СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории для 9 класса по теме : " Внешняя политика Александра II"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические цели: •     образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков об особен-ностях внешней политики России в 1860—1870 гг. XIX в; •    воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве¬нных качеств личности; •    развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих спо-собностей, речи, памяти, внимания, воображения. Знать, уметь: Характеризовать международную обстановку в Европе в 1860—1870 гг. XIX в. Ха-рактеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в. Объяснять отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е гг. Рассказывать о русско-турецкой войне 1877— 1878 гг.; характеризовать ее итоги (используя ис-торическую карту). Объяснять причины победы России в войне. Сравнивать условия Сан-Стефанского мира и решения Берлинского конгресса. Показывать на карте территории, включенные в состав Российской империи во второй половине XIX в. Тип и вид урока: комбинированный Основное содержание темы. Многовекторность внешней политики империи. Российская диплома-тия. А. М. Горчаков. Россия и Балканы. Отказ от условий Парижского мира. «Союз трех императо-ров». Русско-турецкая война 1877— 1878 гг. Штурм Плевны. Оборона Шипки. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир. Решения Берлинского конгресса. Присоединение Средней Азии. Россия на Дальнем Востоке. Пекинский договор с Китаем. Продажа Аляски Соединенным Штатам Америки Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: Союз трёх императоров; «священ-ная война». Основные даты: 1864 г. — завершение Кавказской вой¬ны; 1867 г. — продажа Аляски. Персоналии: А. М. Горчаков; М. Г. Черняев. Образовательные ресурсы: 1) Ляшенко, Л.М. История России: XIX-начало XX в. 9 кл. : учебник/ Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В. Симонова. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018. -Юдовская А.Я., Баранов П.А. «Всеобщая история. История нового времени 1800-1900 гг.» 8 класс. – М.: Просвещение, 2014  2) Симонова Е.В., Чеботарева Н.И., Методическое пособие к учебнику Л.М. Ляшенко, О.В. Волобу-ева, Е. В. Симоновой. История России: XIX-начало XX в.  М.: Дрофа 2018 Наглядность, ТСО: настенные карты, презентация, компьютер, медиа проектор.  

Просмотр содержимого документа
«Урок истории для 9 класса по теме : " Внешняя политика Александра II"»

9 класс. Тема IV. Российская империя в царствование Александра II (5 ч.). Урок №43. Внешняя политика

Дата проведения урока: 18.02

Педагогические цели:

  • образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков об особенностях внешней политики России в 1860—1870 гг. XIX в;

  • воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве­нных качеств личности;

  • развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

Знать, уметь: Характеризовать международную обстановку в Европе в 1860—1870 гг. XIX в. Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в. Объяснять отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е гг. Рассказывать о русско-турецкой войне 1877— 1878 гг.; характеризовать ее итоги (используя историческую карту). Объяснять причины победы России в войне. Сравнивать условия Сан-Стефанского мира и решения Берлинского конгресса. Показывать на карте территории, включенные в состав Российской империи во второй половине XIX в.

Тип и вид урока: комбинированный

Основное содержание темы. Многовекторность внешней политики империи. Российская дипломатия. А. М. Горчаков. Россия и Балканы. Отказ от условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Русско-турецкая война 1877— 1878 гг. Штурм Плевны. Оборона Шипки. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир. Решения Берлинского конгресса. Присоединение Средней Азии. Россия на Дальнем Востоке. Пекинский договор с Китаем. Продажа Аляски Соединенным Штатам Америки

Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: Союз трёх императоров; «священ­ная война».

Основные даты: 1864 г. — завершение Кавказской вой­ны; 1867 г. — продажа Аляски.

Персоналии: А. М. Горчаков; М. Г. Черняев.

Образовательные ресурсы: 1) Ляшенко, Л.М. История России: XIX-начало XX в. 9 кл. : учебник/ Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В. Симонова. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018.

-Юдовская А.Я., Баранов П.А. «Всеобщая история. История нового времени 1800-1900 гг.» 8 класс. – М.: Просвещение, 2014

2) Симонова Е.В., Чеботарева Н.И., Методическое пособие к учебнику Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуева, Е. В. Симоновой. История России: XIX-начало XX в. М.: Дрофа 2018

Наглядность, ТСО: настенные карты, презентация, компьютер, медиа проектор.

План

  1. Орг. момент.

  2. Повторение опорных знаний

  3. Открытие нового знания

1) Основные направления внешней политики России в 60—70-х гг. XIX в.

2) Европейская политика.

3) Завершение Кавказской войны.

4) Политика России в Средней Азии.

5) Дальневосточная политика. Продажа Аляски

IV. Применение нового знания

Д/з , выполнить задания по контурной карте, выучить кластер «Внутренняя и внешняя политика Александра II».

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение опорных знаний

Тестирование по материалам предыдущего урока

III. Открытие нового знания

Создание проблемной ситуации

Вступительное слово учителя.

Министр финансов М. Х. Рейтерн, призывал Александра II не вмешиваться в события на Балканах: «...война остановит правильное развитие гражданских и экономических начинаний, составляющих славу царствования Его Величества; она причинит России неисправимое разорение и приведет ее в положение финансового и экономического расстройства, представляющего приготовленную почву для революционной и социалистической пропаганды, к которой наш век и без того уже слишком склонен».

