группы.

-Данные слова относятся к именам существительным, потому что называют предмет и отвечают на вопросы кто? Что?

-Эти слова являются прилагательными, так как обозначают признак предмета (цвет, вкус).

-Выписанные слова – глаголы, так как отвечают на вопросы что делать?

-Эти слова – местоимения, потому что слова указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их.

Целеполагание

- Какие слова не вошли ни в одну группу? Почему не распределили слова?

-А чего вам не хватает, чтобы определить, какая эта часть речи?

- Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

-Мы не распределили слова: семь, первый, пять.

Отвечают на вопросы учителя.


-Узнать к какой части речи относятся слова, которые мы не распределили.

Изучение нового материала

А) Подготовка к изучению новой темы

-Ребята, сейчас я прочитаю считалочку, а вы назовете слова, которые называют число предметов.

Упражнение 103.

Начинается считалка:

На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

-Какой вопрос можно задать к этим словам?

-Обратите внимание, слова, называющие числа, - это имена числительные.

Слушают учителя.






-Слова, называющие число предметов: две, три.

-Сколько?

Физминутка

Учитель организует проведение физминутки, показывает упражнения.

Обучающиеся повторяют упражнения за учителем.

Б) Наблюдение над фактами языка

-Ребята, откройте учебник на странице 59. Сейчас мы будем выполнять упражнение номер 104.

-Выразительно прочитайте вопросы по цепочке. Выберите три вопроса и письменно ответьте на них.

-Давайте проверим ваши ответы.

1)Сколько дней в неделе?

2)Сколько месяцев в году?

3)Сколько в классной комнате углов?

4)Сколько звуков в слове «октябрь»?

5)Сколько ног у паука?

6)Сколько лап у стрекозы?

Демонстрация фотографий стрекозы и паука. Показ короткого видеоролика о жизни насекомых.

-Укажите над именами числительными их сокращенное обозначение: числ.

Открывают учебники.


Выразительно читают вопросы.

Письменно отвечают на любые три вопроса.

Отвечают на вопросы учителя:

1)В неделе семь дней.

2)В году двенадцать месяцев.

3)В классной комнате четыре угла.

4)В слове «октябрь» шесть звуков.

5)У паука восемь ног.

6)У стрекозы шесть лап.

Обучающиеся смотрят видеоролики о жизни насекомых, рассматривают картинки. Для слабовидящих обучающихся на столах лежат картинки насекомых.







Указывают над именами числительными их сокращенное обозначение: числ.

В) Обобщение структурных и семантических признаков понятия/правила

-Следующее упражнение, которое мы будем выполнять – упражнение 105. Прочитайте стихотворение.

-Спишите, вставляя пропущенные буквы и выбирая нужные буквы из скобок.

-Как вы записали слова с пропущенными буквами?




-Какие из выделенных имен числительных обозначают порядок при счете и отвечают на вопрос который?

-На какой вопрос отвечает другое имя числительное?

-Ребята, так что же такое имя числительное?

-Мы открыли правило! Сравним  своё определение с тем, что предлагают авторы учебника на странице 60.

Обучающиеся читают стихотворение.


Обучающиеся письменно выполняют задание.


-МОлоденьких, проверяемая безударная гласная в корне слова – проверочное слово «молод». Слово клюв – на конце буква в (проверим: нет клюва), дрозд – на конце буква д (проверим: нет дрозда).

-Имена числительные первый, второй.


-Числительное два отвечает на вопрос сколько?

Отвечают на вопрос учителя.

Читают правило в учебнике.

Г) Применение понятия/правила на новом языковом материале

-Прочитайте текст в упражнении 106.

-Найдите в предложениях имена числительные. Объясните, как вы их распознали. Выпишите имена числительные вместе с именами существительными, с которыми они связаны по смыслу.

Обучающиеся читают текст.

Выписывают числительные с именами существительными: семь дней, первый день, день второй, два кота, восемь лапок, два хвоста.

-Эти слова являются именами числительными, так как они обозначают количество предметов или их порядок при счете. Также они отвечают на вопросы: сколько? Который?

Итог урока

-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос?

-Достигли ли мы целей сегодняшнего урока? Если вам понравилась работа на уроке, то поднимите зеленый карандаш, а если не понравилось работать на уроке, то поднимите красный карандаш.

-Мы хотели узнать к какой части речи относятся слова, которые мы не распределили по группам.

-Эти слова являются именами числительными.

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя. Участвуют в этапе рефлексии деятельности и эмоционального состояния обучающихся.

Задание на дом

Оценивание работы обучающихся на уроке.

-Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Вам необходимо подготовить ответ на вопрос: «Почему дни недели получили такие названия?».

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник.