СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – исследование «Что такое почва?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок – исследование «Что такое почва?»»



Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

Автор УМК: А. А. Плешаков

Тема урока: Урок – исследование «Что такое почва?»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Учитель: Левина Е.Н.


Цель

Задачи

Создать условия для формирования нового знания « Что такое почва?»

Образовательные:

  • формировать понятия «почва» как верхний плодородный слой земли;

  • выявить в ходе опытов состав почвы

  • продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.

Развивающая:

  • развивать умение работать с научным текстом;

  • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;

  • делать выводы на основе проведённых опытов;

  • развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся;

  • умения доказывать выдвигаемые предположения;

  • первоначальные умения практического исследования природных объектов.

Воспитательная:

  • воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;

  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

  • Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы,

контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

  • Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.


Планируемый результат

  • Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.

  • Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

  • Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему

решению, задавать вопросы,

контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Основные понятия

Почва, состав почвы, плодородие почвы, образование и разрушение почвы, охрана почва.

Оборудование

Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки, ноутбук, проектор, экран. - А. А. Плешаков. Учебник 3 класс. Часть 1, стр. 64, тетрадь на печатной основа,

Ресурсы

- презентация «Что такое почва»




Приёмы технологии критического мышления, используемые на уроке

стадии

приёмы

УУД

вызов

верные – неверные утверждения


планирование собственной учебной деятельности

осмысление

кластер

планирование собственной учебной деятельности, осознанное вдумчивое чтение, анализ и переработка информации


рефлексия

синквейн

умение творчески перерабатывать информацию, давать рефлексивную оценку пройденного



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап, цель, используемые приемы технологии критического мышления


Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

ВЫЗОВ


Цель: активизация и стимулирование мыслительной деятельности учащихся, мотивирование на предстоящую работу, вызов имеющихся знаний






Приём

«Верные – неверные утверждения»





Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Настрой на работу.

Мы сегодня снова будем наблюдать,
Делать выводы и рассуждать.
Чтобы наш урок был впрок,
Активно включайся в работу, дружок!


- Рассмотрите вещество, которое находится у вас на парте. Что это?

- В конце урока решим, кто был прав.

- Как понимаете эти выражения?

Сказала лопата: «Земля, чтобы рыть»

Ботинки сказали: «Земля, чтоб ходить»

А люди сказали: «Земля, чтобы жить»

Организация диалога с учащимися, создание проблемной ситуации, в ходе которой формулируется тема и задачи урока

- Что обозначает слово земля, как его написать в разных ситуациях.

- Какое новое понятие вам встретилось на слайде?

- О чём мы будем сегодня говорить?

Поставьте цель сегодняшнего урока.

- Что бы вам хотелось узнать о почве?

Работа с таблицей «Верные – неверные утверждения»

- Может быть, вы уже что-то знаете?

- Заполните самостоятельно таблицу в колонке ДО. Если не знаете, поставьте вопрос.

Приветствие учителя проверка своей готовности к уроку




Фронтальная работа

Рассматривание вещества в чашечке. Варианты ответов: почва, земля


Объяснение смысла выражений





Объяснение смысла слов «земля»«Земля»



Целеполагание

Ответы учащихся



Самостоятельная работа Заполнение таблицы «Верные неверные утверждения» в столбике ДО

ОСМЫСЛЕНИЕ


Цель: открытие новых знаний на основе осмысленного чтения и слушания, выполнения практической работы, структурирование учебного материала




Приём

«Составление кластера»



















































































Приём

«Ромашка Блуме»


















Приём

«Верные – неверные утверждения»



Организация работы с научным текстом в учебнике. Составление «кластера.»

- Как же образовалась почва? Послушайте стихотворение.

Солнце жаркое печёт. Ветер больно гору бьёт.

И вода старается – трещин прибавляется.

И заплакала гора: Ох, стара я, ох стара!

Пожалел лишайник гору, поселился, лезет в гору.

Трещины прикрыла почва, зацвели на ней цветочки.

Загордилась тут гора: Вновь я стала молода!

- Что оказывало воздействие на гору?

- Прочитайте текст в учебнике«Как образовалась почва», найдите пропущенные слова и вставьте в свой текст.




- Давайте обобщим новую информацию и запишем её в кратком виде, в виде схемы.( кластер)

- Поработайте в группах, советуйтесь друг с другом.






Организация диалога с детьми подведение к открытию понятий «почва» «плодородие»

- Конечно же, вы рассматривали землю во дворе, на огороде, на речке. Обратили внимание, что она разная?

- Не всякая суша становится местом обитания растений, животных, человека. Одно из главных условий – наличие почвы.

- Что же такое почва?

Главное свойство почвы – плодородие.

Слои почвы: переходный (песок и глина)

подстилающий (материнская горная порода)

- В каких слоях расположены корни растений?

- Везде ли одинаков почвенный слой?

Во льдах Арктики и Антарктиды, на ледяных вершинах высоких гор, в пустынях нет почвенного слоя. Нет и растительности.

- По своему составу почвы бывают: песчаные глинистые чернозём

- На какой почве вырастет лучший урожай?


Постановка проблемы

- Почему почва плодородна?

