СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок информатики в 5 классе по теме «Таблицы»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема и номер урока в теме

«Таблицы»

1 урок, (10 тема в разделе «Информация вокруг нас», урок «открытия» нового знания)

 

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

5

Базовый учебник

Л.Л.Босова. Информатика и ИКТ 5 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний)

Цель урока (краткое описание)

создать условия для освоения знаний о таблицах, применении их в решении задач, их построении.

 

Просмотр содержимого документа
«Карточка-задание к уроку Таблицы»

Задание: сравните записи



1. Назовите глубину озера Байкал.


Байкал самое глубокое (около 1640 метров) озеро нашей планеты, находится в восточной Сибири. Площадь Байкала – более 31 700 квадратных километров и это является крупнейшим резервуаром пресной воды (90 % запасов пресной воды России). Стоит также заметить, что воды этого озера необыкновенно чисты и прозрачны, а в давние времена – считались целебными.


2. Какое самое глубокое озеро?


№ п/п

Название озера

глубина

1.

Каспийское море

1025 м2

2.

Озеро Байкал

1640 м2

3.

Таймырское озеро

26 м2

4.

Ладожское озеро

230 м2

5.

Онежское озеро

127 м2





















Задание: сравните записи



1. Глубина какого озера равна 127 метров?


Таймырское озеро находится в Красноярском крае на полуострове Таймыр и является самым северным в мире. Большую часть года это озеро покрыто льдом. Из-за колебаний уровня воды, площадь этого озера может меняться и достигать 4 560 квадратных километров, а максимальная глубина – доходить до 26 метров. Флора Таймыра представлена арктическими видами рыб.

Онежское озеро расположено на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей. Площадь Онежского озера – около 9 700 квадратных километров, при наибольшей глубине – 127 метров. «Онего-батюшка» - так в народе называют это озеро, славится чистой водой и множеством исторических памятников, расположенных на его берегах.


2. Какое самое мелкое озеро?


№ п/п

Название озера

глубина

1.

Каспийское море

1025 м2

2.

Озеро Байкал

1640 м2

3.

Таймырское озеро

26 м2

4.

Ладожское озеро

230 м2

5.

Онежское озеро

127 м2



Просмотр содержимого документа
«Структура урока Таблицы»

Урок информатики в 5 классе по теме «Таблицы»


Структура урока:

  1. Организационный этап

  2. Актуализация изученного с подведением к теме урока

  3. Постановка проблемы

  4. Открытие нового знания

  5. Развитие умений

  6. Итог урока

  7. Домашнее задание


Ход урока.


Этап урока

УУД

Учитель: Здравствуйте ребята, доброго всем утра



Учитель: Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке:

- расскажите о текстовой форме представления информации;

- какие другие формы представления информации вы знаете (рисунки, схемы, чертежи, графики, метод координат, таблицы и т.д.)

- в какой форме удобнее представить арифметические выражения в текстовой или числовой?

Что это? В какой форме представлена информация в кроссворде?

Предлагаю вам разгадать кроссворд:

Вопросы кроссворда: (сл. 2)

  1. Вид информации по форме представления (текст)

  2. Как можно назвать внутреннюю память человека?(оперативная)

  3. Единица измерения информации (бит)

  4. Один из способов кодирования информации (числовой)

  5. Одно из действий человека с информацией (чтение)

  6. Сведения об окружающем нас мире (информация)

  7. Носитель информации (книга)

Учащиеся: разгадывают кроссворд

Учитель: и так, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Учащиеся: о таблице

Учитель: правильно. (сл. 3) Записываем тему урока «Таблицы»

Учитель: Эпиграфом к теме урока я взяла слова ученого, специалиста по энергетике Уильяма Росс Эшби «Табличная форма представления информации обладает одним очень важным преимуществом: она содержит только факты и ничего больше».

Учитель: Согласны ли вы с этим высказыванием и почему?

