СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок информатики по теме "Информационное моделирование"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок информатики в 6 классе по теме "Информационное моделирование"

Просмотр содержимого документа
«Урок информатики по теме "Информационное моделирование"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9» городского округа

город Кумертау Республики Башкортостан

















Конспект урока

информатики в 6 классе

«Информационное моделирование»






подготовила

учитель информатики и математики

Самойлова Светлана Николаевна





г. Кумертау

Урок информатики в 6 классе

Тема: «Информационное моделирование»

Место в учебном плане: первый урок по теме “Информационное моделирование”.

Цели: Обобщить сведения по теме «Объекты и системы», сформировать у учащихся представление о моделях и моделировании, научить определять цели моделирования.

Задачи урока:

Образовательные:

  • дать понятие модели, видов моделей, целей моделирования;

  • показать сферы использования моделей;

  • показать значимость темы "Моделирование" в предмете информатика и жизни человека;

  • сформировать умения и навыки у учащихся приводить примеры различных моделей;

  • закрепить навыки рисования в графическом редакторе.

Воспитательные:

  • формировать мировоззренческое понятие «познаваемость мира и природы» с помощью такого инструмента как моделирование;

  • формировать коммуникативные компетенции учащихся через работу в группах, воспитывать доброжелательность друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать;

  • воспитывать стремление к постоянному совершенствованию навыков использования компьютера.

Развивающие:

  • развивать критическое мышление путем самостоятельных рассуждений учащихся, умение в процессе познавательной деятельности обмениваться своими мыслями;

  • развивать умение решать проблемы: аргументировать отношение, определять последовательность действий, планировать время разработки проекта (создание графического изображения);


С точки зрения учащихся:

  • ученики сами формулируют тему урока;

  • самостоятельно разрабатывают алгоритм своих действий при работе за компьютером;

  • анализируя примеры моделей, дают определение;

  • моделируют объекты в среде графического редактора;

  • устанавливают взаимодействие в группе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • Компьютеры;

  • презентация «Модели объектов»;

  • Мультимедийный проектор;

  • Экран;

  • Рабочая тетрадь по информатике. Автор Л.Л. Босова;

  • Игрушки-модели, учебные модели.


Ход урока

1. Организационный момент. (1 минута)

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, мы с вами отправимся в путешествие по морским просторам на великолепном корабле.

Включена музыка: звук прибоя

А вот перед вами и карта путешествия. Первая наша остановка …

на острове игрушек.

2. Формулировка темы урока. (4 минут)

У каждого из вас есть особенная, любимая игрушка. А как вы думаете, зачем детям дарят игрушки?

Ожидаемый ответ: играть в них.

Конечно, вы правы. Какую информацию могут получить дети, играя в игрушки?

Ожидаемый ответ: из чего они состоят, как устроены.

А что представляет собой игрушка с точки зрения информатики?

Ожидаемый ответ: объект.

Каждый объект обладает какими-то свойствами. А каким общим свойством обладают практически все игрушки?

Ожидаемый ответ: они похожи на реальные объекты.

О каких свойствах реальных объектах можно узнать по игрушке?

Ожидаемый ответ: о форме, назначении, возможностях.

А каким еще словом можно назвать все предметы, представленные в классе?

Ожидаемый ответ: модели.

Скажите, а как называется процесс создания модели?

Ожидаемый ответ: моделирование.

Конечно, а так как мы с вами находимся на уроке информатики, то будем говорить о моделировании …

Ожидаемый ответ: информационном

Итак, тема урока сегодня …

Ожидаемый ответ: информационное моделирование

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Мы сегодня на уроке должны узнать, с какой целью создают модели, понять какие существуют модели и какими свойствами они обладают, научиться создавать графические модели с помощью компьютера.

3. Основная часть. (10 минут)

Продолжая наше путешествие, мы доплыли до острова вопросов и ответов.