Александр II, обсуждая записку с министрами, заявил, что Рейтерн предлагает «унизить Россию» перед лицом европейских держав.

Формулирование учащимися главного вопроса урока на основании приведенного текста. Версии главного вопроса учащихся записываются в тетради и на доске.

Вариант главного вопроса урока, предложенный учителем: Как Александр II относился к событиям на Балканах?

Актуализация знаний

На доске рисуется кластер «Внутренняя политика Александра II. В ходе урока обучащиеся продолжают дополнять кластер материалом по внешней политике.

Задание. 1. Вспомните результаты Крымской войны и условия Па­рижского мирного договора.

Составление кластера Александр II

Николай I





Александр II Николаевич Освободитель (1855-1881)



Александр III Александрович



Внутренняя политика

Реформы:

Внешняя политика

III. Открытие нового знания

1) Основные направления внешней поли­тики России в 60—70-х гг. XIX в.

Первый вопрос можно изучить, сочетая объяснение нового материала с выполнением задания 1 § 28 в рабочей тетради. В ходе рассказа учитель задаёт вопросы: какова была расстановка противоборствующих сторон в Крымской войне? Каковы были условия Парижского мирного догово­ра? Какие из них были особенно унизительными для Рос­сии?

2) Европейская полити­ка.

  1. Рассказ учителя об основных направлениях и собы­тиях европейской политики сочетается с выполнением за­даний 2 и 3 § 28 в рабочих тетрадях и работой с доку­ментом 1, помещённым в конце § 28. Свой рассказ учи­тель предваряет постановкой проблемного вопроса: как вы думаете, при каких условиях можно было добиться отмены «нейтрализации» Чёрного моря?

3) Завершение Кавказской войны.

  1. Изучение данного вопроса необходимо начать с по­вторения: каковы причины Кавказской войны? Каковы её основные этапы? Как изменился характер войны после из­брания имамом Шамиля? Затем учитель рассказывает о за­вершающем периоде Кавказской войны. Учащиеся запол­няют таблицу «Завершающий период Кавказской войны»:

Дата

Событие

Итоги и значение Кавказской войны





4) Политика России в Средней Азии.

В классах с высоким уровнем подготовки учащихся, переходя к рассказу о политике России в Средней Азии, можно создать проблемную ситуацию: при определении российской политики в Средней Азии столкнулись интересы двух влиятельных министерств — военного и иностранных дел, мнения которых были диаметрально противоположны. Как вы думаете, какую политику отстаивало военное министер­ство? Какую позицию занимало министерство иностранных дел? Подведя итог ответам учащихся, учитель рассказывает о развитии событий в этом регионе, о реакции Александра II на действия военных. Затем он задаёт вопрос: почему импе­ратор в конечном счёте принял точку зрения военных?

В ходе обсуждения проблемы учащиеся заполняют таб­лицу «Цели России в Средней Азии»:

Политические цели

Военно-стратегические цели

Экономические цели




Затем учитель рассказывает о завоеваниях в Средней Азии, а учащиеся заполняют две первые колонки табли­цы «Завоевание Средней Азии» (задание 6 § 28 в рабочей тетради), находят на карте «Казахстан и Средняя Азия» Бухарский эмират, Кокандское ханство, Ташкент, границы Туркестанского генерал-губернаторства, Самарканд, Красноводск, Геок-Тепе, Ашхабад.

В заключение необходимо организовать обсуждение про­блемы: можно ли считать, что Россия проводила в Средней Азии колониальную политику?

5) Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

В ходе рассказа учителя о политике России на Даль­нем Востоке учащиеся выполняют задание 7 § 28 в рабо­чей тетради.

Переходя к проблеме продажи Аляски, учитель орга­низует повторительную беседу: какие территории получи­ли название Русской Америки? Когда они были присо­единены к России? Каковы были особенности управления этими территориями? Учитель подчёркивает, что продажа Аляски имела экономические и политические причины. Он предлагает учащимся прочитать документы в конце § 28 и ответить на вопрос: каковы были экономические причи­ны продажи Аляски? Затем он называет сумму, которую получила Россия от продажи Аляски, и задаёт проблем­ный вопрос: как вы думаете, почему эта сумма была столь незначительна? Выслушав предположения учащихся, учи­тель рассказывает о политическом аспекте данного собы­тия — Россия рассматривала США как противовес своему извечному сопернику — Англии, с которой она сталкива­лась на Балканах, в Азии и на Дальнем Востоке. Продажа Аляски американцам наносила удар по английскому могу­ществу в Северной Америке, устраняла преобладание ан­глийского флота в этом регионе, создавая в то же время основания для усиления англо-американских противоре­чий. Продажа Русской Америки определила дружественные отношения между Россией и США на длительный период.

IV. Применение нового знания. В конце урока можно провести дискуссию: каково ваше отношение к продаже Русской Америки?

Вопросы и задание

  1. Заполните таблицу «Отношения России с другими государствами».

  2. Каковы особенности внешней политики Алексан­дра II?

  3. В чем проявилось сходство в политике Алексан­дра II и Николая I?

Домашнее задание: § 15.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!