СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории как средство воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по актуальным проблемам в воспитании школьников, которые можно решить на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории как средство воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности»

Урок истории как средство воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности

Раенко Алена Геннадьевна

Учитель истории и обществознания МБОУ «СШ №28»

raenko.alyona@yandex.ru

В современных реалиях российского общества камнем преткновения стала проблема воспитания. Сам по себе процесс воспитания в последние десятилетия ушел на второй план. Теперь же перед обществом, а в особенности, перед учителями стоит задача воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность.

Так как именно школа названа важнейшим социальным институтом, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества, преподаватели всех учебных дисциплин планируют свою деятельность в соответствии с поставленными новыми образовательными стандартами задачами по формированию этих качеств. Гражданско-патриотическому воспитанию подростков в условиях введения в школах ФГОС второго поколения отводится значительная роль в учебно-воспитательном процессе. Большая часть детства приходится на школьный период, а это особый возрастной период в становлении личности, формировании её убеждений, освоении духовных ценностей, гражданских идеалов, интересов, убеждений. О значимости подросткового возраста в формировании социально значимых личностных качеств писал Л.С. Выготский, называя его временем «формирования, в первую очередь, общественно-политического миросозерцания…».

Для реализации положений ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО) возникает необходимость в создании благоприятных условий для эффективной системы погружения школьника в социальное и культурное окружение. Социально-культурное окружение, в котором существует современный школьник, является «… своеобразной системой сохранения и передачи ценностей личностного и общественного характера на всех возрастных и социальных уровнях» [1]. Таким социально-культурным окружением и выступает образовательное пространство способно. Именно образовательное пространство создает внутри себя определенную развивающую и коммуникативную среду, которая, в свою очередь, способствует формированию должного отношение ко всему, что окружает школьника.

Современное образовательное пространство невозможно представить без предмета истории. Возникает вопрос, как воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность посредством урока истории? Урок истории изначально предполагает гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное и эстетическое воспитание. Сложность для учителя состоит в том, что, казалось бы эти элементарные вещи, нужно донести современному школьнику. Школьнику, который с детства с техникой на «ты», школьнику, который о подвигах дедов знает по рассказам или из страниц учебника.

Я в своей педагогической деятельности стараюсь все доброе старое преподнести в призме современного общества. Рабочая программа История России по УМК Андреева И.Л., Волобуева О.В., по которой я работаю, соответствует требованиям Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурному стандарту, ФГОС основного и среднего общего образования. Эта рабочая программа является той основой, опираясь на которую урок истории становится именно средством воспитания, а не просто средством передачи исторического материала[2].

Современному поколению как и любому другому, нужен идеал. Пример деятельности исторических личностей иллюстрирует настоящий патриотизм и гражданскую ответственность за судьбу страны и народа. Поэтому при отборе исторического материала большое внимание уделяю персоналиям в истории.

Если обратиться к конкретным фактам в истории нашей страны, можно отметить немало примеров мужества, патриотизма, гражданской ответственности и героизма, которые могут служить нравственными ориентирами для подрастающего поколения сегодня. Так, одной из ведущих идей в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты, а не захвата чужих земель. «Да не посрамим земли русской!» - эти слова киевского князя Святослава могут служить лозунгом для всей военной истории России.

Урок истории имеет огромный потенциал для решения проблем связанных с воспитанием социально ответственной личности. А откуда должна появиться социальная ответственность и как она появляется? Человеческое в человеке определяется тем, насколько он впитал в себя присущее всему человечеству, свойственное и типичное для всех людей, в какой мере идеальное представление об эталонах должного преломляется в его повседневной жизни, в реальных поступках, в какой степени человек олицетворяет собой и своим поведением сложившиеся и одобряемые обществом нормы морали. Именно здесь берут свое начало регулятивные механизмы «культурного», социально-одобряемого поведения человека; от этих представлений образуется весь спектр нравственных проявлений личности.

Ответственность как свойство личности была бы недоступна научному исследованию вне своих проявлений в поведении человека: наличие этого качества у учащихся, степень ее сформированности обнаруживается в их деятельности и проявлениях психики. Нравственное и психическое начала взаимопроникают, выступают в тесном единстве, так как носителем одного и другого является сам взрослеющий человек. Они образуют общий механизм ответственного поведения[3].

По В.Г. Афанасьеву, развитие социальной ответственности личности связано с коллективной формой труда, возникающей уже на первых ступенях человеческой культуры. Связи и отношения создают объективные условия взаимной зависимости людей, в результате чего действия, поступки каждого человека приобретают социально значимый характер. Они вызывают определенные последствия не только для человека, совершившего тот или иной поступок, но и для других людей, социальных групп, социальной общности в целом. Но никакая совместная социальная деятельность немыслима без упорядоченности и согласования тех функций, которые выполняют ее участники, без координации их действий и подчинения их общей цели и общим ценностям. Следовательно, ответственность вытекает из потребностей подчинения действий отдельных индивидов общим целям. С этой точки зрения ответственность представляет собой важное звено в системе социального регулирования поведения человека в обществе.

На уроке истории учащиеся не просто знакомятся с историческими фактами, они погружаются в ту или иную историческую эпоху, анализируют поступки людей, пытаются найти выходы из сложных жизненных ситуаций прошедших столетий. Нельзя давать учащимся судить поступки исторических деятелей, нужно показать как важно поступать по чести и по совести. Именно такую функцию должен нести урок истории. Моей одной из главных целью на уроке является доказать учащимся, что от ответственности каждого представителя в обществе зависит будущее процветание и развитие государства.

Тема « Смута в России» в 7 классе, которой в учебнике И.Л. Андреева отводится целая глава, является ценным средством для воспитания социальной ответственности у учащихся. На уроках по этой теме, я стараюсь показать учащимся, что Смута произошла не только в силу политических обстоятельств, а львиная доля происходивших в стране бед лежит на народе и отдельно на каждом гражданине. В эти темные для России времена люди в государстве потеряли нравственность, тому есть подтверждение в летописях, также люди забыли об ответственности за свои деяния. Каждый думал только о своей выгоде, преследовал свои корыстные цели. В годы Смуты общество забыло о каком-либо долге, чести, достоинстве, учащимся доноситься мысль, что Смута не только в государстве, но и в головах людей. Но среди этого разгула безответственности, нашлись люди благодаря, которым Россия спаслась. Такими настоящим патриотам были патриарх Гермоген, посадский человек Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский и весь остальной люд, который принимал участие в ополчении. Они чувствовали ответственность за свою страну и народ, их нравственные ценности были непоколебимы именно это и спасло Россию от завоевания.

Также отличным материалам для воспитания патриотизма является тема «Отечественная война 1812 года», образы Кутузова, Багратиона, Раевского. Здесь важно говорить не только о героизме русской армии, умении и талантах ее полководцев, но и о мужестве всего русского народа, о партизанской войне. И здесь обучающимся важно прийти к выводу: не свою жизнь, не свою свободу, не жизнь господ защищали крепостные крестьяне, а независимость Отечества, свою землю.

Одним из главных аспектов в воспитании гармоничной личности, на мой взгляд, является воспитание полиэтнической культуры школьников. Зачастую, история фиксирует только вражду народов, и это последующей истории страны и в памяти поколений отзывается болью. Если такие чувства «лелеять», постоянно вспоминать о них и напоминать о сотворённом зле, оно оформляется, закрепляется и воспроизводится снова во вражде, спорах и неприятии «чужих», «врагов»[4]. Такое трактование истории нередко приводит к формированию негативных этнических стереотипов. Перед педагогом стоит задача сформировать полиэтническую культуру у подрастающего поколения – основы мира и согласия. Решение этой задачи требует целенаправленной и систематической работы, так как, формирование полиэтнической культуры – это систематизированное накопление позитивных количественных и качественных изменений в содержании данного вида культуры и достижение диалектического единства её составляющих в специально организованном для этого учебно-воспитательном процесс через приобщение школьников к системе межнациональных ценностей [5].

