Урок истории Казахстана в 7 классе
Тема | Возвышение Казахского ханства. Политика хана Касыма |
Ссылка | Календарно-тематическое планирование. Учебная программа. |
Цель | Сформировать у учащихся знания основные направления внутренней и внешней политики хана Касыма, которые повлияли на положение Казахского ханства. |
задачи | дать оценку внутренней политике хана Касыма (политика, экономика, культура, законотворческая деятельность); раскрыть на основе исторических фактов внешнюю политику хана Касыма; дать итоговую оценку деятельности хана Касыма (обобщить материал). развивающие: развивать навыки самостоятельного мышления, выступления перед аудиторией, умение вести диалог, высказывать и аргументировать свою точку зрения; дополнительно способствуя развитию у учащихся навыков ориентации во времени и пространстве. воспитательные: прививать чувство патриотизма, воспитывать культуру речи, воспитание гражданственности. |
Результаты учебной деятельности | усвоение знаний для применения их на практике, заинтересованность в дальнейшем изучении истории своего государства и своего народа. Учащиеся должны научится формировать свои выводы, анализировать получаемую информацию |
Ключевые идеи | Раскрыть историческую личность Касым хана, особенности его правления. Показать важность политического развития Казахского государства, через применения различных методов и возможностей ИКТ для более полного раскрытия картины. |
Оборудование | мультимедийная презентация, карта «Казахстан в 16 веке» электронный учебник, раздаточный материал, ватман, портрет Касым хана |
Тип урока | изучение нового материала. |
Методы обучения | словесный, наглядный; частично-поисковый и исследовательский. |
Формы организации деятельности учащихся: | коллективная, групповая. |
Используемые модули | Новые подходы в преподавании и обучении; преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями; обучение критическому мышлению; обучение талантливых и одаренных детей; управление и лидерство в обучении; использование ИКТ |
| Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. Момент | 1.Приветствие. (психологический настрой на урок) 2.Деление на группы | 1Приветствие учителя, учащихся. 2. Учащиеся рассаживаются в группы согласно выбранным фрагментам. Выбирают капитана группы. |
1.Актуализация знаний, определение целей урока Объявление темы урока: «Возвышение Казахского ханства. Политика хана Касыма» | 1Заполнение таблицы ЗХУ Графа «Знаем» Ребята, что вы знаете о Казахском ханстве? В графу «Хотим узнать»- чтобы вы хотели узнать о Казахском ханстве периода правления Касым хана? Что мы должны сегодня изучить ?? | Учащиеся обсуждают в группах, ведут записи. Ответы учащихся от групп, определяем цель урока |
Дополнительные вопросы | Какие исторические задачи ставило перед собой независимое Казахское ханство? 2.С кем вели войны казахские ханы за родные земли? 3.Какие города были присоединены к Казахскому ханству? 4.Каково историческое значение образования Казахского государства |
Осмысление Видео фрагмент «Правление хана Касыма» | Просмотрите внимательно видеофрагмент о Казахском ханстве в период правления хана Касыма. -2 Задание: заполнить графу «Узнал» в таблице «ЗХУ» выступление от групп | Учащиеся смотрят видео, затем обсуждаю, заполняют полученные сведения в графу «Узнал». Ответы учащихся. |
Задание 3 Составление кластер | Задание группам: 1 группа: Внутренняя политика хана Касыма (дополнительный материал о сборника законов Касым хана) 2 Внешняя политика хана Касыма Дополните новыми сведениями графу «Узнал» взаимооценивание групп | Группы знакомятся с заданиями, распределяют обязанности, изучают текст, обсуждают, делают необходимые записи, представители групп защищают свою работу в классе. Учащиеся записывают сведения в графу «Узнал» Комментируют взаимооценивание (формативное «Две звезды и 1 желание») |
Дополнить графу в таблице «Узнал» | Необходимо обобщить полученные сведения | Учащиеся заполняют таблицу «Узнал» |
