Конспект урока - исследования по математике «Деление с остатком» 3 класс
Цель: научить детей производить деление с остатком.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в «Икс – педицию». Что такое «икс» в математике? (неизвестное число). Вот мы должны сегодня исследовать одну важную неизвестную нам тему. Когда учёные что – либо исследуют, они проверяют все, что связано с предметом их изучения. Вот и мы, прежде, чем узнать, что же это за тема, должны её рассмотреть, но для этого нам нужно убедиться, всеми знаниями мы для этого обладаем.
2. Устный счет. Слайд 2
1) Чему равна разность чисел 82 и 36? (46)
2)Какое число меньше 48 в 6 раз? (8)
3)А какое число меньше 48 на 12? (36)
4)Я загадала число, прибавила к нему 19 и получила 82. Какое число я загадала? (63)
5) У меня на столе 18 тетрадей по русскому языку, а по математике на 9 меньше. Сколько всего на столе тетрадей? (27)
6) А если я раздам 18 тетрадей 9 ученикам. Сколько получит каждый? (по 2)
3. Актуализация знаний.
- Что мы сейчас повторили в этих заданиях? ( табличное умножение и деление)
4. Объяснение нового.
-Попробуйте 18 тетрадей разделить поровну на 4 детей.
Нарисуйте в тетрадях 18 точек и 4 квадратика. Слайд 3
Теперь нам надо 4 человека, которые будут участвовать в этой эксперименте. Нам надо любыми способами 18 разделить на 4. Предлагайте ваши способы.
( раздать всем по одной тетради, т.е. каждый квадрат соединим с точкой. Так как остались еще точки, соединим еще по одной точке с каждым квадратом. Теперь у каждого ученика по 2 тетради и осталось еще 2 лишние).
- Эти лишние тетради мы будем называть остатком. А какое количество тетрадок разделится на 4 без остатка? ( 16)
Попробуйте 15 разделить на 4. Сколько детей получат тетрадки?
(дети рисуют в тетрадях и делают вывод)
- Три ученика получат по 4 тетрадки и еще 3 останутся.
5. Сообщение темы, цели.
- Верно. Вот таким образом мы с вами узнали, сколько раз по 4 содержится в числе 15 и в числе 18. Вы это сами исследовали. А выполняли мы сейчас деление с остатком. Какую цель поставим перед собой? (научиться выполнять деление с остатком). Какое знание вам обязательно нужно? ( знание таблицы умножения)
Итак, чтобы 15 разделить с остатком на 4, надо узнать, что?
- Сколько раз по 4 содержится в числе 15 и сколько еще останется.
Давайте запишем это выражение. 15: 4 = 3 ( ост.3)
3 – это частное, и 3 – это остаток.
6. Работа в группах.
А теперь мы должны установить взаимосвязь между этими числами.
Поработайте в группах и подумайте, как это записать.
(дети работают в группах, а затем предлагают свои варианты)
- Надо 4 х 3 и прибавить остаток.
Совершенно верно! Запишем, 4 х 3 + 3 = 15
А сейчас я вам покажу еще один способ деления с остатком. Так как мы исследователи, мы должны рассмотреть как можно больше способов. Итак, разделить 15 на 4 можно и на числовом луче. Начертите отрезок 8 см. Разбейте его на единичные отрезки по полсантиметра.
Напомните, чтобы разделить 15 с остатком на 4, надо узнать…
(сколько раз по 4 содержится в числе 15)
Дети объясняют , как выполнить деление , а учитель показывает на числовом луче.
- А как еще можно? ( найти ближайшее к 15 число, которое делится на 4, это 12. Значит, остаток будет 3).
- Молодцы! Вы настоящие исследователи!
7. Первичное закрепление.
Дети работают с заранее приготовленными на парте листочками.
Задание 1.
Раздайте 19 карандашей детям по 5 каждому. Сколько детей получат карандаши?
(карандаши получат 3 ученика и еще 4 карандаша останется)
-А что означают числа 19, 5, 3, 4?
(делимое, делитель, частное и остаток)
Молодцы! А теперь попробуйте разделить 19 на 5 с помощью числового луча.
(дети выполняют в тетрадях, а один ученик у доски)
Решим еще задачу. Слайд 4.
8. Самостоятельная работа учащихся.
Дети выполняют остальные задания на листочках.
9. Итог урока.
- Что мы сегодня исследовали?
Давайте прочитаем правило 1. Слайд 5
А теперь посмотрите на доску. Глядя на данные выражения, я вам предлагаю ответить на еще один научный вопрос: посмотрите на остаток и делитель и найдите закономерность.
16 : 5, 18 : 7, 24 : 7, 36 : 8
- Остаток всегда меньше делителя! - Молодцы! Запомните это! Слайд 6.
10 . Домашнее задание. Слайд 7
Придумайте примеры на деление с остатком.
Урок окончен. Всем спасибо за работу! Слайд 8.