Урок. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России
Цели и задачи: познакомить с историей вхождения Украины в состав России; характеризовать процесс вхождения Украины в состав России; описывать причины присоединения украинских земель, факторы объединения русского и украинских народов.
Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: голытьба, реестровые казаки, униат, составлять рассказ о Запорожской Сечи на основе материалов учебника, отрывков из исторических источников, произведений литературы и сведений исторической карты; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения воссоединения Украины с Россией; читать историческую карту и ориентироваться в ней; метапредметные УУД 1)коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью; 2) регулятивные: выстраивать алгоритм действий; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; 3) познавательные: работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; личностные УУД: формировать и развивать устойчивую мотивацию учения;
Оборудование: учебник, карта «Восстание под предводительством Б. Хмельницкого и русско-польская война 1654-1667 гг.», пакет с рабочим материалом для работы в группах.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Ход урока
1.Мотивационно-целевой этап
В апреле 1653 г. Богдан Хмельницкий, гетман Украины, обратился к России с просьбой принять Украину в ее состав. 10 мая 1653 г. Земский собор в Москве решил удовлетворить эту просьбу.
8 января 1654 г. Большая рада в городе Переяславле провозгласила вхождение Украины в состав России. При этом Хмельницкий произнес знаменитую фразу: «Навеки вместе!»
Тема урока: «“Под рукой” российского государя: вхождение Украины в состав России».
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
Западнорусские земли в составе Речи Посполитой.
Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада.
Вхождение Украины в состав России.
Проблемный вопрос
2.Работа по теме урока
1. Западнорусские земли в составе Речи Посполитой
Оказавшись перед угрозой распада, Великое княжество Литовское обратилось за помощью к Польше. Поляки предложили объединиться в единое государство. Летом 1569 г. в польском городе Люблине начал работать сейм, призванный решить вопрос об объединении. 1 июля 1569 г Люблинская уния была подписана. На европейской политической карте появилось новое государство - Речь Посполитая, которой объединило земли Польши, Литвы и Украины.
Работая с п. 1 § 23 учебника, выясните причины тяжелого положения украинцев и белорусов, проживающих на территориях, которые вошли в состав Речи Посполитой.
(Проверка выполнения задания.)
Текст из учебника
Украинцы проживали на землях, входивших ранее в Древнерусское государство, и имели с русскими единые национальные, религиозные и культурные корни. Большая часть украинских земель в первой половине XVII в. входила в состав Речи Посполитой. На этих землях создавались огромные владения польских и литовских магнатов . Украинские крестьяне были крепостными, их жизнь и имущество полностью находились в распоряжении феодалов. Крестьяне были обязаны нести в пользу своих господ различные повинности: работать на барщине, поставлять на хозяйский двор хлеб, птицу, яйца и др.
Невыносимые и унизительные условия труда заставляли украинских крестьян бежать от помещиков. Чтобы предотвратить бегство крепостных, землевладельцы часто посылали их на работу в кандалах и неделями не отпускали из имений.
Украинскому населению запрещалось говорить на родном языке.
Особую прослойку населения украинских земель составляли запорожские казаки. Часть из них польские короли освобождали от налогов, брали на военную службу, записывая в особые реестры (списки). Реестровые казаки состояли под началом гетмана, получали от короля жалованье и участвовали в войнах Речи Посполитой с Россией, Османской империей и Швецией. Однако большую часть запорожских казаков составляла голытьба (беднейшие казаки).
При поддержке польского короля в 1596 г. была осуществлена Брестская церковная уния, согласно которой православные епископы Киевской метрополии признали подчинение православной церкви на Украине и в Белоруссии папе римскому. При этом сохранялись богослужение на славянском языке и православные обряды. Униаты отнимали у православных их храмы и монастыри, а священников, отказывавшихся присоединиться к унии, изгоняли из приходов.
Таким образом, украинское население в Речи Посполитой подвергалось тройному гнёту — феодальному, национальному и религиозному.
Дополнительный материал
Запорожская Сечь в XVI— XVII вв. стала средоточием казацкой вольницы. Сюда, в низовье Днепра, стекались все, кто «не приобыкли к невольничьей службе».
Запорожская Сечь представляла собой что-то наподобие военного поселения, где казаки жили в казармах. Женщины туда не допускались. Казаки жили в Запорожской Сечи без семей. В перерывах между военными походами они занимались иногда земледелием, а чаще всего охотничьим и рыболовным промыслом. Каждое землячество (курень) возглавлялось выборным куренным атаманом, который подчинялся выборному главному начальнику коша, или общины, - кошевому атаману.
Запорожское войско состояло из полков, в свою очередь подразделявшихся на сотни и десятки. Все командные должности, вплоть до самого гетмана, управлявшего всем войском, были выборные. Вооружение казака состояло из сабли и ружья. Кроме того, войско имело еще и пушки.
Прийти на Сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. Если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. Прием в Сечь был прост: надо было сказать: «Верую в Христа, в Святую Троицу» — и перекреститься.
Законов на Сечи было мало, но были они жестокими. Воровство считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, - должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убийцу вместе с убитым им человеком зарывали в землю.
Запорожская вольница, непритязательный быт, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми защитниками веры и своего народа. Победить или погибнуть» - такой девиз казаки писали на своем оружии.
Казаки не обременяли себя вещами. По словам Н.В. Гоголя, «деньги, платья, весь харч, каша и даже топливо» хранились у куренного атамана, который «обыкновенно носил название батька».
«Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти беспрерывны», — писал Н.В. Гоголь. Промежутки же между ними «козаки почитали скучным занимать изучением какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель да изредка конной скачки». Все свободное от битв время «отдавалось гульбе — признаку широкого размета душевной воли». Но когда наступало время битвы, «бесшабашные и веселые между сражениями» казаки преображались в «закаленных в битвах рыцарей», для которых дороже всего на свете боевые товарищи, вера во Христа, свобода и независимость родной земли.
Н.В. Гоголь восхищался Запорожской Сечью и был убежден, что только Сечь с ее республиканским строем формирует гордых, храбрых и вольнолюбивых казаков.
Вопросы к классу
(Проверка выполнения задания.)
2. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада
Повсюду на Украине насаждалась польская администрация. Она грубо попирала национальное достоинство народа, оскорбяя его религиозные верования, культуру, обычаи. В 1588 г. был введен так называемый «земельный кадастр», закрепивший право собственности на землю за шляхтой. На Украине образовались огромные владения польских магнатов. Магнаты захватывали земли вместе с проживавшими на них людьми. Одном лишь магнату Конецпольскому принадлежало на Украине 748 сел и 170 местечек и городов, а Вишневецкий владел почти всей Полтавщиной (около 40 тыс. крестьянских хозяйств).
Восстания против польских панов переросли в национально-освободительную борьбу украинского народа. И возглавил ее гетман запорожских казаков Богдан Хмельницкий.
Дополнительный материал
Богдан (Зиновий) Михайлович Хмельницкий (около 1595—1657)- гетман Украины, в 1648—1654 гг. возглавлял освободительное движение украинского народа против Польши. Принадлежал к числу средних украинских феодалов, его отец был казацким старшиной. Хмельницкий получил хорошее образование, знал польский, турецкий, латинский языки, в молодости участвовал в сухопутных и морских походах казаков, так что имел за плечами и немалый военный опыт. Попал в плен и два года провел в турецком плену. По возвращении в Сечь Богдан стал войсковым писарем, а затем сотником.
Ненависть к полякам ему привил шляхтич Чаплинский, лишивший его имущества, жены и приказавший засечь до смерти сына Хмельницкого. Польские власти остались глухи к просьбам о справедливости, болев того, Хмельницкий оказался в тюрьме. Совершив побег, Хмельницким поклялся бороться с поляками и добиться независимости Родины. С этим намерением Хмельницкий вернулся в Запорожскую Сечь, где был избран гетманом. С 1648 г. начинается наиболее активный период борьбы украинского народа за независимость от поляков. Однако Хмельницкий понимал, что самостоятельно ему не справиться. Он нуждался в поддержке России, так как казаки не имели военной промышленности и не могли вести широкомасштабные боевые действия.
(Андреев А. Богдан Хмельницкий в поисках Переяславской рады)
(Проверка выполнения задания.)
- Работая с п. 2 § 23 учебника, картой (с. 70), заполните хронологическую таблицу.
Освободительная борьба украинского народа с Речью Посполитой

Текст из учебника
Богдан Хмельницкий обращался за поддержкой и в Стамбул, и в Москву. Помощь Украине означала войну с Речью Посполитой, и царь Алексей Михайлович долго колебался в вопросе поддержки Хмельницкого. Только в 1653 г. Земский собор постановил: принять Украину в подданство российского государя и «против польского короля войну весть».