Задание на проверку полученных знании: «Текст с пропущенными сведениями» (критерии на обороте) | Ребята вам необходимо заполнить пропущенные сведения о правлении Хана Касыма. | Индивидуальная работа учащихся. -взаимопроверка и оценивание |
Практическое задание. | Учитель предлагает нанести на контурной карте: -территорию Казахского ханства при Касыме, столицу Сыгнак, Сарайчик, название рек Сырдарья, Яйк | Работа по исторической карте. |
Рефлексию | Задание: Дифференцировано: Дайте оценку деятельности хана Касыма (индивидуально по плану оценке исторической деятельности) Работа с таблицей «Толстых и тонких вопросов» | Выступление нескольких учащихся Учащиеся составляют вопросы и задают их друг другу |
Рефлексия эмоционально-психологического состояния учащихся | Учитель предлагает учащимся поделиться впечатлениями об уроке. Оценивание работы учащихся учителем. | Выражают свое отношение к этому уроку «Лестница успеха» Учащиеся оценивают свою работу в оценочном листе |
Домашнее задание | §37 написать характеристика истор. личности |
1) Возвышение Казахского государства. (1 группа)
В начале 16 в. Султаном Казахского ханства был назначен сын Жанибека – Касым.
Султан – руководитель улуса( района).
А ханский титул достался сыну Керея – Бурундуку( 1480-1511гг.)
Но фактически власть в государстве оставалась за султаном Касымом. В результате соперничества Бурундук был изгнан из страны. Ханом стал в 1511 г. Касым.
Во время его правления:
укрепилось политическое и экономическое положение государства;
укрепилась власть хана;
ослабилась власть феодалов;
расширилась территория ханства;
укрепился международный авторитет;
Воиска хана Касыма составили 300 тыс. Человек.
Население увеличилось до 1 млн. Человек.
Был создан свод законов хана Касыма – «Касым ханнын каска жолы» ( Проторенный путь Касыма).
2) Внутренняя политика хана Касыма. (3 группа)
Политико-административным центром Казахского ханства стал г. Сыгнак. Но после завоевания Туркестана он стал столицей Каз.х-ва.
Были установлены связи с государствами: найти на стр. 177( Россия, Поволжье, Сибирское х-во).
На юге были завоеваны территории присырдарьинского региона, поймы рек Или, Чу, Талас.
3) Внешняя политика хана Касыма. (4 группа)
В начале 15 ослабло государство Могулистан в Жетысу, и фактически власть здесь установил хан Касым.
Главная задача во внешней политике хана Касыма – борьба за присырдарьинские города с правителем Мавераннахра ханом Шайбани. Он препятствовал усилению Каз.х-ва.
Война с ханом Шайбани
1501 г.1505 г.1506 г.1509 г.1510 г. Зима 1510 г.
Заполните пропущенные сведения «Политика хана Касыма»
В _____ году ханом Казахского ханства стал сын _________ - _______.В период его правления ханство превратилось в _____________ мощное и ____________ влиятельное государство. Главным направлением хана Касыма была борьба за присоединение ___________ городов. Вел войну с правителем Мавераннахра ____________ ___________. В ______ году под городом ___________ полностью разбил войска хана Шайбани. Таким образом, большая часть городов Туркестана присоединена к Казахскому ханству. На западе границы доходили до реки ______.
Столица перенесена из Козыбасы в ___________. Численность населения составила ______ мил человек. Для укрепления ханской власти и прекращения междоусобиц Касым хан принял
____________________________________________________________________________.
Заполните пропущенные сведения «Политика хана Касыма»
В _____ году ханом Казахского ханства стал сын _________ - _______.В период его правления ханство превратилось в _____________ мощное и ____________ влиятельное государство. Главным направлением хана Касыма была борьба за присоединение ___________ городов. Вел войну с правителем Мавераннахра ____________ ___________. В ______ году под городом ___________ полностью разбил войска хана Шайбани. Таким образом, большая часть городов Туркестана присоединена к Казахскому ханству. На западе границы доходили до реки ______.
