СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок -исследование "Роль глагола в художественном тексте" Ч.2

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -исследование "Роль глагола в художественном тексте" Ч.2

Просмотр содержимого документа
«Урок -исследование "Роль глагола в художественном тексте" Ч.2»


Учитель: Какой вывод можно сделать?


Глагол служит для выразительности, создает игру слов, делает более разнообразной речь, что позволяет точнее выражать мысли и чувства.


Учитель:

-Докажите, что глаголы употребляются в разных стилях речи.


I группа.


II группа.


III группа.

Научный


Официально­


Художественный

стиль


деловой




Учитель: Но особенно ярко работает глагол в художественном стиле.


VII. Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды». Прочтите его.


Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.


Учитель: Какое настроение?

-В каких строчках радость звучит особенно сильно? Прочтите их. Как интонационно переданы эти переливы?

(Ручьи набирают силу, «шумят», «бегут», и «будят сонный берег»)

И пение весенних выражается во второй строфе:




Весна идет! Весна идет!

Мы молодой весны гонцы.

Она нас выслала вперед!


Учитель:

-Весенние воды названы гонцами.

А кого называют гонцами?

И почему весна выбрала именно их?


(.. .гонцами называют обычно тех, кого посылают куда-то со срочным известием. А ручьи бегут, радостно звеня, пробуждая всех своей песенкой)

Учитель:

-Какая же часть речи передает стремительность, движение вод?


(Глагол. Образ весенних вод создается именно с его помощью: воды «шумят», «бегут», «будят», «блещут», «гласят»).


-Учитель:

-Какие глаголы скорее относятся к действиям человека?

И как называется такой прием в художественной литературе?


(Олицетворение)


Учитель: Значит, ручьи наделяются душой и речью. Они принесли весть о весне, унесли снег и дед, превратив их в живительную влагу для полей и лесов, и пришло время «тихих, теплых, майских дней».


-Учитель: А рисовать умеют глаголы?


(Да: «белеет снег», «воды блещут»).

-Докажите


Учитель: А передавать звуки? Чаще всего, какие звуки повторяются в стихотворении. И что помогают услышать?


(б,в,ш,щ,а,о,у

Они помогают услышать журчание и пение весенней воды это называется звукописью).

-Учитель:

-Подводим итог: Что же умеет глагол? Запишем в тетради:

Глагол умеет описывать действие предмета, характеризовать внутреннее состояние человека, передавать звуки и рисовать.

Что глагол умеет:





Описывать действие Характеризовать Передавать звуки Рисовать признак

предмета и человека внутреннее состояние по цвету

человека


Учитель: Рассмотрите иллюстрации картин русских художников А.Саврасова, С. Жуковского, И.Левитана.


-Что общего между стихотворением Ф.И.Тютчева и иллюстрациями?


VIII. Работа с текстом «Весна голосов».


Весна голосов...

1 .Весна! 2.Как много самых различ(?)ных звуков можно услышать в это время!

З.Вот вскрикивает на телеграфном ст..лбе ворона. 4.Над л..сной проталиной тр..щит, залива..(т, ть)ся жаворонок. 5.В светлых березняках слыш..т?ся треньканье, посв..сты, невнятное щ..бетание. 6.Под снегом в лощине т..чет булька..т вода.

7.С..рока л..тит над лесом и держ..т в клюве т..желый прутик березы. 8.Я присаживаюсь на п..нек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. 9.А за спиной в светлых березняках свистят, щ..беч..т птицы.. 10.Время от времени слыш..(т, ть)ся шорох. 11.Дедушка приговаривал Это оседа..т под со(?)нцем последний снег и проб..ра..(т,ть)ся на волю маленький ручеек.


Грамматические задания.

  1. В каком предложении выражена основная мысль текста? Укажите его номер.

  2. Начертите схемы предложений №5, №8, №11.

  3. Из предложений 3-6 выпишите глаголы. Выделите в этих словах окончания, укажите спряжение.

  4. Выпишите из предложения №10 глагол и выполните его морфологический разбор.

  5. Выпишите из предложений №2 и №11 глаголы, выполните их морфологический разбор.

  6. Синтаксический разбор предложений №4, №6.


Внимательно прочитайте текст.

Выберите глаголы для каждой группы:

  1. Глаголы речи;

  2. Глаголы движения, глаголы звучания

  3. Глаголы состояния.

Д/з: По тексту: задания выполнить (№1-№5)


-Учитель: прочтите запись в тетради


Вывод: Глагол - важная часть речи, и без нее невозможно обойтись. Без него невозможно построить предложение.


Д/з: Дома продолжить созданный текст 2-мя примерами.


-Учитель: Ребята, вернемся к началу нашего урока и вспомним, какую цель вы сегодня поставили для себя?

(узнать, как работает в языке глагол, доказать справедливость эту)


-Достигли ли вы поставленной цели?


IX. Работа с опорными таблицами


Что умеет


В каких


Речевые признаки

глагол?


стилях


глаголов:



употребляется


-подвижность





-точность





-выразительность


X. Обобщение:


Продолжите предложения:

-Сегодня на уроке убедился в том, что глагол...

-И я доволен (довольна своей работой на уроке, потому что... -Но мне надо повторить...



XI. Комментирование оценок.
































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс