9 класс. Тема IV. Российская империя в царствование Александра II (5 ч.). Урок №43. Внешняя политика
Дата проведения урока: 18.02
Педагогические цели:
образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков об особенностях внешней политики России в 1860—1870 гг. XIX в;
воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;
развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.
Знать, уметь: Характеризовать международную обстановку в Европе в 1860—1870 гг. XIX в. Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в. Объяснять отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е гг. Рассказывать о русско-турецкой войне 1877— 1878 гг.; характеризовать ее итоги (используя историческую карту). Объяснять причины победы России в войне. Сравнивать условия Сан-Стефанского мира и решения Берлинского конгресса. Показывать на карте территории, включенные в состав Российской империи во второй половине XIX в.
Тип и вид урока: комбинированный
Основное содержание темы. Многовекторность внешней политики империи. Российская дипломатия. А. М. Горчаков. Россия и Балканы. Отказ от условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Русско-турецкая война 1877— 1878 гг. Штурм Плевны. Оборона Шипки. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир. Решения Берлинского конгресса. Присоединение Средней Азии. Россия на Дальнем Востоке. Пекинский договор с Китаем. Продажа Аляски Соединенным Штатам Америки
Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: Союз трёх императоров; «священная война».
Основные даты: 1864 г. — завершение Кавказской войны; 1867 г. — продажа Аляски.
Персоналии: А. М. Горчаков; М. Г. Черняев.
Образовательные ресурсы: 1) Ляшенко, Л.М. История России: XIX-начало XX в. 9 кл. : учебник/ Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В. Симонова. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018.
-Юдовская А.Я., Баранов П.А. «Всеобщая история. История нового времени 1800-1900 гг.» 8 класс. – М.: Просвещение, 2014
2) Симонова Е.В., Чеботарева Н.И., Методическое пособие к учебнику Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуева, Е. В. Симоновой. История России: XIX-начало XX в. М.: Дрофа 2018
Наглядность, ТСО: настенные карты, презентация, компьютер, медиа проектор.
План
Орг. момент.
Повторение опорных знаний
Открытие нового знания
1) Основные направления внешней политики России в 60—70-х гг. XIX в.
2) Европейская политика.
3) Завершение Кавказской войны.
4) Политика России в Средней Азии.
5) Дальневосточная политика. Продажа Аляски
IV. Применение нового знания
Д/з , выполнить задания по контурной карте, выучить кластер «Внутренняя и внешняя политика Александра II».
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Повторение опорных знаний
Тестирование по материалам предыдущего урока
III. Открытие нового знания
Создание проблемной ситуации
Вступительное слово учителя.
Министр финансов М. Х. Рейтерн, призывал Александра II не вмешиваться в события на Балканах: «...война остановит правильное развитие гражданских и экономических начинаний, составляющих славу царствования Его Величества; она причинит России неисправимое разорение и приведет ее в положение финансового и экономического расстройства, представляющего приготовленную почву для революционной и социалистической пропаганды, к которой наш век и без того уже слишком склонен».
Александр II, обсуждая записку с министрами, заявил, что Рейтерн предлагает «унизить Россию» перед лицом европейских держав.
Формулирование учащимися главного вопроса урока на основании приведенного текста. Версии главного вопроса учащихся записываются в тетради и на доске.
Вариант главного вопроса урока, предложенный учителем: Как Александр II относился к событиям на Балканах?
Актуализация знаний
На доске рисуется кластер «Внутренняя политика Александра II. В ходе урока обучащиеся продолжают дополнять кластер материалом по внешней политике.
Задание. 1. Вспомните результаты Крымской войны и условия Парижского мирного договора.
Составление кластера Александр II
Николай I
Александр II Николаевич Освободитель (1855-1881)
Александр III Александрович
Внутренняя политика Реформы: | Внешняя политика |
III. Открытие нового знания
1) Основные направления внешней политики России в 60—70-х гг. XIX в.