Столица перенесена из Козыбасы в ___________. Численность населения составила ______ мил человек. Для укрепления ханской власти и прекращения междоусобиц Касым хан принял
____________________________________________________________________________.
Заполните пропущенные сведения «Политика хана Касыма»
В _____ году ханом Казахского ханства стал сын _________ - _______.В период его правления ханство превратилось в _____________ мощное и ____________ влиятельное государство. Главным направлением хана Касыма была борьба за присоединение ___________ городов. Вел войну с правителем Мавераннахра ____________ ___________. В ______ году под городом ___________ полностью разбил войска хана Шайбани. Таким образом, большая часть городов Туркестана присоединена к Казахскому ханству. На западе границы доходили до реки ______.
Столица перенесена из Козыбасы в ___________. Численность населения составила ______ мил человек. Для укрепления ханской власти и прекращения междоусобиц Касым хан принял
____________________________________________________________________________.
Заполните пропущенные сведения «Политика хана Касыма»
В _____ году ханом Казахского ханства стал сын _________ - _______.В период его правления ханство превратилось в _____________ мощное и ____________ влиятельное государство. Главным направлением хана Касыма была борьба за присоединение ___________ городов. Вел войну с правителем Мавераннахра ____________ ___________. В ______ году под городом ___________ полностью разбил войска хана Шайбани. Таким образом, большая часть городов Туркестана присоединена к Казахскому ханству. На западе границы доходили до реки ______.
Столица перенесена из Козыбасы в ___________. Численность населения составила ______ мил человек. Для укрепления ханской власти и прекращения междоусобиц Касым хан принял
____________________________________________________________________________.
Заполните пропущенные сведения «Политика хана Касыма»
В _____ году ханом Казахского ханства стал сын _________ - _______.В период его правления ханство превратилось в _____________ мощное и ____________ влиятельное государство. Главным направлением хана Касыма была борьба за присоединение ___________ городов. Вел войну с правителем Мавераннахра ____________ ___________. В ______ году под городом ___________ полностью разбил войска хана Шайбани. Таким образом, большая часть городов Туркестана присоединена к Казахскому ханству. На западе границы доходили до реки ______.
Столица перенесена из Козыбасы в ___________. Численность населения составила ______ мил человек. Для укрепления ханской власти и прекращения междоусобиц Касым хан принял
____________________________________________________________________________.
Касымн каска жолы" (Светлая дорога хана Касыма). Касым-хан, следуя заветам-предков, применительно к реалиям своеговремени принял новую систему законов. Этот свод законов создал правовую систему казахского общества, систематизировал правила, традиции и обычаи казахов, отрегулировал отношения между различными общественными группами и слоями населения, родами, племенами и отдельными лицами, усилил ханскую власть. Закон состоит из пяти разделов:
1. Имущественное право — земельные вопросы, вопросы, связанные с владением скотом и личным имуществом;
2. Уголовное право — воровство, убийство, грабеж, набеги (нападение) и т.п.
3. Военный закон—воинские повинности, порядок призыва в армию, продовольственное и конное снабжение армии, плата семье за погибшего в военных действиях и т. п.
4. Дипломатический закон — взаимоотношения с зарубежными государствами, выборы послов, порядок приема послов и ведения переговоров и т. п.
5. Общественный закон—правила проведения поминок, праздников, торжеств, состязаний, конных скачек и т.п.
Свод законов «Светлая дорога Касым хана» — особый документ, конкретизирующий казахскую государственность.
Подводя итог, можно сказать, что Касым-хан — великий правитель Казахского государства. Его справедливое, здравомыслящее и прозорливое правление усилило мощь Казахского ханства, способствовало сплочению общества и установило в нем покой. Окружающие ханство народы смотрели на Казахское государство с большим уважением.
Задание: В виде схемы покажите достижения Касым –хана.
Работа по карте
Работа с историческими документами стр 99