Делая акцент на то, что Россия – это многонациональная страна, и невозможно изучить культуру России на примере только русского народа и православных канонов. В блоке «История региона» на уроках широко рассматривается культура, традиции, обычаи адыгов. Учащиеся готовят проекты о культуре своего народа, тем самым на одном уроке, благодаря проектной деятельности, мы можем изучить более трех различных национальных культур. При изучении тем связанных с культурой у учащихся развивает эстетическая составляющая их личности. Также на своих уроках по региональной истории я стараюсь акцентировать внимание на том, чего добились народы сообща. Конечно, недопустимо пропустить историю Кавказской войны, но учащимся нужно показать насколько тесными стали отношения народов между собой в современности, какие трудности прошли народы Росси вместе и как они сейчас совместно решают проблемы государства. Президент , Н.А. Назарбаев, в одном из своих выступлений отметил, что «поликультурность, этническое и религиозное многообразие – это не вызов для общества, а огромное преимущество…Эффективная модель мира и согласия – это базовые ценности успешности развития страны».

Урок истории как и любой другой урок, включает в себя материалы из других учебных дисциплин. На мой взгляд, именно литература помогает школьникам понимать историю не как набор фактов и хронологическую таблицу, а как жизнь реальных людей.

И уроки литературы, и уроки истории приобщают учащихся к необъятному пласту художественной культуры. Сейчас большую значимость приобретает понятие «историческая память». Воспитание культуры исторической памяти дает возможность как народу, так и его отдельным представителям воспринимать и переосмысливать, критически относиться к информации предшествующих поколений, что в свою очередь помогает приобрести истинное уважение к своему народу, к другим народам и к мировой истории в целом.

На мой взгляд, воспитательные задачи на уроках истории и литературы, схожи. Для того, чтобы учащиеся не воспринимали историю как серый рассказ о незнакомых людях, необходимо погружаться в эпоху, нужно научить мыслить так, как мыслили люди, жившие в прошлом. Здесь очень пригодятся художественные произведения. Например, в 5 классе, изучая восстание Спартака, мы можем прочесть его нелегкие думы об ответственности за своих друзей, и их жизни (Джованьоли Р. Спартак). Возможно, смотря на ситуацию с такой стороны, учащиеся смогут понять всю тяжесть ответственности за необдуманные решения. В 8 классе, изучая восстание под предводительством Е.Пугачева, учащиеся должны задуматься о том, как жил в этих условиях простой народ и что он чувствовал. Произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка» может показать боль тех, о ком не написано в учебнике истории, но кто пострадал из-за «главных» исторических действующих лиц. Конечно, изучая историю Отечественной войны 1812г. Нельзя не сказать о произведении Л.Н. Толстого «Война и мир».

Таким образом, я уверена, что знание истории и литературы рождает причастность к жизни народа, продолжением истории которого является жизнь каждого гражданина нашей страны.

Также на своих уроках я стараюсь сформировать у учащихся информационную культуру. Так как мы живем в условиях современного информационного общества, где эффективную деятельность способен осуществлять человек, обладающий широким мировоззренческим кругозором, эрудицией и информационной культурой. А наиболее эффективное формирование информационной культуры человека возможно через систему образования[6].

История, как учебный предмет, обладает весомым потенциалом для формирования информационной культуры, так как при обучении используются как традиционные источники информации (исторические карты, справочники, энциклопедии, исторические источники), так и современные цифровые образовательные ресурсы.

Информационная культура школьника проявляется:

1) в умении поиска необходимых данных в различных источниках информации, в способности использовать в своей деятельности компьютерные технологии;

2) в умении выделять в своей деятельности информационные процессы и управлять ими;

3) в овладении основами аналитической переработки информации, практическими способами работы с различной информацией.