Первый вопрос можно изучить, сочетая объяснение нового материала с выполнением задания 1 § 28 в рабочей тетради. В ходе рассказа учитель задаёт вопросы: какова была расстановка противоборствующих сторон в Крымской войне? Каковы были условия Парижского мирного договора? Какие из них были особенно унизительными для России?
2) Европейская политика.
Рассказ учителя об основных направлениях и событиях европейской политики сочетается с выполнением заданий 2 и 3 § 28 в рабочих тетрадях и работой с документом 1, помещённым в конце § 28. Свой рассказ учитель предваряет постановкой проблемного вопроса: как вы думаете, при каких условиях можно было добиться отмены «нейтрализации» Чёрного моря?
3) Завершение Кавказской войны.
Изучение данного вопроса необходимо начать с повторения: каковы причины Кавказской войны? Каковы её основные этапы? Как изменился характер войны после избрания имамом Шамиля? Затем учитель рассказывает о завершающем периоде Кавказской войны. Учащиеся заполняют таблицу «Завершающий период Кавказской войны»:
Дата | Событие | Итоги и значение Кавказской войны |
| | |
4) Политика России в Средней Азии.
В классах с высоким уровнем подготовки учащихся, переходя к рассказу о политике России в Средней Азии, можно создать проблемную ситуацию: при определении российской политики в Средней Азии столкнулись интересы двух влиятельных министерств — военного и иностранных дел, мнения которых были диаметрально противоположны. Как вы думаете, какую политику отстаивало военное министерство? Какую позицию занимало министерство иностранных дел? Подведя итог ответам учащихся, учитель рассказывает о развитии событий в этом регионе, о реакции Александра II на действия военных. Затем он задаёт вопрос: почему император в конечном счёте принял точку зрения военных?
В ходе обсуждения проблемы учащиеся заполняют таблицу «Цели России в Средней Азии»:
Политические цели | Военно-стратегические цели | Экономические цели |
| | |
Затем учитель рассказывает о завоеваниях в Средней Азии, а учащиеся заполняют две первые колонки таблицы «Завоевание Средней Азии» (задание 6 § 28 в рабочей тетради), находят на карте «Казахстан и Средняя Азия» Бухарский эмират, Кокандское ханство, Ташкент, границы Туркестанского генерал-губернаторства, Самарканд, Красноводск, Геок-Тепе, Ашхабад.
В заключение необходимо организовать обсуждение проблемы: можно ли считать, что Россия проводила в Средней Азии колониальную политику?
5) Дальневосточная политика. Продажа Аляски.
В ходе рассказа учителя о политике России на Дальнем Востоке учащиеся выполняют задание 7 § 28 в рабочей тетради.
Переходя к проблеме продажи Аляски, учитель организует повторительную беседу: какие территории получили название Русской Америки? Когда они были присоединены к России? Каковы были особенности управления этими территориями? Учитель подчёркивает, что продажа Аляски имела экономические и политические причины. Он предлагает учащимся прочитать документы в конце § 28 и ответить на вопрос: каковы были экономические причины продажи Аляски? Затем он называет сумму, которую получила Россия от продажи Аляски, и задаёт проблемный вопрос: как вы думаете, почему эта сумма была столь незначительна? Выслушав предположения учащихся, учитель рассказывает о политическом аспекте данного события — Россия рассматривала США как противовес своему извечному сопернику — Англии, с которой она сталкивалась на Балканах, в Азии и на Дальнем Востоке. Продажа Аляски американцам наносила удар по английскому могуществу в Северной Америке, устраняла преобладание английского флота в этом регионе, создавая в то же время основания для усиления англо-американских противоречий. Продажа Русской Америки определила дружественные отношения между Россией и США на длительный период.
IV. Применение нового знания. В конце урока можно провести дискуссию: каково ваше отношение к продаже Русской Америки?
Вопросы и задание
Заполните таблицу «Отношения России с другими государствами».
Каковы особенности внешней политики Александра II?
В чем проявилось сходство в политике Александра II и Николая I?
Домашнее задание: § 15.