СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок информатики на тему "Хранение информации"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен по учебнику Л.Л.Босовой "Информатика" 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Урок информатики на тему "Хранение информации"»

Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение

«Вишневская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области


















Подготовила Склемина Наталья Николаевна

учитель информатики











Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, приготовились ли вы к уроку. Все ли принадлежности к уроку у вас на рабочих столах? Сегодня у нас не только теоретический материал, но и очень интересная практическая работа.
II. Проверка домашнего задания

Сейчас ребята, я хочу проверит как хорошо вы помните ранее изученный материал. Предлагаю это сделать с помощью игры «Руки вверх – руки вниз». Условия игры такие: на экране будут появляться вопросы, на которые можно ответить если «Да»- поднимаете руку вверх, если «Нет» - руки лежат на парте.

Вопросы:

1.Главное меню открывается с помощью кнопки Пуск. (ДА)

2.Существует только Главное меню. (НЕТ)

3.Информация – это сведения об окружающем нас мире. (ДА)

4.Клавиатура применяется для ввода информации в память компьютера. (ДА)

5.При запуске программы открывается дверь. (НЕТ)

6.Символ, расположенный справа от курсора, удаляется клавишей Delete. (ДА)

7.На Рабочем столе компьютера может находиться Блокнот, Калькулятор, Настольная лампа. (НЕТ)

8.Программное обеспечение – это совокупность всех программ компьютера. (ДА)

9.Компьютеры могут обрабатывать числовую, текстовую, звуковую, видеоинформацию. (ДА)

-Молодцы!
III. Формулировка темы и целей урока.

-Подумайте, как современные люди узнают о событиях прошлого? (Люди, живущие ранее, сохранили информацию в виде картин, записей, наскальных рисунков).

-Тема урока : «Хранение информации».

-О чем пойдет речь на уроке? Что мы должны узнать и чему научиться? (Узнать как можно хранить информацию, научиться ее сохранять).

Да, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с таким информационным процессом, как хранение информации. Узнаем о многообразии носителей информации, а также поговорим о файлах и папках, в которых хранятся программы и данные на устройствах долговременной памяти.
IV.Изучение нового материала

Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. Память – самый первый инструмент хранения информации.

(Слайд 23) Существует память отдельного человека и память человечества, содержащая все знания, накопленные людьми, которыми мы можем воспользоваться. Память человечества, в отличие от памяти отдельного человека, содержит все знания, которые накопили люди. Это знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров.

Изобретенная в 1839 году фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времен.

(Слайд 24) Хранение информации – процесс такой же древний, как и жизнь человеческой цивилизации.

(Слайд 25) Например, фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.

(Слайд 26) Звуковую информацию люди изначально передавали с помощью устной речи, например, напеванием. Позднее звуковую информацию стали передавать с помощью записи нот. А в 1877 году был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука – фонограф.

(Слайд 27) В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность танцы, жесты, пантомиму и т.д.

(Слайд 28) Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую и табличную, звуковую и видеоинформацию.

Каждый человек хранит определенную информацию в собственной памяти – «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе.

(Слайд 29) Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объемы информации в собственной памяти: если закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочники, энциклопедии и другие носители информации – внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.

Выйдя из пещер и других естественных укрытий, самую важную информацию (о разливах рек, солнечных и лунных затмениях и так далее) люди стали наносить на поверхности создаваемых ими монументальных каменных построек – гробниц, ритуальных сооружений. Чтобы получить нужную информацию, человек вынужден был совершать достаточно утомительные путешествия к этим сооружениям. Возникла потребность в носителях информации, пригодных для транспортировки. Камень, глина, дерево использовались когда-то разными народами в качестве носителей информации. Но камень слишком тверд в обработке и неподъемен, глина – хрупка, дерево быстро сохнет и трескается. Требовались новые материалы –носители: легкие и долговечные, компактные и удобные для нанесения записей.