Информационную культуру развивают, в частности, кинодокументы, которые являются основной частью цифровой материалов по истории, совсем по-новому раскрывает реальную действительность, фиксирует динамику развития события, ускоряет ход времени, останавливает его, может совместить показ событий, происходивших одновременно в различных местах. Это позволяет глубже проникнуть в существо исторических фактов, раскрыть их причинно-следственные связи. Кинодокументы обладают значительной информационной емкостью. Они способны передать богатство оттенков при отражении исторической эпохи или конкретного события. В единицу времени кинодокумент сообщает больший объем информации, чем можно передать с помощью письменного или печатного текста [7]. Процесс уяснения конкретных фактов истории с помощью печатных документов требует часто значительно больше времени, чем при использовании кино или фотодокументов. При зрительном восприятии исторические факты проходят перед глазами учащихся. Их экранный образ на мониторе компьютера содержит множество деталей, которые воспринимаются в значительной мере сразу. Но при этом просмотр кинофрагментов, требует от учащихся умения не только смотреть, но и рассматривать кадры, выявляя то, что не бросается сразу в глаза. При этом активизируется внимание. Если кино и фотодокументы зримо передают историческую обстановку, то фонодокументы (записи выступлений выдающихся исторических личностей, рассказы участников, очевидцев исторических событий, интервью) дают своеобразную звуковую характеристику времени, конкретизируют факты изучаемой истории. При включении звуковых документов по истории отбираются не только те, которые содержат голоса участников или свидетелей событий, но также и документы, содержащие естественные шумы действительности. Это в значительной мере усиливает достоверность документов, активизирует работу воображения, чувства сопереживания.

Например, по теме «Древний Египет» в 5 классе на своих уроках, я стараюсь показать как можно больше информации учащимся. С помощью мультимедийной системы прорабатывается задания по типу ВПР. Учащимся демонстрируется множество исторических источников, изображений по теме урока, что очень сокращает время. Также учащимся дается прослушать египетскую речь, что вызывает неподдельный интерес к уроку. Также на уроке может использоваться используется online-карта и в режиме реального времени, учащиеся совершают путешествие по Египту. На уроке с использование сети Internet, я стараюсь показать учащимся, как правильно использовать сеть. Например, при подготовке к ВПР встает вопрос «где найти реальные задания ВПР по истории прошлых лет или демоверсию?». Учащимся дается информация на каких официальных сайтах они найдут задания и как их качать. Тем самым пятиклассники без помощи родителей и учителя в любое свободное для них время могут подготовится к Всероссийским проверочным работам. Естественно, на уроках не всегда, в полной мере, удается отработать эти навыки, поэтому учащимся подробно объясняется, как отличить достоверный электронный источник от ненужной информации, на что обязательно нужно обращать внимание. Таким образом, у учащихся формируется критическое мышление уже на новом цифровом уровне, и шаг за шагом формируется информационная культура.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности) в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время отводимое на внеурочную деятельность используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для внеурочной деятельности по истории актуальны такие направления, как духовно-нравственное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, научно-познавательное, проектная деятельность. Естественно, в одной программе внеурочной деятельности может сочетаться несколько направлений. Такая программа по внеурочной деятельности ориентируется на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. На моих уроках по внеурочной деятельности обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность. Под «исследовательской деятельностью учащихся» понимается такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы. Посредством исследовательской деятельности гармонично складывается личность обучающегося, так как школьнику приходится подключать все свои навыки, умения и способности.

Моя программа по внеурочной деятельности «Путешествие в историю» для 4 классов нацелена всестороннее развитие личности школьника и его воспитание. Она объединяет в себе научно-познавательное направление и проектную деятельность.

