Автор «учитель-методист»
Страусова Раиса Васильевна
Урок в начальной школе. Урок информатики
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи. (Б. Шоу)
Скорость социальных и технологических изменений в окружающем мире требует переосмысления функций и результатов общего среднего образования. Для современного человека необходимо умело действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать цели, действовать продуктивно в учебных, профессиональных и жизненных областях.
Мир, в котором будут жить наши дети, изменяется вчетверо быстрее, чем школа. Как же школа должна реагировать на эти изменения?
С одной стороны, она должна оставаться базовым этапом обучения и адаптации каждого человека, а с другой — отвечать требованиям времени.
Школа сегодня недостаточно учит школьников принимать решения, планировать свои действия, проверять результаты своей работы, использовать информационные и коммуникативные технологии, критически мыслить, самостоятельно заниматься собственным образованием. Вот почему сегодня актуальность приобретает понятие компетентности ученика, поскольку именно компетентности являются теми показателями, которые позволяют определить готовность ученика-выпускника к жизни, его дальнейшего личного развития.
Чтобы достойно жить в современном обществе, личность должна быть компетентной в различных сферах деятельности. Школа должна помочь учащимся создать условия для раскрытия потенциала самопознания, самооценки, самоконтроля, интеграции в социокультурное пространство.
Реализовать задания, которые стоят перед школой возможно только за счёт инновационного типа обучения, теоретической основой которого является личностно ориентированное обучение. В связи с усилением практической направленности школьного образования используется компетентносный подход в обучении.
Компетентностный подход призван преодолеть пропасть между образованием и жизнью.
Факторов, влияющих на совершенствование качества образования, много. Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок.
Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель.
Современный этап общественного развития предъявляет новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его профессионализму. Сегодня стало ясно, что только творческий учитель, обладающий явно выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения.
Обратимся теперь к определению понятия «современный урок».
Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ
Современный урок в начальной школе – это свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
Три постулата современного урока:
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Требования к структуре урока говорят о необходимости:
* Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);
* Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);
* Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;
* Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
* Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
* Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
* Найти оптимальное место домашнему заданию.
Требования к подготовке и организации урока:
1. Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);
2. Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме;
3. Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал;
4. Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме;
Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.
Требования к содержанию урока и процессу учения:
1. Урок должен быть воспитывающим;
2. Выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов;
3. Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска;
В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.
Требования к технике проведения урока
1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
2. Темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учеников завершенными;
3. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;
4. Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
5. Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
Управлять учебным процессом на уроке, большую часть урока активно работают учащиеся.
Выделяется ряд показателей эффективности современного урока: логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике; используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам; соблюдены нормы педагогической этики; темп урока оптимален для данного коллектива детей; в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности; соблюдены гигиенические условия учебного труда; созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей; дидактическая задача урока решена .
Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока.
Каждый урок имеет внутреннее строение – структуру, под которой подразумевается последовательность отдельных этапов.
Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое расположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.
Для достижения современных целей образования, воспитания и развития школьников в учебно – воспитательном процессе применяются новые методы обучения:
По виду передачи и восприятия учебной информации
методы словесной передачи и слухового восприятия;
методы наглядной передачи и зрительного восприятия;
практические методы обучения;
По характеру учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования
1. репродуктивные методы обучения;
2. проблемно-поисковые (продуктивные) методы
По степени педагогического управления дельностью учащихся со стороны учителя
1. методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся;
2. методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации;
По основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе учебного занятия
1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
По логике изложения и усвоения учебного материала
1. индуктивные методы обучения;
2. дедуктивные методы обучения
Особенностью содержания современного начального образования
является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Современный урок, в отличие от традиционного, должен быть продуктивным.
1. На современном уроке необходимо применять проблемно-поисковый метод.
2. Изучение материала должно проводиться не на основе монолога учителя, а на основе эвристических бесед, дискуссий, диспутов, исследований.
«Враги» хорошего урока:
монотонность речи учителя;
металлический, резкий, крикливый способ передачи информации;
однообразие приемов, отсутствие художественных оборотов речи, ораторских приемов;
окрики и упреки: «Сидеть», «Молчать», «Не вертеться» и т.д.;
отсутствие средств наглядности или формальное их использование;
пассивная позиция учащихся, когда по ходу объяснения не используются элементы активного участия в процессе освоения нового материала;
отсутствие связи нового материала с ранее изученным материалом;
констатирующий характер объяснения без использования проблемного начала;
безразличие при подаче материала, отсутствие положительной эмоциональной окраски.
В прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности - уровень умений и навыков учащихся
Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка:
- систему учебных и познавательных мотивов;
- умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Учителя придумывают различные «завлекалочки» на уроках - игры, слайды и т. д. Но всё это - внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от внутренней мотивации.
Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. Надо сказать, что мотивации, как одному из ведущих факторов любой деятельности, придавалось огромное значение с древних времен.