Примерно за 3000 лет до нашей эры в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из стеблей росшего в долине Нила высокого тростника – папируса. Стебель папируса разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски складывали на гладкую поверхность в ряд, одну возле другой, в продольном направлении. Далее сверху укладывали второй ряд полосок, но уже в поперечном направлении. Всю двухслойную кладку прижимали плоским камнем, и тростниковые волокна при этом выделяли клейкий сок. После просушивания получался материал, похожий на бумагу, - его тоже называли папирусом.

Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Книга получалась все длиннее и длиннее. Для хранения её сворачивали в трубочку – свиток. В Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина хранится папирусный свиток длиной более 5 метров, в котором содержится решения 25 математических задач.

Многие века письменные документы составлялись на пергаментных свитках. Пергамент делался из кожи животных. Её специальным образом выделывали и растягивали, чтобы получить тонкие листы. Когда на Востоке научились ткать шелк, его стали использовать не только для шитья одежды, но и для письма. Перечисленные носители информации были либо дороги в изготовлении (папирус, пергамент), либо неудобны в использовании (шелк, бамбук, береста).

Во II веке до нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Правда. Ее секрет так тщательно оберегали, что до Европы бумага дошла в XI веке, а на Руси появилась только в XVI веке.


(Слайд 30) Носителем информации можно назвать любой материальный объект, используемый для хранения на нем информации. В разное время носителями информации служил: камень, пергамент, папирус и другие материалы.

В разное время носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы, а также изделия из них.

С давних времен до настоящего времени одним из основных носителей информации остается бумага.

. Файлы и папки

(Слайд 31) Программы и данные хранятся на устройствах долговременной памяти в виде файлов. Содержимым файла может быть текст, программа. Таблица, рисунок, ведомость и т.д.

Файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти компьютера и обозначенная именем.

Имя файла, как правило, состоит из двух частей: собственно имени и расширения. Собственно имя файлу придумывает тот, кто его создает. Делать это рекомендуется осмысленно, отражая в имени содержание файла. Имя файла может содержать до 255 символов; в нем можно использовать буквы латинского и русского алфавитов, пробелы и практически все другие символы, имеющиеся на клавиатуре.

Расширение обычно автоматически задается программой, в которой вы работаете. Оно сообщает пользователю и компьютеру о том, какого типа информация хранится в файле и какой программой был создан этот файл. Почти всегда расширение состоит из трех букв латинского алфавита. От имени расширения отделяется точкой.

Например, имя файла расписание.txt говорят о том, что в файле может содержаться текстовая информация о расписании.

На каждом компьютерном носителе информации может храниться огромное количество файлов – десятки и даже сотни тысяч. Чтобы не возникло путаницы, файлы по определенным признакам группируют в папки.

(Слайд 32) Папка – это контейнер для файлов.

На каждом компьютере носителем информации может храниться огромное количество файлов. Чтобы не возникло путаницы, файлы по определенным признакам группируют в папки. Каждый файл хранится в папке или во вложенной папке (папка расположена внутри папки).
V.Физкультминутка (Слайд 33)

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.


VI.Закрепление изученного материала

Задание 1. (Слайд 34)

Оставьте картинки, которые относятся к внешним устройствам человека или компьютера. Лишнее уберите.

Задание 2. (Слайд 35)

Укажите те предметны, которые не являются информационными носителями информации. Лишнее уберите.

Выполним задания из РТ.

60.Устройства для хранения информации: жесткий диск, оперативная память, флэш- память, диски.

65.Цепочки символов, которые могут использоваться в качестве имен файлов: Письмо Пете, Грамота, 12 меньше 13, Письмо _Пете, Урра!, Ку-ку.

66. Письмо Пете
VII. Итог урока. Выставление оценок.

Самое главное: Существует память отдельного человека и память человечества.

Память человека можно, назвать оперативной памятью, а любые внешние хранилища информации можно назвать долговременной памятью.

Носитель информации – любой материальный объект, используемый для хранения на нем информации.

Файл – информация, хранящаяся во внешней памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем.

Файлы по определенным признакам группируют в папки.
VIII. Домашнее задание

§5; РТ: №55, №59, №63, №64, №67.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!