Например, на первых пяти уроках обучающие знакомятся с древнейшими людьми, их занятиями, религией, творчеством. В процессе изучения этих тем программы четвероклассники готовят проект. Этот проект представляет собой «Книжку-малышку» по истории древнейших людей. Каждый обучающийся сам выбирает что именно будет в его «книжке-малышке». По окончанию проекта у учеников 4 классов складывается целостное представление о древнейшем человеке и его жизни, также обучающийся сам находил, отбирал информацию, сопровождал эту информацию подробными изображениями. В итоге, у обучающихся получается подробная книжка, которая становится отличным помощником в пятом классе.

Мои программы по внеурочной деятельности в старших классах нацелены на закрепление изученного материала. На моих уроках по внеурочной деятельности в 7-х классах обучающиеся сравнивают правовые акты XVI- XVII вв. с законами нашего времени. Обучающиеся анализируют, делают выводы как изменилось восприятие людей о преступлениях и наказаниях. Но не только правовые нормы приходится анализировать, а также нравственно-моральные. Так на моем уроке по теме «Мораль. Была и стала» обучающие знакомятся с литературным произведением «Домострой», которое переписал и обновил Сильвестр как поучение молодому царю Ивану IV. «Домострой» - свод житейских и нравственных правил, по которому ясно видно насколько за столетия изменились нормы морали. Семиклассники, анализируя и сравнивая, приходят к выводу, что основы морали и нравственные ценности, по сути, остались неизмененными. Обучающиеся еще раз убеждаются о том, что вечные духовно-нравственные ценности остаются незыблемыми, их следует придерживаться и чтить.

Урок истории многогранен и универсален, воспринимать исторические материалы только как средства для урока нерационально. Поэтому обществоведческий опыт исторической дисциплины может послужить основой для классного часа. Классное руководство как проблема собирает в узел всю совокупность самых разных и важнейших вопросов воспитания школьников. Классный руководитель является тем звеном, которое курирует индивидуальное личностное становление школьника, прослеживает это становление, корректирует обстоятельства и активность ребенка в этих обстоятельствах, осуществляет помощь и индивидуальную поддержку ребенку в его взаимодействии с миром. Доминантной его работы является индивидуальное формирование каждого ребенка как личности, способной строить свою жизнь. В большей степени именно от классного руководителя зависит воспитание школьника и его становление как социально ответственной личности.

Я постаралась посредством классного часа дать толчок для развития гармоничной личности. Классный час в 5 классе на тему «Я-личность». Целью этого классного часа является создание условий для формирования у пятиклассников потребности в саморазвитии и самодисциплине. Задачи: 1. организовать деятельность, способствующую: выявлению тенденции нравственного развития учащихся; осмыслению понятия «человек – личность»; расширению представлений о себе, определению важных сторон своей личностью; 2. создать атмосферу доверия и взаимопонимания в группе. В начале классного часа необходимо создать психологический настрой, также необходимо показать обучающимся, что главной персоной в этот момент будет сам обучающийся, его характер, его личность.

Приведу примеры некоторых элементов классного часа.

После вступительной речи пятиклассники должны попытаться ответить на вопрос «Кто такой я?». Учитель после ответов подвит итог: « Мы играем разные социальные роли в жизни, при этом очень важно всегда оставаться интересной личностью. Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, многолюдны: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых, возрастных особенностей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать ее и мы. «Я – личность», – так и будет звучать тема нашего классного часа».

Далее учащиеся проводят работу с понятием «личность». Для этого учителю необходимо подготовить раздаточный материал основанный на исторических источника, различных справочников. Стоит указать библиографические данные, чтобы обучающиеся сразу убедились, что эти понятия основаны на достоверных научных трудах.

Затем учащиеся делятся на группы и стараются дать свое определение слову «личность». Учитель выслушав ответы групп, обобщает сказанное.

Слова учителя: «Таким образом, можно сказать, что личность – это человек, с одной стороны, обладающий определённым набором качеств, с другой стороны, неразрывно связанный с обществом и, в-третьих, прошедший в своём развитии долгий путь. Итак, личностью не родятся, личностью становятся. На протяжении 19 века считалось, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся ещё до рождения. Семья, предки и гены полностью определяли то, кем и каким будет человек. Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно говорят: «Ну, вот и всё!» А женщина, которая только что стала матерью, сквозь боль, сквозь слёзы тоже пытается улыбаться. «Нет, – качает она головой, – это только начало, начало новой жизни, нового человека». Слово «личность» употребляется по отношению к человеку лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности новорожденного или даже двухлетнего ребенка. Она – относительно поздний продукт социального развития. Личность – высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы».