В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника. Это весьма сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов, среди которых индивидуальные различия школьников, их возрастные особенности развития и др.
Одна из тенденций современного общества - это повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Это неслучайно. Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение информационных компьютерных технологий (ИКТ) в образовательный процесс не только дает возможность современным детям идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной активности и мотивации.
Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Использование дидактических материалов, созданных в текстовом редакторе, позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности в длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ формирует навык исследовательской деятельности, способствует повышению качества образования.
Практика показывает, что большинство детей легко овладевают элементарными навыками работы на компьютере, а теоретические знания даются им с трудом.
На уроках информатики ребёнок не только усваивает навыки работы на компьютере, но и учится понимать логику работы на нём, логику оперирования информационными моделями, т.е. у детей формируется логическое мышление, для развития которого, по мнению психологов, наиболее продуктивным является возраст обучения детей в начальной школе. Ведь главное – не научить ребёнка нажимать на клавиши клавиатуры, а своевременно сформировать у него основные мыслительные процессы.
Особенности проведения уроков в начальных классах для учителя информатики
Учитель информатики при подготовке и проведении урока в начальных классах должен учитывать следующее:
1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Нормальное развитие личности в этом возрасте (по Эриксону) характеризуется трудолюбием, стремлением к познанию и достижениям, развитыми познавательными и коммуникативными навыками.
2. Развитие мышления в младшем школьном возрасте
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления превращает восприятие и память в регулируемые, произвольные процессы.
Развитие идёт от преимущественно конкретного мышления в первом классе к умению осуществлять формальные операции, связанные с развитием способности к обобщению, абстрагированию. Важно научить детей отличать в объекте не только яркие, внешние признаки (которые сами бросаются в глаза), но и находить существенные признаки
3. Мыслительные операции
Анализ - мыслительная операция, представляющая собой мысленное расчленение целого на его составные части, отдельные признаки.
Синтез – умственная (мыслительная) операция, обратная анализу, представляет собой мысленное объединение частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое.
Младшему школьнику проводить анализ легче, чем синтез.
Сравнение - мыслительная операция, представляющая собой установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Младшему школьнику при сравнении малоизвестных предметов легче найти различия, а при сравнении хорошо известных объектов — сходства.
4. Развитие внимания.
В начале обучения в школе у ребенка ведущим видом внимания является непроизвольное внимание. Ребенка привлекает все яркое, необычное, новое. Управлять своим вниманием ребенок еще не умеет, не может заставить себя сосредоточиться на неинтересном, трудном. В процессе обучения у детей начинает формироваться произвольное внимание, это активное внимание, оно регулируется волевым усилием. Высшей ступенью произвольности внимания является способность ученика руководствоваться самостоятельно поставленными целями.
В процессе обучения у детей развиваются свойства внимания: объем, распределение, устойчивость, переключение.
Объем внимания у младшего школьника небольшой, ребенок не может удержать в поле внимания такое количество объектов, как может взрослый.
Распределять внимание между различными видами деятельности младшему школьнику трудно. Ребенок сбивается, если одновременно слушает объяснение учителя и выполняет задание в тетради.
Характерной чертой внимания младшего школьника является его неустойчивость, легкая отвлекаемость. Долго выполнять какую-либо работу младший школьник не может - начинает заниматься другими делами. Поэтому виды деятельности должны чередоваться, быть разнообразными.
5. Развитие памяти.
У младших школьников более развита наглядно-образная память.
Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путём механического повторения, без осознания смысловых связей.
Они часто заучивают дословно! Это объясняется тем, что механическая память развита у них хорошо, и тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах), ещё плохо владеет речью, ему легче заучить всё, чем воспроизводить своими словами. Дети ещё не умеют организовывать смысловое запоминание, не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.
Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.
Первоначально младшие школьники легче запоминают наглядный материал. Постепенно в процессе обучения, возрастает роль словесно-логического запоминания. При запоминании словесного материала дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные объекты (понятия).
6. Организация учебной деятельности
В связи с постоянным обновлением знаний в области информатики, эффективным методом обучения стандартным видам деятельности можно считать поэтапное формирование умственных действий учащихся в процессе обучения. Выделяется пять основных шагов:
«рассказать»,
«показать»,
«сделатьвместе»,
«понаблюдать»,
«уйти с дороги».
Начиная преподавание информатики с начальной школы учитель знакомит своих учеников с элементарными понятиями и терминами на доступном для них языке.
В обучении информатике параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, работа с учебником, лекция);
Наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
Практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
Проблемное обучение;
Метод проектов;
Ролевой метод.
В начальных классах наиболее часто применяются такие методы как словесные, наглядные.