- Изучим состав почвы

Повторение последовательности действий при проведении лабораторной работы

1.Ставлю исследовательскую задачу

2. Продумываю ход выполнения опыта

3. Подбираю оборудование

4. Думаю над техникой безопасности

5. Выполняю опыт и наблюдаю

6. Делаю вывод и записываю его

- Какую исследовательскую задачу поставим?

- Какие правила техники безопасности во время практической работы нужно соблюдать?

Лабораторная работа





Опыт 1. Рассматривание почвы с помощью лупы.



Налить воды в стаканчик, опустить почву.




Опыт 2.Наблюдение за отстаиванием воды, рассматривание слоёв.


Опыт 3. Нагревание пробирки с почвой: наблюдение за появлением капелек воды на стенках пробирки (опыт проводит учитель)

Опыт 4.При нагревании почвы в пробирке появление запаха перегноя

- Перегной или гумус – это остатки растений, насекомых.


- Вспомните лето, прогулки в лесу, по траве.

Ф И З М И Н У Т К А «Звуки леса»

- Как расположатся корни растений на рисунках?




Опыт 5.Фильтрование воды с прокалённой почвой. Выпаривание соли (опыт проводит учитель).

Соли – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются в перегное под воздействием микроорганизмов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде и всасываются корнями растений, питая растение.


- Мы заполнили всю схему состава почвы.

- Проверьте, так ли у вас получилось?


- Какое главное свойство почвы?

Животные также увеличивают плодородие почвы. На 1м кв. живет около 80 дождевых червей.


Организация диалога по экологически грамотному поведению в природе


- Чего боится почва?

Почва многого «боится». Например, ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют её. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие.

Если в почву вносят слишком много удобрений или слишком обильно поливают её, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве.

Почве вредят обильные дожди – почва разрушается, появляются овраги.

-Почему нельзя вырубать леса?

Нельзя вырубать леса.

Нужно беречь почву!

- Почему человек селится в основном там, где почва более плодородна?

ЗЕМЛЯ, ЧТОБЫ ЖИТЬ!

Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Почему?

Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Складывали о ней стихи, песни.


- Почва открыла некоторые свои секреты

-Вернитесь к таблице «Верные – неверные утверждения», заполните столбик ПОСЛЕ

- У кого предположения оказались правильными, неправильными, кто получил ответ на оставленные вопросы?

- Проверим, как вы усвоили материал урока

ГОЛОСОВАНИЕ


- Посмотрите результаты своих ответов.




Фронтальная работа

Обсуждение стихотворения. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.






Работа в паре

Чтение текста в учебнике, подбор пропущенных слов (заполняют рабочий лист)

Самопроверка по слайду


Групповая работа

моделированиекластера «Образование почвы»

(учащиеся собирают схему из предложенных слов, наклеивая их на бумагу)

Проверка работы групп по эталону – слайду


Фронтальная работа


Учащиеся обсуждают понятия «почва», «плодородие», отвечают на вопросы учителя




Находят в словаре значение слова «плодородие»







Находят в учебнике недостатки песчаных и глинистых почв



Ответы учащихся


Составляют алгоритм действий при лабораторной работе, сличают с эталоном на слайде






Обсуждение техники безопасности

Выполняют опыты под руководством учителя. По ходу работы делают выводы и заполняют индивидуальную схему «Состав почвы»

Определяют свойства почвы: темный цвет сыпучесть, водопроницаемость; состав почвы: песок, корешки растений

Выполнение практической работы по определению состава почвы

(в паре опыты 1, 2, 5)

ВЫВОД: в почве есть воздух

ВЫВОД: в почве есть песок глина

ВЫВОД: в почве есть вода

ВЫВОД: в почве есть перегной




Расположить корни растений на рисунках с разным составом почвы


Ученики наблюдают за проведением опыта.

ВЫВОД: в почве есть соли






Сверяют с образцом схемы«Состав почвы» на слайде


Отвечают на вопросы учителя



Фронтальная работа


Участвуют в беседе с учителем












Ответы на вопросы учителя









Самостоятельная работа

Заполняюттаблицу «Верные неверные утверждения» в колонке, обсуждают свои предположения


ГОЛОСОВАНИЕ

Обучающиеся с помощью карточек выбирают ответы на предложенные вопросы:

  1. Плодородие почвы зависит от количества:

глины песка перегноя

  1. Чернозёмные почвы преобладают: в пустынях

в лесах в тундре

  1. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

вода соли камни

  1. Основное свойство почвы: цвет сыпучесть плодородие

  2. Что такое почва:

верхний слой земли

слой земли, на котором растут растения

верхний рыхлый плодородный слой земли

  1. Один см почвы в природе образуется за: 1-2года

5-10лет 200-300лет

РЕФЛЕКСИЯ


Цель: анализ информации, рефлексия полученных знаний


Прием

«Синквеин»

- Какое вещество находится у вас на столе? Кто был прав?

- Чтобы почва радовала нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями давайте ценить почву, заботиться о ней.

- Какие открытия вы сделали на уроке?

- Что было самым интересным, необычным?

- Давайте подведём итог нашей работы, составим синквейн о почве.

Оцени свою работу на уроке.

Домашнее задание:Найти пословицы о земле.

Синквейн

Учащиеся по наводящим вопросам подбирают слова для синквейна,сверяют со слайдом


1.Почва

2. Верхний рыхлый плодородный

3.Кормит укрывает защищает

4. Необычный состав

5. Чудесная кладовая








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!