СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС»

Урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Каким должен быть современный урок иностранного языка? Структура и содержание урока должны отвечать: Индивидуальным потребностям учащихся; Общественным и государственным запросам; Реализовывать принципы личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению.

Каким должен быть современный урок иностранного языка?

Структура и содержание урока должны отвечать:

  • Индивидуальным потребностям учащихся;
  • Общественным и государственным запросам;
  • Реализовывать принципы личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению.
Урок или занятие? Урок – это форма организации учебно-воспитательного процесса в школе, назначение которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения. Урок проводится с постоянным составом учащихся по твердому расписанию.

Урок или занятие?

  • Урок – это форма организации учебно-воспитательного процесса в школе, назначение которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения. Урок проводится с постоянным составом учащихся по твердому расписанию.
Термин «учебное занятие» используется в нормативно-правовых документах и сегодня замещает термин «урок». Это сделано с целью формирования единого образовательного пространства системы образования.

Термин «учебное занятие» используется в нормативно-правовых документах и сегодня замещает термин «урок». Это сделано с целью формирования единого образовательного пространства системы образования.

Специфика современного урока иностранного языка Переход от традиционного урока к инновационному занятию требует смены подходов к обучению. Информационный подход, предполагающий изложение информации в готовом виде, заменяется на деятельностный, компетентностный и личностно-ориентированные подходы. Задача школы – не дать объем знаний, а научить учиться через формирование системы универсальных учебных действий.

Специфика современного урока иностранного языка

  • Переход от традиционного урока к инновационному занятию требует смены подходов к обучению. Информационный подход, предполагающий изложение информации в готовом виде, заменяется на деятельностный, компетентностный и личностно-ориентированные подходы. Задача школы – не дать объем знаний, а научить учиться через формирование системы универсальных учебных действий.
Изменения в системе общедидактических принципов обучения К общедидактическим принципам: научность, активность, наглядность, сознательность, доступность, посильность, прочность, индивидуализация, дифференциация, комплексность, учет психолого-педагогических особенностей обучающихся, принцип воспитывающего обучения добавляются принцип развивающего обучения, когнитвной и социальной направленности обучения, межпредметного обучения, рефлексии .

Изменения в системе общедидактических принципов обучения

  • К общедидактическим принципам: научность, активность, наглядность, сознательность, доступность, посильность, прочность, индивидуализация, дифференциация, комплексность, учет психолого-педагогических особенностей обучающихся, принцип воспитывающего обучения добавляются принцип развивающего обучения, когнитвной и социальной направленности обучения, межпредметного обучения, рефлексии .
принцип развивающего обучения   Принцип развивающего обучения предполагает создание оптимальных условий для  всестороннего и гармоничного развития детей  в процессе изучения учебных предметов и обеспечивается: а)  Содержанием образования  – чем глубже и прочнее учащиеся усваивают знания, тем многостороннее будет их общее развитие; б) Путем   целенаправленного обучения  учитель формирует у учащихся умения логически мыслить (учащиеся в процессе учения овладевают приемами сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации, анализа, синтеза). Важно научить школьников доказывать истинность выдвинутого положения, аргументировать тезисы, выделять главную мысль, различать существенные и второстепенные признаки, делать выводы на основе анализа фактического материала.

принцип развивающего обучения

Принцип развивающего обучения предполагает создание оптимальных условий для  всестороннего и гармоничного развития детей  в процессе изучения учебных предметов и обеспечивается:

  • а)  Содержанием образования  – чем глубже и прочнее учащиеся усваивают знания, тем многостороннее будет их общее развитие;
  • б) Путем   целенаправленного обучения  учитель формирует у учащихся умения логически мыслить (учащиеся в процессе учения овладевают приемами сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации, анализа, синтеза). Важно научить школьников доказывать истинность выдвинутого положения, аргументировать тезисы, выделять главную мысль, различать существенные и второстепенные признаки, делать выводы на основе анализа фактического материала.
Принцип когнитвной и социальной направленности обучения Преподаватель должен обеспечить прохождение учеником естественных стадий познавательного процесса: учащийся должен уметь наблюдать, выдвигать гипотезы и делать выводы о форме и функции явления, быть готовым корректировать свои представления. Следует помочь ученику извлечь максимум из его учебных умений и металингвистических знаний, тренировать учащихся в использовании стратегий, наиболее адекватных решаемой задаче: классифицировать, обобщать, осуществлять перенос и т.д.

