СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 5 классе "Победа Рима над Карфагеном"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории Древнего мира в технологии деятельностного метода для класса, обучающегося по ФГОС ООО. Тип урока- урок открытия нового знания. Прилагается презентация, сопровождающая открытие нового знания и процесс осуществления рефлексии учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Урок Победа Рима над Карфагеном»

Модель урока в технологии деятельностного метода по истории Древнего мира

(5 класс, ФГОС ООО)

Тема урока «Победа Рима над Карфагеном»

Автор УМК Вигасин А.А.

Тип урока - урок открытия нового знания


Этапы

урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельности учащихся

I.

Мотивация к учебной деятельности

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

-Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас на своем уроке.

- Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки.

- Что из себя первоначально представляло Римское государство?

- За счет чего Римское государство расширилось?

- Сегодня мы с вами продолжим разговор о военных походах древних римлян. Тема нашего урока «Рим-покоритель Карфагена»

- Что мы сегодня узнаем, исходя из темы урока?

- Найдите на карте с. 228 Карфаген и его владения. Где они располагались?

- Вы знаете, ребята, источниковеды выяснили, что Карфаген был богатой сильной державой с хорошо обученной и подготовленной армией.

- Какой вопрос невольно напрашивается?



- Мы должны выяснить причины победы римлян в войне с Карфагеном (цель урока).

- Можете ли вы предположить то, что было причиной победы.


- Наша задача – проверить версии.



- Древнейшему Риму.



- Город-государство.



- Рим завоевывает Италию.







- Узнаем о победе Рима над Карфагеном.

- На севере Африки и на Пиренейском полуострове.








- Почему же сравнительно еще небольшой Рим смог подчинить такое сильное государство?





- Версии (сильное войско, опытные полководцы, наличие союзников).

II.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.


- Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?







- Рассказ учителя о ходе первой Пунической войны и ее итогах.

- Что мы выяснили?

- Но ведь из темы урока мы знаем, что Рим победит Карфаген.

- Я предлагаю вам познакомиться с историческим источником. Сохранилась переписка римского полководца Сципиона с консулом Тиберием, где говорится о победе римлян над карфагенянами.

- Как вы думаете, можно ли считать описанные причины победы единственными и объективными?

- Я предлагаю вам проверить ваши предположения, поработав с текстом учебника

- Спланировать свою деятельность (каждый ученик прописывает в тетради план деятельности)

1. Выяснить особенности римской армии.

2. Познакомиться с ходом войн с Карфагеном.




- Карфаген победил римлян.

- Значит, в последующих войнах победят римляне. Нам надо выяснить причины.

- Работают с источником

(прилагается).







- Нет, Сципион мог просто хвастаться. Причины следует искать глубже.


-п.3 параграфа 46 – 1 вариант

- п.3 параграфа 47 – 2 вариант


III.

Выявление места и причины затруднения

Где и почему возникло затруднение?

Что сделать для преодоления затруднения?


- Какое задание вы должны были выполнить?



- Ребята, почему вы испытали затруднение?

- Найти причины победы римлян над Карфагеном во второй Пунической войне.

(Четко выделить не могут)

- Слишком большой текст.

IV.

Построение проекта выхода из затруднения

Определение конкретных действий выхода из затруднения

- Что поможет нам справиться с большим текстом.

- Если в войне одни побеждают, а другие пригрывают, где следует искать причины победы?

- У кого была сила, кто проявил слабость?

- Выделить критерии.


- В силе одних и в слабости других.



- Сильные стороны римлян, слабые стороны карфагенян.

Это и будут наши критерии.

V.

Реализация построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий, формирование способности к его применению

- Как быстрее найти информацию для заполнения сравнительной таблицы?


Сильные стороны римлян

слабые стороны карфагенян




- Учитель предлагает вновь обратиться к карточке в тетради «Правила работы в парах»

1. Работать должны оба

2. Один говорит, другой слушает.

3. Если не понял, переспроси.

4. Свое несогласие высказывай вежливо.

- Давайте поработаем в парах, так будет легче.

(п.3 параграфа 46 – 1 вариант, п.3 параграфа 47 – 2 вариант)


VI.

Первичное закрепление во внешней речи.

Усвоение нового способа действия- внешняя речь

- Проверим, что у вас получилось


- Прежде чем проверить, как вы усвоили новый материал, я предлагаю вам отправиться на родину Ганнибала, в Африку

(игра «Африканский дождь»)

- Озвучивают результаты заполнения таблицы (учитель корректирует).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интерриоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.


- Некоторые исторические источники дошли до нас полностью, а некоторые стерлись в отдельных местах со временем. Предлагаю вам восстановить текст такого источника.

- Заполняют текст с пробелами (прилагается).

Проверка по образцу (слайд презентации).

VIII.