На Переяславской раде в январе 1654 г. гетман, казацкая старшина и войско присягнули на верность российскому царю. Царь Алексей Михайлович в марте 1654 г. утвердил привезённый послами гетмана проект договора и «жалованную грамоту» новым подданным. Украина принималась «под высокую государеву руку», но при этом сохраняла 60-тысячную казацкую армию, административное деление на полки и сотни, выборность гетмана и других должностных лиц, суд по своим законам, сословные права казаков, горожан и духовенства. Русский гарнизон вводился только в Киев. Гетман имел право вступать в дипломатические отношения с другими государствами (за исключением Речи Посполитой и Османской империи), сообщая в Москву о содержании переговоров.
3. Вхождение Украины в состав России
— Работая с п. 3 § 23 учебника, заполните хронологическую таблицу, отражающую события завершающего этапа вхождения Украины в состав России.

Текст из учебника
В 1654 г. началась война России с Речью Посполитой. Казацкие и русские полки вместе воевали на территории Украины и Белоруссии, но интересы московского правительства и казацкой верхушки-«старшины» не совпадали. Сам Богдан Хмельницкий был недоволен заключённым Россией в 1656 г. перемирием с Речью Посполитой и хотел создать антипольский союз Швеции, Украины, Молдавии и Трансильвании.

После смерти Богдана Хмельницкого (1657) в его окружении началась борьба за власть. Новый гетман Иван Выговский заключил в 1658 г. договор с Речью Посполитой, согласно которому Украина (под названием «Великое княжество Русское») входила как третья равноправная сторона в унию Польши и Литвы.
В июне 1659 г. вместе с крымскими татарами, польскими отрядами и наёмниками-иностранцами Выговский разбил московское войско под Конотопом. Однако союз с татарами и поляками вызвал раскол среди запорожских казаков. На Украине началась гражданская война, в ходе которой гетман и казаки не раз меняли политическую позицию. Иван Выговский бежал в Польшу, его преемник — сын Богдана Хмельницкого Юрий — по договору 1659 г., заключённому с Россией, не имел права воевать без разрешения царя и соглашался на размещение русских гарнизонов в украинских городах. Но в 1660 г. Юрий Хмельницкий заключил с польским королём договор, по условиям которого Украина возвращалась в состав Речи Посполитой. Однако казаки, проживавшие на левом берегу Днепра, не признали этого договора. Украина раскололась на Левобережную и Правобережную части.
В 1667 г. согласно Андрусовскому перемирию Левобережная Украина присоединялась к России, а Правобережная оставалась под контролем Речи Посполитой. Новый гетман правобережья Пётр Дорошенко пытался объединить обе стороны Днепра под властью турецкого султана, но, приведя на Украину турецкие и крымские войска, потерял поддержку населения и в 1676 г. сдался ставленнику Москвы гетману Ивану Самойло- вичу.
В 1687 г. гетман Иван Мазепа подписал с Москвой договор, по которому Украина признавалась подвластной не гетману, а «царского величества самодержавной державе». А в 1688 г. украинская православная церковь была подчинена патриарху Московскому и всея Руси.
Итоги:
В ходе национально-освободительного восстания 1648 г. на Украине возникло новое казацкое государственное образование — Войско Запорожское.
Но тяжёлая война и разорение территории подрывали его мощь, а соседство сильных держав заставляло казацкое руководство искать сильного покровителя.
Руководитель восстания и гетман запорожских казаков Богдан Хмельницкий сделал выбор в пользу России. Российскому государству, принявшему в свой состав Украину, пришлось вести длительную войну с Речью Посполитой.
Украина «под рукой» российского государя сохраняла своё войско, администрацию, законы, городское самоуправление.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
Подведем итоги нашей работы на уроке.
Какие цели вы ставили перед собой?
Достигли ли вы их?
Что узнали нового?
Кто, по вашему мнению, работал на отлично?
Кто был недостаточно активным?
С каким настроением вы закончили урок?
Домашнее задание
1.Прочитать § 23.
2.Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравнивав размышляем» на с. 74 учебника (на выбор).
Используя отрывки из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (или фрагменты из одноимённого художественного фильма), сделайте выводы о правилах и законах, которые бытовали среди запорожских казаков. Дайте им оценку. Напишите (в тетради) отзыв о книге или фильме.
Используя дополнительную литературу и Интернет, соберите материалы о Богдане Хмельницком. На их основе подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) об этом историческом деятеле. Сделайте выводы о его человеческих качествах.
На основе текста параграфа, дополнительной литературы, материалов Интернета докажите добровольность вхождения Украины в состав России в 1654 г. Результаты выполнения задания оформите в виде короткого эссе в тетради.
Термины:
Голытьба — беднейшая часть запорожского и донского казачества. Реестровые казаки — часть украинских казаков, принятая на службу польским правительством и внесённая в особый список — реестр.
Униат — последователь церковной унии.