ВЫЗОВ Цель: активизация и стимулирование мыслительной деятельности учащихся, мотивирование на предстоящую работу, вызов имеющихся знаний Приём «Верные – неверные утверждения» | Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Настрой на работу. Мы сегодня снова будем наблюдать, Делать выводы и рассуждать. Чтобы наш урок был впрок, Активно включайся в работу, дружок! - Рассмотрите вещество, которое находится у вас на парте. Что это? - В конце урока решим, кто был прав. - Как понимаете эти выражения? Сказала лопата: «Земля, чтобы рыть» Ботинки сказали: «Земля, чтоб ходить» А люди сказали: «Земля, чтобы жить» Организация диалога с учащимися, создание проблемной ситуации, в ходе которой формулируется тема и задачи урока - Что обозначает слово земля, как его написать в разных ситуациях. - Какое новое понятие вам встретилось на слайде? - О чём мы будем сегодня говорить? Поставьте цель сегодняшнего урока. - Что бы вам хотелось узнать о почве? Работа с таблицей «Верные – неверные утверждения» - Может быть, вы уже что-то знаете? - Заполните самостоятельно таблицу в колонке ДО. Если не знаете, поставьте вопрос. | Приветствие учителя проверка своей готовности к уроку Фронтальная работа Рассматривание вещества в чашечке. Варианты ответов: почва, земля Объяснение смысла выражений Объяснение смысла слов «земля»«Земля» Целеполагание Ответы учащихся Самостоятельная работа Заполнение таблицы «Верные неверные утверждения» в столбике ДО |
ОСМЫСЛЕНИЕ Цель: открытие новых знаний на основе осмысленного чтения и слушания, выполнения практической работы, структурирование учебного материала Приём «Составление кластера» Приём «Ромашка Блуме» Приём «Верные – неверные утверждения» | Организация работы с научным текстом в учебнике. Составление «кластера.» - Как же образовалась почва? Послушайте стихотворение. Солнце жаркое печёт. Ветер больно гору бьёт. И вода старается – трещин прибавляется. И заплакала гора: Ох, стара я, ох стара! Пожалел лишайник гору, поселился, лезет в гору. Трещины прикрыла почва, зацвели на ней цветочки. Загордилась тут гора: Вновь я стала молода! - Что оказывало воздействие на гору? - Прочитайте текст в учебнике«Как образовалась почва», найдите пропущенные слова и вставьте в свой текст. - Давайте обобщим новую информацию и запишем её в кратком виде, в виде схемы.( кластер) - Поработайте в группах, советуйтесь друг с другом. Организация диалога с детьми подведение к открытию понятий «почва» «плодородие» - Конечно же, вы рассматривали землю во дворе, на огороде, на речке. Обратили внимание, что она разная? - Не всякая суша становится местом обитания растений, животных, человека. Одно из главных условий – наличие почвы. - Что же такое почва? Главное свойство почвы – плодородие. Слои почвы: переходный (песок и глина) подстилающий (материнская горная порода) - В каких слоях расположены корни растений? - Везде ли одинаков почвенный слой? Во льдах Арктики и Антарктиды, на ледяных вершинах высоких гор, в пустынях нет почвенного слоя. Нет и растительности. - По своему составу почвы бывают: песчаные глинистые чернозём - На какой почве вырастет лучший урожай? Постановка проблемы - Почему почва плодородна? - Изучим состав почвы Повторение последовательности действий при проведении лабораторной работы 1.Ставлю исследовательскую задачу 2. Продумываю ход выполнения опыта 3. Подбираю оборудование 4. Думаю над техникой безопасности 5. Выполняю опыт и наблюдаю 6. Делаю вывод и записываю его - Какую исследовательскую задачу поставим? - Какие правила техники безопасности во время практической работы нужно соблюдать? Лабораторная работа Опыт 1. Рассматривание почвы с помощью лупы. Налить воды в стаканчик, опустить почву. Опыт 2.Наблюдение за отстаиванием воды, рассматривание слоёв. Опыт 3. Нагревание пробирки с почвой: наблюдение за появлением капелек воды на стенках пробирки (опыт проводит учитель) Опыт 4.