Включение в систему знаний и повторение

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного


- Так что же было причиной победы римлян над пунами?


- Как вы думаете какой территорией будет владеть Рим после подчинения Карфагена?

- Да, Рим станет хозяином Западного Средиземноморья.

- Скажите, где мы будем применять полученные знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему?


- Что можно предположить о дальнейших планах Рима?

- Называют причины победы.


- Западным Средиземноморьем.





- Мы будем пользоваться ими для выяснения дальнейшей судьбы Рима.




- Рим, наверное, пожелает захватить все Средиземноморье.

IX.

Рефлексия учебной деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

- Что необходимо сделать, прежде чем закончим урок?

- Что нового вы узнали на уроке?


- Какую цель поставили?



- Вы достигли поставленной цели?

- В чем было затруднение?


- Как вы открывали новое знание?

- Что вам помогло открыть новое знание?

- Какие качества помогли вам добиться цели?


- Заполните, пожалуйста, таблицу в тетради для рефлексии.

- Домашнее задание – параграф 47, подготовить сообщение о первой морской победе римлян (по желанию)

- Подвести итоги нашей работы.

- Рим победил Карфаген и стал хозяином Западного Средиземноморья.

- Выяснить причины победы Рима над Карфагеном во второй Пунической войне.

- Да.


- Выбрать главное из большого текста.

- Планировали свои действия.

- Умение выбрать главное, существенное в тексте.

- Внимание, настойчивость, умение работать в паре.



Письмо Сципиона Тиберию

«Дорогой Тиберий, знаешь ли ты, почему нам удалось разбить непобедимого Ганнибала? Напрасно он радовался, зажав нас в тиски при Каннах с помощью своего знаменитого полумесяца. Хотя его и поддерживали жители покоренных нами территорий, но планы его не сбылись. Он, конечно, смог бы включить наше государство в свой состав, если бы не мой мудрый план! Это я вынудил Ганнибала после многолетнего отсутствия на Родине покинуть Италию, высадив свои легионы в Африке. Не мог он отсиживаться вдали от своих родных, оставив их в беде. Тут-то я его и разбил!»


Причины победы римлян над карфагенянами во 2 Пунической войне

Сильные стороны римлян

Слабые стороны карфагенян

- перестройка трех линий легиона

- наемная армия Ганнибала

- умение строить укрепленный лагерь

- отсутствие поддержки народов Италии, подчиненных римлянами

- хорошее знание своего дела каждым воином

- затяжной характер войны (15 лет)

- жесткая дисциплина в армии


- избежание решительных сражений после поражения при Каннах


- стойкость и решимость римлян


- смелый план Сципиона




Текс с пробелами

(красный цвет- пропущенные слова)

Первая Пуническая война, хотя и закончилась захватом Римом острова Сицилия, не решила вопроса о господстве в бассейне Средиземного моря. Римляне начали готовиться к новой войне с Карфагеном, они намеревались вторгнуться в Северную Африку. Однако эти планы неожиданно разрушил молодой и талантливый полководец пунов – Ганнибал. Он начал поход из Испании, вторгся в Италию с севера, пройдя через горы Альпы. Разбив римлян в 216 г. до н.э. в битве при Каннах, он течение 15 лет вел затяжную войну в Италии. Римские легионы пополнялись новыми воинами. Они обучались перестраиваться в три линии. Каждый воин знал, что ему нужно делать в укрепленном лагере. Армия славилась своей дисциплиной. А наемные воины Ганнибала, грабя завоеванные территории Апеннинского полуострова, заставили местных жителей подниматься на борьбу. Армия Ганнибала слабела. И тут он узнал страшную весть, что римское войско под командованием Сципиона высадилось в Африке. Ганнибал поспешил на Родину. В 202 году до н.э. он потерпел поражение близ города Зама. По мирному договору Карфаген лишился всех владений за пределами Африки, отдал Риму флот, боевых слонов, заплатил большую сумму денег. Рим стал хозяином Западного Средиземноморья.


Игра «Африканский дождик»

Все участники встают в круг, им объясняются правила игры: «Я буду показывать разные движения, поворачиваясь по кругу и смотря в глаза каждому участнику. Тот, с кем я повстречаюсь глазами, начинает делать движение, которое я покажу, и не прекращает до тех пор, пока не встретится с моими глазами еще один раз, при этом сменив движение на новое, которое я покажу вновь. Это упражнение должно проходить молча. Вы должны слышать друг друга и всю группу. Постарайтесь услышать, как начинается, усиливается, а потом прекращается дождь.

- Начните щелкать пальцами обеих рук. Все начинают щёлкать пальцами. Это первые капли дождя.

-Закончив первый круг, когда все участники щёлкают пальцами, начните тереть ладони друг о друга – шелест дождя.

-Третий круг – удары по коленям – усиление дождя.