Учитель: А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Цветик-семицветик». Я раздам вам лепестки цветка и на обратной стороне вы должны написать, то, что вы хотите узнать в ходе изучения темы «Таблицы», читают то, что записали на лепестках. Давайте посмотрим, а всегда ли текстовая форма представления информации удобна?

Учитель: Вернемся к тому, что текстовая форма представления информации не всегда удобна.

А сейчас мы разобьемся на небольшие подгруппы и я вам раздам текст. Задание прописано в карточке. Прочитайте на листе, что вы должны сделать. (Каждой группе дается карточка с разными видами представления информации)

1-я группа - назовите глубину озера Байкал;

- какое самое глубокое озеро?;

2-я группа - какое озеро самое мелкое?;

- глубина какого озера равна 127 метров?

Учащиеся: находят в тексте, отвечают.

На эту работу отводится 1-2 минуты.

Учитель: Ребята, всегда ли текстовая форма удобна?

Учитель: скажите когда вы отвечали быстрее?

Учащиеся: в табличной форме узнать информацию быстрее

Учитель: Подумайте и назовите преимущества таблицы

Учащиеся: высказывают свое мнение

Учитель: Действительно таблицы очень удобны для представления и обработки информации. Представление информации в табличной форме широко распространено. Скажите, где вам приходится встречаться с таблицами?

Учащиеся: школьный дневник, расписание уроков, график дежурства …………. (на слайде)(сл.4)

Учитель: представьте себе, что вам нужно составить толковый словарь и объяснить значение слова «таблица»

Учащиеся: предлагают свои варианты

Учитель: (слайд) Таблицы – простая и удобная форма представления однотипной информации. (опред.) (Сл. 5)

Так как вы мне уже сказали, что с таблицами вы уже встречались, давайте выделим основные части таблицы, скажите, из каких частей состоит таблица.

Учащиеся: отвечают

Учитель: а теперь давайте, сравним наши предположения с учебником, открываем учебник на стр. 38 и рассмотрим схему.

  1. Таблица состоит из строк и столбцов.

  2. На пересечении строк и столбцов образуются ячейки.

  3. Самая главная строка называется головкой таблицы и содержит заголовки отдельных столбцов и боковика.

Самый важный столбец – боковик. Он содержит заголовки строк.

Заголовок таблицы

Головка таблицы

Строки

Боковик





















↑ ↑ столбцы ↑ ↑ ↑ Ячейки


Учащиеся: работают с учебником

Учитель: вы знаете, какие бывают таблицы, из каких элементов состоят, Откройте рабочие тетради на стр. 38 и задание 36. Вашим домашним заданием будет, преобразовать текстовую информацию в табличную. Откройте дневники, запишите д/з: § 1.10, РТ: стр. 38 упр.36.

Давайте вместе назовем составные части таблицы и заполните первую строку.

Название

Вес, карат

Время (место) находки

Куллинан

3106

1905 год

Эксцельсиор

995

1893 год

Звезда Сьерра-Леоне

970

1972 год

Кохинор

800

XIV век (Индия)

Великий Могол

787

XVII (Индия)

Алмаз Победы

770

1945 год (Западная Африка)


Учитель: как вы уже убедились, таблицы встречаются повсюду, а значит, наверняка, есть таблицы, с которыми работает компьютер.

Подумайте и скажите, какие вы знаете программы, в которых можно работать с таблицами.

Учащиеся: отвечают

Учитель: в WindowsMicrosoft Excel (электронные таблицы, для работы с большими объемами чистовой информации), Microsoft Word (для работы с текстом)

в Linux – Open Office org. Редактор текстов

Open Office org. Calc

А сейчас вы сами попробуете составить таблицу в одной из программ.

Учитель: Прежде чем мы с вами начнем выполнять практическую работу, ответьте мне, зачем вам нужно уметь составлять таблицы?

Учащиеся: отвечают

Учитель: сядьте за компьютеры и выполните все шаги за мной. Сейчас я вам раздам карточки с заданием, но прежде чем вы начнете выполнять задание посмотрите на экран.

