СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок информатики в 10 классе на тему "Программное обеспечение компьютера"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок информатики в 10 классе на тему "Программное обеспечение компьютера"»

Урок информатики в 10 классе по теме:
Программное обеспечение ПК.
Учитель информатики

Гериханов Ш.Х.

Пояснительная записка:

Представленный урок информатики, как и многие другие уроки, я провожу с использованием мультимедиа проектора, так как считаю это средство обучения важнейшим источником для повышения учебной мотивации, для более наглядного представления нового материала, для динамичности хода урока. Данное оборудование способствует расширению спектра мыслительных операций (классификация, сопоставление, обобщение), которые необходимо развивать у учащихся.

Урок «Программное обеспечение ПК» предусматривает знакомство учащихся со структурой и классификацией ПО, что может свестись к лекционной форме проведения занятия, а использование мультимедийного оборудования позволяет организовать урок наглядно, доступно, интересно. Именно использование мультимедиа презентации с возможностями программы Power Point помогли реализовать в полной мере цели урока. Актуализация ранее изученного на первом этапе урока с использованием слайдовой презентации позволили подготовить учащихся к получению новых знаний. Максимальное приближение изучения темы урока к жизненному выбору пользователя ПК и представление этой проблемной ситуации с возможными путями решения с помощью презентации позволили мне подчеркнуть полезность получения новой информации. Важнейшим показателем результативности этого урока стали итоги проверочной работы, проведенной на следующем уроке, подготовленные сообщения о полезном ПО и интересные ответы учащихся на вопрос, заданный на дом «В чем различие между лицензионным и пиратским ПО? За использование какого ПО пользователь может быть наказан и почему?». Считаю, что использование современных средств обучения, в частности мультимедиа презентации, позволяет повысить качество обучения в школе.

Представленный урок может быть использован в среднем звене. Так как в нашей школе информатика как урок преподаётся с 10 класса, то занятие было проведено с десятиклассниками, но лучшим вариантом проведения этого урока стало бы среднее звено.

Представленные файлы: 1. урок ПО ПК И-10.doc (Толмачева НВ), 2. планшет ПО ПК. doc, 3. презентация к уроку информатики ПО ПК.rar (Толмачева НВ, Захаров А), 4. тест Снегиревой ОА.exe

Тема:«Программное обеспечение ПК». Урок № 6 в теме «Компьютер».

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели урока:

  1. Дать представление о программном обеспечении, как о неотъемлемой части ПК, о классификации ПО ПК, о назначении некоторых программ, входящих в состав ПО ПК.

  2. Развивать мыслительную деятельность учащихся (классификация, сопоставление, обобщение) и практический навык работы за ПК.

  3. Воспитывать информационную культуру школьников, этику в вопросе авторского права.

Оборудование урока:

  1. Компьютеры.

  2. Мультимедийный проектор

Ход урока:

Этап

Цель этапа

Методы

Формы

Виды деятельности учащихся

1. Организационный момент (1 мин)

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Устное сообщение учителя

общеклассные


Слайд № 1. Учитель: Сегодня мы продолжаем работать в рамках большой темы «Компьютер». На предыдущих уроках были рассмотрены устройства, необходимые при работе с ПК, их типологию, назначение. Сегодня мы будем осмысливать не менее важную тему, без знания которой вам не пригодятся все те устройства, о которых мы говорили на прошлых уроках. Сегодня на уроке за каждый верный устный ответ вы получаете балл, который фиксирует ваш классный руководитель, и оценка за работу на уроке будет складываться и из этого показателя (Приложение 1). Работа в тетради также будет оцениваться.

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (10 мин)

Активизировать знания учащихся, проверить знание классификации периферийных устройств ПК.

наглядный

Общеклассная, парные, индивидуальная (1 ученик)

Работа в парах: классификация периферийных устройств. Самопроверка. Индивидуальная карточка.

Слайд № 2. Учитель: Совершена покупка ПК, на слайде вы видите приобретенные устройства, повторим их типологию. Какие виды устройств были изучены? Работая в парах, запишите, к какой группе устройств относятся данные устройства (по порядку следования). Один ученик отвечает классификацию, я демонстрирую перемещения по слайду. Второй ученик говорит порядок следования цифр, я показываю правильный ответ. Руку поднимают те учащиеся, которые выполнили все верно.