Принцип когнитвной и социальной направленности обучения

  • Преподаватель должен обеспечить прохождение учеником естественных стадий познавательного процесса: учащийся должен уметь наблюдать, выдвигать гипотезы и делать выводы о форме и функции явления, быть готовым корректировать свои представления. Следует помочь ученику извлечь максимум из его учебных умений и металингвистических знаний, тренировать учащихся в использовании стратегий, наиболее адекватных решаемой задаче: классифицировать, обобщать, осуществлять перенос и т.д.
Принцип когнитвной и социальной направленности обучения Помним, что учащийся — активный деятель учебного процесса. Он активно способствует своему обучению, а также обучению своих товарищей. Это происходит в обучающей среде, формируемой через взаимодействие учителя, ученика и его соучеников.  Вторая часть данного принципа предполагает воспитание подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией и направление деятельности учителей на формирование социально необходимого типа личности. 

Принцип когнитвной и социальной направленности обучения

Помним, что учащийся — активный деятель учебного процесса. Он активно способствует своему обучению, а также обучению своих товарищей. Это происходит в обучающей среде, формируемой через взаимодействие учителя, ученика и его соучеников. Вторая часть данного принципа предполагает воспитание подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией и направление деятельности учителей на формирование социально необходимого типа личности. 

Принцип межпредметного обучения Данный принцип означает, что в обучении иностранным языкам учитель должен формировать комплексные, метапредметные знания, умения и навыки, и научить учащихся использовать их при решении практических задач.   1) формирование научного мировоззрения и современной научной картины мира;   2) формирование общепредметных умений в видах деятельности, общих для данных предметов (учебной, мыслительной, познавательной, речевой, практической, оценочной).

Принцип межпредметного обучения

Данный принцип означает, что в обучении иностранным языкам учитель должен формировать комплексные, метапредметные знания, умения и навыки, и научить учащихся использовать их при решении практических задач.  1) формирование научного мировоззрения и современной научной картины мира;  2) формирование общепредметных умений в видах деятельности, общих для данных предметов (учебной, мыслительной, познавательной, речевой, практической, оценочной).

Принцип рефлексии Этот принцип означает способность учащихся видеть за фактом явление жизни, за явлением жизни обнаруживать ее закономерности, за объективными закономерностями распознавать основы человеческой жизни так, чтобы каждый ребенок приобретал привычку и умение отдавать себе отчет в собственной жизни , становясь ее субъектом. 

Принцип рефлексии

  • Этот принцип означает способность учащихся видеть за фактом явление жизни, за явлением жизни обнаруживать ее закономерности, за объективными закономерностями распознавать основы человеческой жизни так, чтобы каждый ребенок приобретал привычку и умение отдавать себе отчет в собственной жизни , становясь ее субъектом. 
Общеметодические принципы К специфическим принципам урока иностранного языка, таким как: коммуникативная направленность обучения; учет родного языка, добавились: принцип диалога культур; принцип соизучения языка и культуры .

Общеметодические принципы

К специфическим принципам урока иностранного языка, таким как: коммуникативная направленность обучения;

учет родного языка, добавились:

принцип диалога культур;

принцип соизучения языка и культуры .

Реализация диалога культур Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре.

Реализация диалога культур

  • Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре.
принцип диалога культур Данный принцип предполагает таких условий обучения иностранным языкам, при которых существует о ткрытость культур друг другу, сохраняется равенство всех культур, признаются права каждой культуры на отличия от других, уважение к чужой культуре.

принцип диалога культур

  • Данный принцип предполагает таких условий обучения иностранным языкам, при которых существует о ткрытость культур друг другу, сохраняется равенство всех культур, признаются права каждой культуры на отличия от других, уважение к чужой культуре.
принцип соизучения языка и культуры Язык, как элемент культуры, функционирует в рамках определенной культуры, поэтому обучающиеся должны быть знакомы с особенностями данной культуры, а также с особенностями функционирования языка в культуре. Поэтому ИЯ должен быть не просто средством узнавания иностранной культуры и истории, он также должен быть средством сообщения учащимся о своей собственной культуре, то есть должен способствовать созданию диалога культур.