Посмотрите, пожалуйста, что вам необходимо будет выполнить.

  1. чтобы создать таблицу в главном меню выбираем пункт меню «Таблица» - Вставить – таблицу.

  2. указываем количество строк, количество столбцов.

  3. обратите внимание на то, как можно добавлять и удалять строки и столбцы в таблице.

  4. Назовите основные элементы таблицы

Учитель: Выполните практическую работу по карточкам. Вам необходимо построить таблицу по следующим данным:

Незнайка, Торопыжка и Кнопочка летом занялись выращиванием овощей. Когда собрали урожай, оказалось, что Незнайка вырастил 40 кг капусты, 15 кг моркови, 10 кг огурцов, и 18 кг лука.

Торопыжка вырастил 50 кг капусты, 25 кг моркови, 12 кг огурцов и 2 кг лука. Кнопочка вырастила 30 кг капусты, 30 кг моркови, 20 кг огурцов и 5 кг лука.



Имя

Капуста

Морковь

Огурец

Лук

Незнайка

45

15

10

18

Торопыжка

50

25

12

2

Кнопочка

30

30

20

5


Учащиеся: выполняют практическую работу.

Учитель: заканчивайте работу и сядьте за свои места.

Учитель: А теперь давайте вернемся к лепесткам, зачитываем и если вы считаете, что вы это узнали и научились, то крепим лепесток на доску.

Учащиеся: сопоставляют.

А теперь давайте, каждый подумает и оценит свою работу за урок.

Выставление отметок

Учитель: У вас на столах имеются смайлики, выберите один из них, тот, который отражает ваше настроение в конце урока и приколите его на доске (если останется время, каждый может объяснить, что обозначает выбранная картинка).

орг. момент

Актуализация знаний












Подведение к теме урока























Постановка проблемы







Открытие нового знания








































Д/з







Развитие умений

















Открытие нового знания









Практическая работа























































контроль






рефлексия






Итог урока

Коммуникативные (внимание, речь, мотивация, интерес)












Определение темы урока






















Постановка и формулировка проблемы






Умение находить в тексте конкретные сведения




Умение работать в группах
































Умение извлекать и преобразовывать информацию













Умение работать с тетрадью и преобразовывать информацию














Самостоятельное выполнение учащимися заданий, формирование умений создавать таблицу в текстовом редакторе































Работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог






















Умение осуществлять самоконтроль



4


Просмотр содержимого документа
«tehnologishesraya_karta_tablici»

Тема урока: «Таблицы».


Тема и номер урока в теме

«Таблицы»

1 урок, (10 тема в разделе «Информация вокруг нас», урок «открытия» нового знания)


Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

5

Базовый учебник

Л.Л.Босова. Информатика и ИКТ 5 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний)

Цель урока (краткое описание)

создать условия для освоения знаний о таблицах, применении их в решении задач, их построении.


Задачи урока

Обучающие:

способствовать формированию учебно-познавательной компетентности через получение знаний при создании таблицы с помощью текстового редактора (формирование понятия таблицы, элементов таблицы, построение таблицы в текстовом редакторе).

Развивающие:

способствовать развитию у учащихся коммуникативной, информационной компетенции, повышению мотивации учебной деятельности через групповую, индивидуальную форму работы на уроке и применение ИКТ (постановка и формулирование проблемы, работа с текстом, поиск и выделение необходимой информации, умение преобразовывать информацию, самостоятельная практическая работа).

Воспитательные:

развивать самостоятельность суждений, любознательность, ответственность к выполняемой работе, умение работать в группе.


Формирование УУД

Познавательные УД:

  • выявлять и корректировать причины собственного затруднения.

Коммуникативные УД:

  • работать в паре и группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог.

Личностные УД:

  • формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УД:

  • учиться ставить цель урока с помощью учителя, контролировать свою работу и своего товарища по эталону, планировать работу в парах и группах.