Индивидуальная работа для слабоуспевающего ученика. Карточка 1, классификация периферийных устройств ПК. (Приложение 2)

Слайд № 3. Учитель: Посмотрите, вот некоторые характеристики моего ПК (столбик слева). Сопоставьте данные характеристики с соответственными составляющими ПК. Учащиеся отвечают, получают баллы.

4. Установка познавательной задачи

Организация учащихся по принятию познавательной задачи. Сформировать познавательные мотивы.

Устное сообщение учителя Создание проблемной ситуации №1 (что нужно?).

общеклассная

  Запись темы урока

Учитель: Куплены все эти устройства, соединены, включаю…, а комп «чистый». Больше ни на что финансов не хватило.… Вот теперь проблема, что нужно, как много? Учащиеся высказывают свои варианты, исходя из собственного опыта.

Слайд № 4. Запись темы урока. Слайд № 5. Демонстрация, какие знания и умения приобретут учащиеся в процессе изучения новой темы.

? Может ли кто-нибудь из учащихся сказать, что все это он уже знает и умеет? Вполне может возникнуть такая ситуация. В таком случае, учащемуся предлагается тест, разработанный Снегиревой Ольгой Анатольевной. Ученик получает оценку и готовит сообщение на 2-3 мин «Это интересное ПО». Сообщение с демонстрацией от ученика Захарова Арсения, знакомство с программой изучения международного языка Эсперанто.

5. Усвоение новых знаний

Познакомить с понятием ПО, назначением BIOS

Словесно-наглядный

общеклассная

Запись определения ПО ПК, BIOS.

Слайд № 6. Слайд № 7.

6. Усвоение новых знаний

Познакомить с минимальным набором ПО

Создание проблемной ситуации № 2 (в какой последовательности?)

Парная, общеклассная

Запись назначения минимального состава ПО

Слайд № 8. Учитель: Запишите, в какой последовательности вы бы совершали установку? Запишите назначение минимального состава ПО. Слайды № 9 - № 13. После того, как вы узнали о назначении этих программ, кто пересмотрел последовательность установки? Слайд № 14. Поднимают руку, у кого такая последовательность.

7. Усвоение новых знаний

Познакомить с классификацией ПО

поисковый

общеклассная

Запись классификации ПО

Слайды № 15-16. Запишем схему классификации ПО ПК и примеры программ, соответствующие определенному виду ПО.

8. Домашнее задание

Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию

 

консультация

  Запись в тетради Д/з

Слайд № 17. Д/з:

  1. Знать классификацию ПО,

  2. Письменно ответить на вопрос. В чем различие между лицензионным и пиратским ПО? За использование какого ПО пользователь может быть наказан и почему?

  3. Познакомится с планшетом (приложение 4 – раздаю «сильным» ученикам),

  4. подготовить сообщение «ПО, актуальное сегодня» (по желанию).

9. Первичная проверка понимания

Установить осознанность восприятия. Первичное обобщение.

практический

сочетание общеклассных и индивидуальных

  Работа за ПК, запись в тетради установленного ПО.

Слайд № 18. В зависимости от выбранного уровня, ученики описывают ПО.

10. Самопроверка знаний

Выявить уровень первичного усвоения нового материала.

Самостоятельная работа

индивидуальные

Ответы по записям в тетрадях

11. Итог урока

Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся.

Кроссворд ПО ПК

  групповая

Разгадывают кроссворд прил 3

Раздаточный материал, приложение 3.

Приложение 1.

Урок информатики «ПО ПК», накопление баллов за устные ответы на уроке. 28.11.08.

Записать в тетради основные и дополнительные устройства ПК:

Ввода:

Вывода:

Передачи:









Кроссворд по информатике по теме ";Программное обеспечение";.

ВН ИМАНИЕ!!! Все ответы на данный кроссворд должны быть записаны на английском языке.