Уроки должны не только давать знания, но и заинтересовывать ребят, чтобы им хотелось получать эти знания. Уроки-сказки, уроки-путешествия, урок-игра, урок-конференция, устные журналы, конкурсы являются нетрадиционными уроками в начальной школе, которые просто необходимо проводить. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, хотя этим урокам и предшествует большая и кропотливая работа. Как с большей эффективностью провести урок? Какими должно быть оформление урока?
Урок обязательно должен включать в себя что-то новое, незнакомое, интересное для ребят.
Элементы театра, изобразительного искусства, музыки на уроке обязательны.
Все это, несомненно, способствует достижению основных целей урока: повышению у ребят интереса к предмету, к знаниям.
Представления заданий и упражнений преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей на этапе характерной для первых месяцев пребывания ребенка в школе смены ведущей деятельности (переход от игровой деятельности к учебной), способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Дети, по словам К.Д. Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями».
Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных коммуникационных технологий.
Работа с детьми показывает, что гораздо лучше они воспринимают и запоминают новую информацию, если она опирается на опыт и уже имеющиеся знания ребенка. Именно так возникла идея проводить интегрированные уроки.
Опыт работы показал, что алгоритмическая линия пропедевтического курса информатики хорошо интегрируется с другими школьными предметами (математика, русский язык, иностранный язык, природоведение, чтение). Особую заинтересованность дети проявляют, если привлекаются знания из других учебных предметов.
В 4-м классе использую метод проектов.
Участие в проекте помогает ученикам работать группами, то есть нести ответственность не только за себя, но и за команду, стараться не подвести своих товарищей, выполняя задания аккуратно и продуманно. Я называю их студентами не только для украшения каждого из них престижным “титулом”, но и для того, чтобы оценить их новый подход к изучению предмета “информатика”. Робота над проектом помогает почувствовать самостоятельность детей, у них повышается самооценка.
Надо отметить, что на сегодняшний момент у кого дома есть ПК, отношение к этой технике в домашнем интерьере большей части как к игрушке, особенно у детей, и редко кто из родителей с детства воспитывает другое, более серьезное отношение к этой технике. Поэтому ранее знакомство ведет к раннему формированию как информационно-технологического мировоззрения, так и более высоким навыкам работы на ПК.
Как же донести учебный материал до учащихся? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет?
Во-первых, в начале каждой новой темы показывать её связь с предыдущими занятиями, использовать простой и ясный язык, делая логические переходы от одной посылки к другой и используя знакомую лексику, при вводе же новых терминов – делать это четко, но только там, где это необходимо.
Во-вторых, по возможности включать в уроки, заранее подготовленные компьютерные презентации с последовательностью излагаемых положений или технологией работы с изучаемым программным средством.
В-третьих, при работе за компьютером у каждого школьника формируется индивидуальный темп выполнения задания, но необходим контроль темпа практических работ и оказание помощи нуждающемуся в ней ученику.
В-четвертых, в каждый момент своей работы учащиеся должны знать, чем именно они занимаются и к чему им надо стремиться, тогда ученики трудятся с большой охотой и желанием над отработкой даже самых рутинных навыков, если заранее знают результат, к которому надо стремиться.
Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.). Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.
Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных» палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу. Действия учителя на доске завораживают малышей, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята стали собранными, внимательными.
Таким образом, положительные возможности интерактивной доски налицо.
Перечислим их ещё раз:
Для работы не требуется специальных знаний и навыков.
Управление доской производится легким касанием руки
Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить
Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.).
Высокий уровень активности детей на уроке;
Отсутствие страха отвечать у доски.
ИД помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться;
Побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки.
Хороший темп урока позволяет «уплотнять» изучаемый материал.
На уроках информатики учащиеся начальной школы не просто усваивают учебный материал, но учебный материал активно способствует их развитию. Кроме того, по мере продвижения в освоении информатики, учебный материал начинает «работать» на другие дисциплины, так как многие темы носят развивающий и обобщающий характер.
Уроки информатики позволяют развивать логическое мышление, учат нестандартно мыслить, развивают навыки использования компьютера и основных средств информационных технологий. Всё это способствует развитию и воспитанию конкурентно-способной личности.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI– век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Список литературы:
Босова Л.Л. Развивающие задачи по информатике для младших школьников / Л.Л Босова. - М. : Информатика, 2000. - 214 с.
Босова Л.Л. О методике проведения уроков информатики с младшими школьниками : статья // http: //www.ito.su/2001/ito/I/2/I-2-11.html.
Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. - М. : Академический проект, - 2005. - 236 с.
Зубрилин А.А. Место занимательных задач в обучении информатике / А.А. Зубрилин // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2005. - С. 29-32.
Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. "Методика преподавания информатики" М., 2001 .
Малев В.В. Общая методика преподавания информатики. - Воронеж: ВГПУ, 2005.
Хуторской А.В., Галкина О.Н. Эвристический подход к обучению информатике // Информатика и образование. - 1996 - №6.