Следующий этап индивидуальной работы. Каждый учащийся дает ответы на вопросы «Какой я?», «Чем я хочу заниматься?», «За что должен нести ответственность?». После того, как учащиеся ответили на эти вопросы подводится рефлексия.

Вопросы для рефлексии: «Просто ли было определить свои достоинства?», «Что вы испытали, когда рассказывали о себе?».

Для того, чтобы учащимся донести, что любая личность связана с обществом предлагается определить ценностей.

Учащимся предлагается проранжировать в группах следующие нравственные ценности: семья, здоровье, материальные ценности, любовь, дружба, отечество, творчество, образование, свобода, интересная работа.

Используя результаты ранжирования, дети на доске рисуют дерево, в котором корни – это ценное, на что опирается человек в прошлом, что его поддерживает и является опорой в жизни; ствол – это ценности в настоящем, то, что является стержнем в нынешней жизни; крона – это будущее, то, на что человек надеется в будущем, к чему стремится, что будет его согревать и поддерживать в дальнейшей жизни. Распределяют ценности по корням, стволу, кроне. После этого упражнения учащиеся наглядно видят те ценности, которые составляют основу общества и ценности, которые зависят от них самих.

Последнее задание классного часа - работа с персоналиями. Учащиеся рассказывают о своих кумирах. Какой большой путь ими проделан работы над собой, чтобы стать личностью. Например, учащимся предлагается подумать и ответить на вопросы: «Как эти люди добились того, что их имена стали известны всем в мире?», «Можем ли мы их назвать успешными личностями? Почему?», «Поделитесь мыслями, как стать успешной личностью, найти своё место в жизни?».

После ответов учащихся учитель подводит итог классного часа. Слова учителя: «Закончить наш разговор я хочу обращением к вам, дорогие ребята. Чтобы сказать самому себе: «Я – личность», мало собственного признания. Надо, чтобы это признание сделали люди, которые тебя окружают. Никогда не забывайте, что личность – это звезда, которая призвана светить».

Анализируя классный час, я могу сразу сделать выводы: насколько каждый учащийся гармонично развит, за что он готов нести ответственность, какие нравственные ценности преобладают, а над какими необходимо работать. Этот классный час неразрывно связан с обществоведческими дисциплинами такими, как история и обществознание. Именно такие мероприятия с историческими материалами и и работай с собой откладываются в памяти учащихся и воспитывают в них гармонично развитую и социально ответственную личность.

Уже никто не спорит, что система образования должна воспитывать. Нельзя из учебного процесса вычленить функции воспитания школьников. Наше подрастающее поколение не должно быть отстранено от вечных ценностей. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины[8].



Литература

  1. Тельманова А.С. Проблемы дефиниции социально-культурного пространства // Вестник Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств. 2014. № 29/1. С. 149-155.

  2. И. Л. Андреева, И. Н. Данилевского, О. В. Волобуева и др. Рабочая программа Истории России 6-10 класс. М.: Дрофа. 2016.

  3. Диментий Л.А. Типология ответственности и личностные условия ее реализации: Дис. … канд. психол. наук. – М., 1990.

  4. Слесарь М.В. Формирование полиэтнической куль- туры подрастающего поколения как основы социальной стабильности в глобальном мире. // Фундаментальные исследования, №3, 2014. С. 837–840.

  5. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Л. Набок. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.

  6. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. Пособие /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная б-ка, 2003.

  7. Полторак Д.И. Технические средства в преподавании истории и обществоведения: пособие для учителей. М., 1976.

  8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-p г. Москва.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!