принцип соизучения языка и культуры

  • Язык, как элемент культуры, функционирует в рамках определенной культуры, поэтому обучающиеся должны быть знакомы с особенностями данной культуры, а также с особенностями функционирования языка в культуре. Поэтому ИЯ должен быть не просто средством узнавания иностранной культуры и истории, он также должен быть средством сообщения учащимся о своей собственной культуре, то есть должен способствовать созданию диалога культур.
Изменения в понимании целей и задач урока ИЯ Ориентация цели на включение планируемых результатов: личностных метапредметных предметных

Изменения в понимании целей и задач урока ИЯ

  • Ориентация цели на включение планируемых результатов:
  • личностных
  • метапредметных
  • предметных
Учимся формулировать задачи урока! Помним! Формулировка краткая и соотносится с планируемыми результатами . Например: научить рассказывать о своей семье (предметный результат), создавать условия для проявления индивидуальности (личностные результаты) и познавательной активности (метапредметные).

Учимся формулировать задачи урока!

  • Помним! Формулировка краткая и соотносится с планируемыми результатами .
  • Например: научить рассказывать о своей семье (предметный результат), создавать условия для проявления индивидуальности (личностные результаты) и познавательной активности (метапредметные).
Формулируем цель урока Цель урока : формирование у учащихся способности и готовности к чтению на иностранном языке. Задачи: Развитие умения читать текст-проспект с пониманием его основного содержания (практическая задача); Расширение представлений учащихся о стране изучаемого языка, знакомство с новыми реалиями страны изучаемого языка (образовательная задача);

Формулируем цель урока

  • Цель урока : формирование у учащихся способности и готовности к чтению на иностранном языке.
  • Задачи:
  • Развитие умения читать текст-проспект с пониманием его основного содержания (практическая задача);
  • Расширение представлений учащихся о стране изучаемого языка, знакомство с новыми реалиями страны изучаемого языка (образовательная задача);
Формулируем цель и задачи урока ИЯ Воспитание внимательного отношения к печатному тексту, пробуждение интереса к достопримечательностям другой страны (воспитательная); Развитие умения осуществлять содержательную идентификацию, например соотнесение вопроса и соответствующего фрагмента текста (развивающая задача).

Формулируем цель и задачи урока ИЯ

  • Воспитание внимательного отношения к печатному тексту, пробуждение интереса к достопримечательностям другой страны (воспитательная);
  • Развитие умения осуществлять содержательную идентификацию, например соотнесение вопроса и соответствующего фрагмента текста (развивающая задача).
Как правильно сформулировать задачи урока Помним, что задачи ставим на 45 минут урока! (Сформировать коммуникативную компетенцию или научить говорить на иностранном языке за такое короткое время невозможно!) Задачи также ориентированы на достижение планируемых результатов урока. Например : научить предоставлять информацию о своей семье на английском языке и запрашивать ее в устной форме ( в рамках изучаемой темы).

Как правильно сформулировать задачи урока

  • Помним, что задачи ставим на 45 минут урока! (Сформировать коммуникативную компетенцию или научить говорить на иностранном языке за такое короткое время невозможно!)
  • Задачи также ориентированы на достижение планируемых результатов урока.
  • Например : научить предоставлять информацию о своей семье на английском языке и запрашивать ее в устной форме ( в рамках изучаемой темы).
Практические задачи Научить понимать лексическое значение слов по теме «Моя семья» и уметь их использовать в устной и письменной речи. Прогнозировать содержание текста по его заголовку. Понимать аудиотекст, содержащий незнакомые слова. Составлять рассказ по аналогии с текстом –образцом.

Практические задачи

  • Научить понимать лексическое значение слов по теме «Моя семья» и уметь их использовать в устной и письменной речи.
  • Прогнозировать содержание текста по его заголовку.
  • Понимать аудиотекст, содержащий незнакомые слова.
  • Составлять рассказ по аналогии с текстом –образцом.
Воспитательные задачи Развить интерес к истории страны изучаемого языка. Пробудить готовность решать учебные задачи самостоятельно. Пробудить гордость за свой край. Привлечь внимание к проблеме загрязнения окружающей среды в городе.