Вопросы по горизонтали:

4.Средство для создания простейших изображений.
6.Программа  позволяющая изменить загрузочную заставку в Windows XP.
8.Оболочка  windows… .
9.Редактор жесткого диска.
10.Программа для просмотра изображений.
13.Антивирус.
14.Программа записи данных на компакт-диск.
16.Программа позволяющая обрабатывать базы данных.

Вопросы по вертикали:

1.Система автоматизированного проектирования. 
2.Программа удаления нежелательной информации.
3.Архиватор.
5.Текстовый редактор.
7.CD эмулятор.
11.Программа создания презентаций.
12.Медиаплеер.
15.Программа позволяющая работать c табличными данными, строить диаграммы.

Ответы на кроссворд:

По горизонтали: 4.Paint. 6.BootXP. mander. 9.Diskexplorer. 10.ACDSee. 13.DrWeb. 14.Nero. 16. Access.

Повертикали: 1.Mathcad.  2.WindowsSweeper. 3.WinAce. 5.Wordpad. 7.CloneCD. 11.Powerpoint. 12.WinAMP. 15.Excel. 

Приложение 4.

Программное обеспечение ПК (ЭВМ)

 

Программы

Пояснения

№ 

Системное

Базовое

Операционные системы (ОС)

Система программ, распределяющих ресурсы и организующих работу других программ

1

Операционные оболочки

Программы, облегчающие общение пользователя с командами операционной
системы

2

Сервисное

Программы диагностики работоспособности компьютера

Проверяют работу основных элементов компьютера

3

Антивирусные программы

Программы обнаружения компьютерных вирусов и средства «лечения»

4

Программы обслуживания дисков

Проверка целостности файловой системы, поиск испорченных блоков на диске, дефрагментация

5

Программы архивирования данных

Упаковка файлов или группы файлов для уменьшения места, занимаемого ими на диске

6

Прикладное

Текстовые процессоры

Позволяют создавать, редактировать и
оформлять текстовые документы

7

Табличные процессоры

Позволяют выполнять многочисленные операции над данными в табличной форме

8

Средства создания презентаций

Позволяют создавать и демонстрировать наборы слайдов (возможно со звуковым сопровождением)

9

Средства распознавания символов

Позволяют автоматизировать ввод в компьютер типографских и машинописных текстов

10

Средства машинного перевода

Позволяют автоматически переводить тексты с иностранных языков и на иностранные языки

11

Средства компьютерной графики и анимации

Позволяют создавать неподвижные и движущиеся изображения

12

Программные средства мультимедиа

Позволяют объединить тексты, графику, звук и движущиеся изображения (в т.ч. видеофильмы)

13

САПР — системы автоматизированного проектирования

Позволяют проектировать на компьютере электронные схемы, машины, механизмы

14

Средства автоматизации производства

Позволяют применять компьютер на разных стадиях производственного процесса

15

Настольные издательские системы

Позволяют выполнять компьютерную верстку для подготовки изданий к тиражированию

16

Коммуникационные пакеты

Предназначены для общения с удаленными абонентами и информационными ресурсами сети

17

Информационные системы

Используются для обработки больших массивов данных (ввод, поиск, размещение и выдача информации)

18

Обучающие программы

Помогают изучать иностранные языки, историю, химию, физику, математику и многое другое

19

Игры (имитационные, ролевые, логические, стратегические, приключенческие)

Используются для организации досуга, обучения, решения производственных, военных и научных задач

20

Инструментальное

Компиляторы

Переводят программы с языков программирования в машинные коды

21

Отладчики

Позволяют отслеживать выполнение создаваемых программ для поиска и исправления ошибок

22

Интегрированные среды разработки приложений

Объединяют разные средства разработки программ: редактор, компилятор, отладчик

23

Средства создания информационных систем

Объединяют средства разработки программ и технологии работы с базами данных

24

Используемая литература:

Н. П. Радченко, О. А. Козлов «Школьная информатика»

Ресурсы Интернет:

http://www.rusedu.info/Article664.html кроссворд ПО ПК

/2007/02/15/konkurs_konspektov_urokov_po_informatike.html. тест ПО ПК

/page-4-3-4.html - планше


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!