СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории 6 класс "Культурное пространство Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок истории 6 класс "Культурное пространство Руси"»

Урок №1

Тема урока: Культурное пространство Европы и культура Руси

Цель урока: познакомиться с уровнем развития культуры Древней Руси, дать характеристику различным её отраслям в сравнении с культурой Западной Европы; выделить главные особенности древнерусской культуры.

Планируемые результаты:

Предметные: Раскрывать смысл понятий: миниатюра, житие, граффити.

Метапредметные: Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Соотносить информацию учебника о художественном ремесле с иллюстрациями на рабочем листе. Преобразовывать текст в таблицу.

Личностные: Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Формирование уважительного отношения к культурному наследию предшествующих эпох.

Основные понятия и термины: Культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении; Летопись – историческое произведение, в котором повествование велось по годам (летам); Жития – сочинение о жизни святых; Миниатюра – росписи древних книг, выполненных вручную; Граффити – надписи на стенах храмов.

Ход урока.

Этап урока.

Учебная деятельность

Мотивация:









Постановка темы урока, учебной проблемы и целей урока.


- На прошлом уроке мы исследовали общественный строй и церковную организацию на Руси. Сегодня мы будем говорить о культуре Руси и европейском культурном пространстве. Почему эти понятия авторы учебника поставили рядом? Как взаимосвязаны культуры разных стран? Эти и другие вопросы мы обсудим на нашем уроке.


Задание: Опираясь на П. 10, какие вопросы нужно изучить, чтобы наиболее полно описать культуру и жизнь людей той или иной эпохи?


- Мы уже знаем, что в X веке у Восточных славян сформировалась и государственность и древнерусская народность. Вместе с этим начала формироваться самобытная, отличная от других, древнерусская культура. На уроке мы познакомимся с русской культурой данного периода и сделаем вывод – что оказало наибольшее влияние на древнерусскую культуру – язычество или христианство?

Записать тему урока, работа с понятиями.

- Что такое культура?

Культура — это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.


Работа над новым материалом
























- В IX – XII веках в Европе сложилось три самостоятельных культурных центра: империя Франков (период правления Карла Великого), Византийская империя и Киевская Руси.

Выборочное чтение текста учебника.

- Опираясь на текст п.1, стр. 84 назовите особенности культуры империи франков.

- Опираясь на текст п.1, стр. 84 назовите особенности культуры Византийской империи

- - Из письма Анны Ярославны: «В какую варварскую страну ты меня послал, здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны. Французы неграмотны, не знают столовых приборов и едят руками, не знают печей и обогреваются каминами, которые сильно чадят».

Какой вывод можно сделать на основе переписки Анны Ярославны (выданной замуж за французского короля Генриха I) с отцом Ярославом Мудрым?

- Культурное развитие, какого государства было более высоким и почему? - Как вы думаете, с каким культурным центром была большая связь Руси и почему?

- Что отличало культуру многих стран Европы?


Самостоятельная работа с текстом учебника.

- Прочитайте п. 2 стр. 85, выпишите в тетрадь, что еще оказало влияние на развитей древнерусской культуры?

1)наследие восточных славян (мифы и сказания)

2) достижения соседних народов (балты, финно-угры, печенеги, половцы)

3)влияние Византии (знакомство с христианской культурой)



























































Закрепление темы урока



Рефлексия


Д/з






























Письменность и литература.

- Что вам известно о возникновении письменности на Руси? С именами каких исторических деятелей это событие связано? (С именами Кирилл и Мефодий)

2) Подумайте, как возникновение государства повлияло на создание азбуки у восточных славян? Почему письменность была необходима жителям Киевской Руси?

- Какая книга считалась самой древней из русских книг?


Самостоятельная работа с текстом учебника

- Прочитайте п. 3, стр. 86. Найдите определение таких понятий как:

Пергамент – материал для письма из выделанной телячьей кожи

Миниатюра - росписи древних книг, выполненных вручную

Береста – материал для письма, изготовленный из березовой коры

Граффити – надписи и рисунки нацарапанные на стенах храмов


В основу современных славянских систем письменности лёг алфавит «кириллица», насчитывающая 43 буквы.

С X века азбука претерпела значительные изменения, некоторые буквы, которые оказались ненужными для передачи звуков современной речи исчезли.

Цифры славяне также обозначали буквами. При этом над буквой-цифрой обязательно ставился особый знак – «титло».

Оформление книги представляло собой целое искусство. В любом месте рукописи могла располагаться миниатюра. Это настоящая маленькая картина. В начале текста помещали заглавную букву крупного размера – это инициал или буквица. Их выделяли красной краской, золотом, иногда несколькими цветами одновременно. Переплётом для книги служили деревянные доски-крышки. Они обтягивались кожей, на которой горячими металлическими клеймами оттискивали рисунок. Скреплялись книги медными или серебряными застёжками. Книгу украшали позолотой и драгоценными камнями. Процесс изготовления такой книги был очень долгим и трудоемким.


Работа с текстом учебника, заполнение таблицы


Жанр литературы

Особенность жанра

Название произведения, автор

Летопись

Изложение событий по годам

Идея единства Руси

«Повесть временных лет» - Нестор

Новгородская первая летопись

Житие

Описания жизни людей, причисленных Церковью к лику святых

Житие Бориса и Глеба» Нестор

Слово

Торжественное и поучающее обращение

Восхваляет идеи христианства

«Слово о законе и благодати» Иларион

Поучение

Размышления о нравственных образцах жизни

«Поучение Владимира Мономаха»


- Повторите, о каких жанрах и основных произведениях древнерусской литературы мы говорили.

- Какие идеи были ведущими в древнерусской литературе? Почему?


- Что оказало влияние на развитие древнерусской литературы?

- Какие находки свидетельствуют о высоком уровне грамотности жителей Руси?

- Назовите основные жанры древнерусской литературы.

Где вам пригодятся знания , полученные сегодня на урока?


П. 10, стр. 84 – 88 составить вопросы по содержанию параграфа