СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок -исследование "Роль глагола в художественном тексте" Ч.2
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Глагол служит для выразительности, создает игру слов, делает более разнообразной речь, что позволяет точнее выражать мысли и чувства.
Учитель:
-Докажите, что глаголы употребляются в разных стилях речи.
I группа. |
| II группа. |
| III группа. |
Научный |
| Официально |
| Художественный |
стиль |
| деловой |
|
|
Учитель: Но особенно ярко работает глагол в художественном стиле.
VII. Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды». Прочтите его.
Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Учитель: Какое настроение?
-В каких строчках радость звучит особенно сильно? Прочтите их. Как интонационно переданы эти переливы?
(Ручьи набирают силу, «шумят», «бегут», и «будят сонный берег»)
И пение весенних выражается во второй строфе:
Весна идет! Весна идет!
Мы молодой весны гонцы.
Она нас выслала вперед!
Учитель:
-Весенние воды названы гонцами.
А кого называют гонцами?
И почему весна выбрала именно их?
(.. .гонцами называют обычно тех, кого посылают куда-то со срочным известием. А ручьи бегут, радостно звеня, пробуждая всех своей песенкой)
Учитель:
-Какая же часть речи передает стремительность, движение вод?
(Глагол. Образ весенних вод создается именно с его помощью: воды «шумят», «бегут», «будят», «блещут», «гласят»).
-Учитель:
-Какие глаголы скорее относятся к действиям человека?
И как называется такой прием в художественной литературе?
(Олицетворение)
Учитель: Значит, ручьи наделяются душой и речью. Они принесли весть о весне, унесли снег и дед, превратив их в живительную влагу для полей и лесов, и пришло время «тихих, теплых, майских дней».
-Учитель: А рисовать умеют глаголы?
(Да: «белеет снег», «воды блещут»).
-Докажите
Учитель: А передавать звуки? Чаще всего, какие звуки повторяются в стихотворении. И что помогают услышать?
(б,в,ш,щ,а,о,у
Они помогают услышать журчание и пение весенней воды это называется звукописью).
-Учитель:
-Подводим итог: Что же умеет глагол? Запишем в тетради:
Глагол умеет описывать действие предмета, характеризовать внутреннее состояние человека, передавать звуки и рисовать.
Что глагол умеет:
Описывать действие Характеризовать Передавать звуки Рисовать признак
предмета и человека внутреннее состояние по цвету
человека
Учитель: Рассмотрите иллюстрации картин русских художников А.Саврасова, С. Жуковского, И.Левитана.
-Что общего между стихотворением Ф.И.Тютчева и иллюстрациями?
VIII. Работа с текстом «Весна голосов».
Весна голосов...
1 .Весна! 2.Как много самых различ(?)ных звуков можно услышать в это время!
З.Вот вскрикивает на телеграфном ст..лбе ворона. 4.Над л..сной проталиной тр..щит, залива..(т, ть)ся жаворонок. 5.В светлых березняках слыш..т?ся треньканье, посв..сты, невнятное щ..бетание. 6.Под снегом в лощине т..чет булька..т вода.
7.С..рока л..тит над лесом и держ..т в клюве т..желый прутик березы. 8.Я присаживаюсь на п..нек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. 9.А за спиной в светлых березняках свистят, щ..беч..т птицы.. 10.Время от времени слыш..(т, ть)ся шорох. 11.Дедушка приговаривал Это оседа..т под со(?)нцем последний снег и проб..ра..(т,ть)ся на волю маленький ручеек.
Грамматические задания.
В каком предложении выражена основная мысль текста? Укажите его номер.
Начертите схемы предложений №5, №8, №11.
Из предложений 3-6 выпишите глаголы. Выделите в этих словах окончания, укажите спряжение.
Выпишите из предложения №10 глагол и выполните его морфологический разбор.
Выпишите из предложений №2 и №11 глаголы, выполните их морфологический разбор.
Синтаксический разбор предложений №4, №6.
Внимательно прочитайте текст.
Выберите глаголы для каждой группы:
Глаголы речи;
Глаголы движения, глаголы звучания
Глаголы состояния.
Д/з: По тексту: задания выполнить (№1-№5)
-Учитель: прочтите запись в тетради
Вывод: Глагол - важная часть речи, и без нее невозможно обойтись. Без него невозможно построить предложение.
Д/з: Дома продолжить созданный текст 2-мя примерами.
-Учитель: Ребята, вернемся к началу нашего урока и вспомним, какую цель вы сегодня поставили для себя?
(узнать, как работает в языке глагол, доказать справедливость эту)
-Достигли ли вы поставленной цели?
IX. Работа с опорными таблицами
Что умеет |
| В каких |
| Речевые признаки |
глагол? |
| стилях |
| глаголов: |
|
| употребляется |
| -подвижность |
|
|
|
| -точность |
|
|
|
| -выразительность |
X. Обобщение:
Продолжите предложения:
-Сегодня на уроке убедился в том, что глагол...
-И я доволен (довольна своей работой на уроке, потому что... -Но мне надо повторить...
XI. Комментирование оценок.
© 2018, Архангельская Елена Григорьевна 542 12