Воспитательные задачи

  • Развить интерес к истории страны изучаемого языка.
  • Пробудить готовность решать учебные задачи самостоятельно.
  • Пробудить гордость за свой край.
  • Привлечь внимание к проблеме загрязнения окружающей среды в городе.
Образовательные задачи Расширить представление о категории «времени» в английском языке. Расширить общий кругозор школьников за счет знакомства традициями празднования пасхи в Англии. Раскрыть значение интернациональных слов путем сопоставления с русскими эквивалентами.

Образовательные задачи

  • Расширить представление о категории «времени» в английском языке.
  • Расширить общий кругозор школьников за счет знакомства традициями празднования пасхи в Англии.
  • Раскрыть значение интернациональных слов путем сопоставления с русскими эквивалентами.
Развивающие задачи Развитие умения анализировать, обобщать и систематизировать языковые явления. Развитие умений догадываться по контексту и словообразовательным элементам. Развитие умений переспроса и использования надязыковых средств в устно-речевом общении на иностранном языке.

Развивающие задачи

  • Развитие умения анализировать, обобщать и систематизировать языковые явления.
  • Развитие умений догадываться по контексту и словообразовательным элементам.
  • Развитие умений переспроса и использования надязыковых средств в устно-речевом общении на иностранном языке.
Указываем планируемые результаты Предметные результаты (учебные цели); Метапредметные (образовательные и развивающие цели); Личностные (воспитательные цели) Например: Учащиеся научатся представлять себя и членов своих семей на иностранном языке своим товарищам (предметные результаты);

Указываем планируемые результаты

  • Предметные результаты (учебные цели);
  • Метапредметные (образовательные и развивающие цели);
  • Личностные (воспитательные цели)
  • Например:
  • Учащиеся научатся представлять себя и членов своих семей на иностранном языке своим товарищам (предметные результаты);
Указываем планируемые результаты Учащиеся научатся работать с текстом для чтения, в частности выделять главную мысль от второстепенной информации (метапредметные) Учащиеся научатся учитывать мнения своих товарищей (личностные результаты).

Указываем планируемые результаты

  • Учащиеся научатся работать с текстом для чтения, в частности выделять главную мысль от второстепенной информации (метапредметные)
  • Учащиеся научатся учитывать мнения своих товарищей (личностные результаты).
Изменения в структуре урока ИЯ В структуре урока присутствуют: Ожидаемые планируемые результаты; Классы учебно-познавательных, учебно-практических, исследовательских и творческих задач (приобретение, освоение, применение знаний); Модели учебных задач и ситуаций (поиск информации, отсечение ненужной информации, преобразование и интерпретация информации, принятие решений и т.д.); Диагностика, самооценка, взаимооценка.

Изменения в структуре урока ИЯ

  • В структуре урока присутствуют:
  • Ожидаемые планируемые результаты;
  • Классы учебно-познавательных, учебно-практических, исследовательских и творческих задач (приобретение, освоение, применение знаний);
  • Модели учебных задач и ситуаций (поиск информации, отсечение ненужной информации, преобразование и интерпретация информации, принятие решений и т.д.);
  • Диагностика, самооценка, взаимооценка.
Новое в содержании урока ИЯ Универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные); Личностные, метапредметные и предметные умения; Новые типы заданий и учебных задач (ориентация на проблемность; Использование информационно-коммуникационных технологий; Технологий обучения в сотрудничестве; Здоровьесберегающих технологий.

Новое в содержании урока ИЯ

  • Универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
  • Личностные, метапредметные и предметные умения;
  • Новые типы заданий и учебных задач (ориентация на проблемность;
  • Использование информационно-коммуникационных технологий;
  • Технологий обучения в сотрудничестве;
  • Здоровьесберегающих технологий.
Как по-новому организовать урок ИЯ Начало урока начинается как и в традиционном уроке с приветствия учителя, определения готовности класса к занятию, но, если раньше тему объявлял учитель, то теперь обучаемые самостоятельно выводят тему сами, т.е. учитель добавляет элементы проблематизации. С самого начала учебного занятия учащиеся учатся формулировать цель.