Стремясь познать объекты окружающего мира, человек взаимодействует с существующими объектами и создает новые объекты. Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование, состоящее в создании и исследовании «заместителей» реальных объектов. «Объект-заместитель» принято называть моделью, а исходный объект – прототипом или оригиналом.

Назовите модели, находящиеся в классе и соответствующие им оригиналы.

Ожидаемый ответ: глобус – модель Земли, кукла – модель человека…

Что же общего у всех моделей? Являются ли модели точной копией объекта-оригинала?

Ожидаемый ответ: нет. Все модели отражают только часть свойств объекта-оригинала.

Вывод. Истоки моделирования обнаруживаются в далеком прошлом человечества, наскальные рисунки охоты на животных можно рассматривать как модель удачной охоты. Архитектор готовится построить здание, но прежде чем воздвигнуть его, он сооружает макет этого здания, чтобы посмотреть, как оно будет выглядеть. Это модель. Манекен в магазине – модель человека. Моделью является любое наглядное пособие, используемое на уроках в школе: карта, схема, таблица…

Обобщите рассмотренные примеры и попробуйте сами сформулировать определение модели.

Модель - это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта (оригинала) с определённой целью.

Модель – это некоторое упрощенное подобие реального объекта.

Определение уточняется, и ученики записывают его в тетрадь.

Формирование понятия «Моделирование»

В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие - то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое...

Как вы думаете, что же такое моделирование?

Моделирование – метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реальных объектов.

Определение записывается в тетрадь.

Можно ли для одного объекта создать несколько различных моделей? Приведите пример.

Ожидаемый ответ: объект – Земля, модели – глобус, карта…

Модели одного и того же объекта, предназначенные для разных целей могут быть совершенно разными. Именно от цели моделирования зависят требования к модели, какие именно признаки объекта-оригинала она должна отражать.

Как вы думаете, а модели можно строить только для материальных предметов? Конечно, нет. Можно строить модели различных процессов и явлений. Например, модель атомного взрыва, модель прогнозирования (прогноз погоды), модель управления процессом (расписание движения поездов или учебного процесса в школе).

Модели строят, если объект очень большой, объект слишком мал, процесс протекает очень быстро, процесс протекает очень медленно, исследование объекта опасно для окружающих, исследование объекта может повлечь его разрушение.

4. Работа с учебником (5 минут)

Как вы думаете, на какие виды можно разделить все модели? - Предположения учащихся.

– Для того чтобы отразить в модели признаки оригинала существуют два способа.

Откройте учебники на стр. 53 и проверьте.

Дайте определение двум видам моделей. Какие виды информационных моделей существуют? (рис.24, стр.55)

Модели бывают натурные и информационные. Натурные модели реально воспроизводят внешний вид, структуру и поведение объекта. Информационные модели – это описание объекта-оригинала на языках кодирования информации. Информационные модели бывают образные, знаковые и смешанные.

5. Закрепление, проверка осознанности усвоения. (5 минут)

Назовите виды представленных в кабинете моделей.

Продолжая наше путешествие, мы попали на остров решения задач.

Рабочая тетрадь стр. 92 № 101, 103.

Взаимопроверка (поменявшись тетрадями) по слайду на доске.

6. Физминутка для глаз «Подводное царство». (2 минуты)

7. Компьютерный практикум. (15 минут)

Бороздя морские просторы, побывав в подводном царстве, мы делаем остановку на «практическом» острове. Ваша задача, отыскать на острове компьютеры и выполнить на них практическую работу, а именно создать информационную графическую модель нашего класса.

Откройте учебники на стр. 165, практическая работа №8, задание №2.

Дети выполняют практическую работу.

Время пребывания на острове закончилось. Прошу всех подняться на корабль. Мы снова отправляемся в путь.

8. Домашнее задание. (2 минуты)

Последняя наша остановка на острове домашнего задания. Откройте дневники и запишите п.9 с.52-57, читать,с.165, ПР№8 задание3 (творческое)

9. Рефлексия. Подведение итогов. (2 минуты)

А теперь давайте подведем итог нашего урока. Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

Спасибо вам за урок.


я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!