-Четвёртый круг – топот ногами – ливень, гром.

-Затем все движения повторяются в обратной последовательности.

- Последний круг вы делаете, просто опустив руки.

Все должны постепенно прекратить щёлкать пальцами


Таблица рефлексии


Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1. Я запомнил, что явилось причиной победы Рима над Карфагеном




2. Я понял, к чему привела победа Рима над Карфагеном




3. В самостоятельной работе у меня все получилось




4. Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если ошибка была)




5. Я сегодня был активным на уроке




6. Я был внимателен и сосредоточен




7. Я доволен своей работой на уроке





Просмотр содержимого презентации
«Пунические войны»

ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ  (1Пуническая война  264-241 гг. до н.э.)

ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ (1Пуническая война 264-241 гг. до н.э.)

2 Пуническая война  (218-201 гг.до н.э.)

2 Пуническая война (218-201 гг.до н.э.)

Ганнибал

Ганнибал

Карфагеняне в Риме

Карфагеняне в Риме

Римский легион

Римский легион

Причины победы римлян над карфагенянами  во 2 Пунической войне   Сильные стороны римлян  Слабые стороны карфагенян

Причины победы римлян над карфагенянами во 2 Пунической войне

Сильные стороны римлян

Слабые стороны карфагенян

Причины победы римлян над карфагенянами во 2 Пунической войне   Сильные стороны римлян Слабые стороны карфагенян - перестройка трех линий легиона - наемная армия Ганнибала - умение строить укрепленный лагерь - отсутствие поддержки народов Италии, подчиненных римлянами - хорошее знание своего дела каждым воином затяжной характер войны - жесткая дисциплина в армии (15 лет) - избежание решительных сражений после поражения при Каннах - стойкость и решимость римлян - смелый план Сципиона

Причины победы римлян над карфагенянами во 2 Пунической войне

Сильные стороны римлян

Слабые стороны карфагенян

- перестройка трех линий легиона

- наемная армия Ганнибала

- умение строить укрепленный лагерь

- отсутствие поддержки народов Италии, подчиненных римлянами

- хорошее знание своего дела каждым воином

  • затяжной характер войны

- жесткая дисциплина в армии

(15 лет)

- избежание решительных сражений после поражения при Каннах

- стойкость и решимость римлян

- смелый план Сципиона

  • Первая Пуническая война, хотя и закончилась захватом Римом острова ________, не решила вопроса о господстве в бассейне____________ моря. Римляне начали готовиться к новой войне с Карфагеном, они намеревались вторгнуться в Северную________. Однако эти планы неожиданно разрушил молодой и талантливый полководец пунов – _________. Он начал поход из ________, вторгся в Италию с севера, пройдя через горы_______. Разбив римлян в 216 г. до н.э. в битве при _____, он течение 15 лет вел _____________ войну в Италии. Римские _______ пополнялись новыми воинами. Они обучались перестраиваться в _____ линии. Каждый воин знал, что ему нужно делать в укрепленном _______. Армия славилась своей ____________. А __________ воины Ганнибала, грабя завоеванные территории___________ полуострова, заставили местных жителей подниматься на борьбу. Армия Ганнибала слабела. И тут он узнал страшную весть, что римское войско под командованием ________ высадилось в ___________. Ганнибал поспешил на Родину. В _____ году до н.э. он потерпел поражение близ города ______. По мирному договору Карфаген лишился всех владений _______________, отдал Риму_________, боевых_________, заплатил большую сумму денег. Рим стал хозяином _________ Средиземноморья.
  • Первая Пуническая война, хотя и закончилась захватом Римом острова Сицилия , не решила вопроса о господстве в бассейне Средиземного моря. Римляне начали готовиться к новой войне с Карфагеном, они намеревались вторгнуться в Северную Африку . Однако эти планы неожиданно разрушил молодой и талантливый полководец пунов – Ганнибал . Он начал поход из Испании , вторгся в Италию с севера, пройдя через горы Альпы . Разбив римлян в 216 г. до н.э. в битве при Каннах , он течение 15 лет вел затяжную войну в Италии. Римские легионы пополнялись новыми воинами. Они обучались перестраиваться в три линии. Каждый воин знал, что ему нужно делать в укрепленном лагере . Армия славилась своей дисциплиной . А наемные воины Ганнибала, грабя завоеванные территории Апеннинского полуострова, заставили местных жителей подниматься на борьбу. Армия Ганнибала слабела. И тут он узнал страшную весть, что римское войско под командованием Сципиона высадилось в Африке . Ганнибал поспешил на Родину. В 202 году до н.э. он потерпел поражение близ города Зама . По мирному договору Карфаген лишился всех владений за пределами Африки , отдал Риму флот , боевых слонов, заплатил большую сумму денег. Рим стал хозяином Западного Средиземноморья.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!