Как по-новому организовать урок ИЯ

  • Начало урока начинается как и в традиционном уроке с приветствия учителя, определения готовности класса к занятию, но, если раньше тему объявлял учитель, то теперь обучаемые самостоятельно выводят тему сами, т.е. учитель добавляет элементы проблематизации. С самого начала учебного занятия учащиеся учатся формулировать цель.
Рефлексия На уроке ИЯ рефлексия вводится не только в конце урока, но и на всех его этапах. С помощью проблемных вопросов, объяснения учащимися своих действий, формулировании выводов учащимися и т.д.

Рефлексия

  • На уроке ИЯ рефлексия вводится не только в конце урока, но и на всех его этапах. С помощью проблемных вопросов, объяснения учащимися своих действий, формулировании выводов учащимися и т.д.
Введение нового материала Объяснения правила учителем предлагается проводить с помощью элементов учебного исследования, посредством делегирования полномочий учителя учащимся, за которым сразу же следует процесс рефлексии. В традиционном обучении ученик выступал как пассивный участник и слушал объяснение нового материал учителем, не пытаясь данный материал обрабатывать в процессе восприятия.

Введение нового материала

  • Объяснения правила учителем предлагается проводить с помощью элементов учебного исследования, посредством делегирования полномочий учителя учащимся, за которым сразу же следует процесс рефлексии.
  • В традиционном обучении ученик выступал как пассивный участник и слушал объяснение нового материал учителем, не пытаясь данный материал обрабатывать в процессе восприятия.
Введение нового мат ериала В условиях современного урока необходимо создавать условия, когда учащиеся задают вопросы учителю и себе, самостоятельно контролируют понимание нового материала путем постановки вопросов, путем исследования данного материала в учебных линейных и нелинейных текстах. Важно при этом, чтобы учащиеся использовали модели, знаки, символы, схемы, и умели оценить нужную и полезную информацию.

Введение нового мат ериала

  • В условиях современного урока необходимо создавать условия, когда учащиеся задают вопросы учителю и себе, самостоятельно контролируют понимание нового материала путем постановки вопросов, путем исследования данного материала в учебных линейных и нелинейных текстах.
  • Важно при этом, чтобы учащиеся использовали модели, знаки, символы, схемы, и умели оценить нужную и полезную информацию.
Формы введения нового материала Введение с помощью текста, таблиц, схем, использование речевых моделей, презентация видеороликов

Формы введения нового материала

  • Введение с помощью
  • текста,
  • таблиц,
  • схем,
  • использование речевых моделей,
  • презентация видеороликов
Закрепление нового материала На этапе освоения новых знаний предлагается использовать коммуникативные задания. Коммуникативное задание содержит одну учебную задачу, которую нужно решить учащемуся. Выделяют учебную или учебно-познавательную задачу. Она направлена на поиск общих способов решения задач. Конкретно практическая задача – это применение уже усвоенных способов действий. Исследовательская задача направлена на проведение исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов. Творческая задача не имеет формального способа решения.

Закрепление нового материала

  • На этапе освоения новых знаний предлагается использовать коммуникативные задания. Коммуникативное задание содержит одну учебную задачу, которую нужно решить учащемуся.

Выделяют учебную или учебно-познавательную задачу. Она направлена на поиск общих способов решения задач. Конкретно практическая задача – это применение уже усвоенных способов действий. Исследовательская задача направлена на проведение исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов. Творческая задача не имеет формального способа решения.

Типичные ошибки при организации урока ИЯ Посвящение всего урока грамматическому времени или явлению; Некорректная формулировка цели или задач урока или несоответствие задач цели; Отсутствие проблемных заданий на разных этапах урока; Неумение формулировать коммуникативную задачу и мотивировать учащихся к выполнению задания;  нарушение последовательности отработки материала и его применения; Отсутствие рефлексии на уроке; Неумение импровизировать в трудных случаях; Отсутствие современных технологий и контроля на уроке.

Типичные ошибки при организации урока ИЯ

  • Посвящение всего урока грамматическому времени или явлению;
  • Некорректная формулировка цели или задач урока или несоответствие задач цели;
  • Отсутствие проблемных заданий на разных этапах урока;
  • Неумение формулировать коммуникативную задачу и мотивировать учащихся к выполнению задания;
  • нарушение последовательности отработки материала и его применения;
  • Отсутствие рефлексии на уроке;
  • Неумение импровизировать в трудных случаях;
  • Отсутствие современных технологий и контроля на уроке.