Формируемые компетенции

ценностно-смысловые компетенции:

  • умение формулировать собственные учебные цели данной темы, принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером в группе, принимать решение в случае нестандартной ситуации, нести ответственность за выбор);

общекультурные компе методы: вербальный, наглядный, репродуктивный, проблемно–поисковый, исследовательский;

практические компетенции:

  • понимание места информатики в системе других наук: математики, физики, истории; применение знаний, полученных в данной теме, в другой деятельности, в повседневной жизни;

учебно-познавательные:

  • знание определений изучаемых понятий по теме;

информационные:

  • владеть навыками работы со справочной литературой; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; владеть навыками использования технических  устройств ПК и программного обеспечения;

коммуникативные:

  • уметь организовываться, представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера;

компетенции личностного самосовершенствования:

  • владеть навыками оценки и самооценки

Планируемые результаты

- учащиеся овладеют умениями работать со справочной литературой, принимать решения в нестандартной ситуации, учащиеся получат представление о видах таблиц, изучат структуру таблицы, получат практические навыки составления таблиц.

Тип урока

урок «открытия» новых знаний

Методы обучения

иллюстративно-словесный
(беседа, обсуждение, проблема, рассказ, пример, демонстрация презентаций),

наглядный, репродуктивный, проблемно–поисковый, практический.

Виды контроля

самооценка, взаимный контроль, контроль учителя

Основные понятия и термины

  • таблица,

  • заголовок таблицы

  • головка таблицы

  • боковик таблицы

  • строка таблицы

  • столбец таблицы

  • ячейка

Формы работы

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Метапредметные

продолжить формирование умения работать с информацией, обобщать полученные результаты, представлять информацию в табличной форме, делать выводы.

Литература

1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса.
2. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие 2008г
3 .www.wikipedia..ru
4 .www.school.xvatit.com


Оборудование и методическое обеспечение урока:

компьютеры, мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Таблицы», раздаточный материал: творческие карточки, карточки эмоциональной рефлексии (смайлики)



1


Просмотр содержимого презентации
«Урок Таблицы»

Урок информатики 5 класс

Урок информатики

5 класс

Т Е К С Т О П Е Р А Т И В Н А Я  Б И Т Ч И С Л О В О Й Ч Т Е Н И Е И Н Ф О Р М А Ц И Я К Н И Г А

Т Е К С Т

О П Е Р А Т И В Н А Я

Б И Т

Ч И С Л О В О Й

Ч Т Е Н И Е

И Н Ф О Р М А Ц И Я

К Н И Г А

Тема урока: «Таблицы» «Табличная форма представления информации обладает одним очень важным преимуществом: она содержит только факты и ничего больше»  Уильям Росс Эшби

Тема урока: «Таблицы»

«Табличная форма представления информации обладает одним очень важным преимуществом: она содержит только факты и ничего больше» Уильям Росс Эшби

Таблица – (из лат.  tabula — доска) простая и удобная форма представления однотипной информации.
  • Таблица – (из лат.  tabula — доска) простая и удобная форма представления однотипной информации.
Самые крупные алмазы   КУЛЛИНАН ЭКСЦЕЛЬСИОР ЗВЕЗДА СЬЕРРА-ЛЕОНЕ КОХИНОР ВЕЛИКИЙ МОГОЛ АЛМАЗ ПОБЕДЫ

Самые крупные алмазы

КУЛЛИНАН

ЭКСЦЕЛЬСИОР

ЗВЕЗДА СЬЕРРА-ЛЕОНЕ

КОХИНОР

ВЕЛИКИЙ МОГОЛ

АЛМАЗ ПОБЕДЫ

1 . В ОС Windows – Microsoft Excel      Microsoft Word  2. В ОС Linux – Open Office org. Редактор текстов    Open Office org. Электронные таблицы

1 . В ОС WindowsMicrosoft Excel

Microsoft Word

2. В ОС LinuxOpen Office org. Редактор текстов

Open Office org. Электронные таблицы

Практическая работа

Практическая работа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!