При нагревании почвы в пробирке появление запаха перегноя - Перегной или гумус – это остатки растений, насекомых. - Вспомните лето, прогулки в лесу, по траве. Ф И З М И Н У Т К А «Звуки леса» - Как расположатся корни растений на рисунках? Опыт 5.Фильтрование воды с прокалённой почвой. Выпаривание соли (опыт проводит учитель). Соли – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются в перегное под воздействием микроорганизмов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде и всасываются корнями растений, питая растение. - Мы заполнили всю схему состава почвы. - Проверьте, так ли у вас получилось? - Какое главное свойство почвы? Животные также увеличивают плодородие почвы. На 1м кв. живет около 80 дождевых червей. Организация диалога по экологически грамотному поведению в природе - Чего боится почва? Почва многого «боится». Например, ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют её. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений или слишком обильно поливают её, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве. Почве вредят обильные дожди – почва разрушается, появляются овраги. -Почему нельзя вырубать леса? Нельзя вырубать леса. Нужно беречь почву! - Почему человек селится в основном там, где почва более плодородна? ЗЕМЛЯ, ЧТОБЫ ЖИТЬ! Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Почему? Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Складывали о ней стихи, песни. - Почва открыла некоторые свои секреты -Вернитесь к таблице «Верные – неверные утверждения», заполните столбик ПОСЛЕ - У кого предположения оказались правильными, неправильными, кто получил ответ на оставленные вопросы? - Проверим, как вы усвоили материал урока ГОЛОСОВАНИЕ - Посмотрите результаты своих ответов. | Фронтальная работа Обсуждение стихотворения. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Работа в паре Чтение текста в учебнике, подбор пропущенных слов (заполняют рабочий лист) Самопроверка по слайду Групповая работа моделированиекластера «Образование почвы» (учащиеся собирают схему из предложенных слов, наклеивая их на бумагу) Проверка работы групп по эталону – слайду Фронтальная работа Учащиеся обсуждают понятия «почва», «плодородие», отвечают на вопросы учителя Находят в словаре значение слова «плодородие» Находят в учебнике недостатки песчаных и глинистых почв Ответы учащихся Составляют алгоритм действий при лабораторной работе, сличают с эталоном на слайде Обсуждение техники безопасности Выполняют опыты под руководством учителя. По ходу работы делают выводы и заполняют индивидуальную схему «Состав почвы» Определяют свойства почвы: темный цвет сыпучесть, водопроницаемость; состав почвы: песок, корешки растений Выполнение практической работы по определению состава почвы (в паре опыты 1, 2, 5) ВЫВОД: в почве есть воздух ВЫВОД: в почве есть песок глина ВЫВОД: в почве есть вода ВЫВОД: в почве есть перегной Расположить корни растений на рисунках с разным составом почвы Ученики наблюдают за проведением опыта. ВЫВОД: в почве есть соли Сверяют с образцом схемы«Состав почвы» на слайде Отвечают на вопросы учителя Фронтальная работа Участвуют в беседе с учителем Ответы на вопросы учителя Самостоятельная работа Заполняюттаблицу «Верные неверные утверждения» в колонке, обсуждают свои предположения ГОЛОСОВАНИЕ Обучающиеся с помощью карточек выбирают ответы на предложенные вопросы: Плодородие почвы зависит от количества: глины песка перегноя Чернозёмные почвы преобладают: в пустынях в лесах в тундре Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются: вода соли камни Основное свойство почвы: цвет сыпучесть плодородие Что такое почва: верхний слой земли слой земли, на котором растут растения верхний рыхлый плодородный слой земли Один см почвы в природе образуется за: 1-2года 5-10лет 200-300лет |