Урок истории в 6 классе. История Средних веков.
Тема: Возникновение средневековых городов.
Цель:
подвести уч-ся к пониманию причин борьбы городов с сеньорами;
рассмотреть причину возникновения городов в Средневековье;
формирование умений составлять связанный и чёткий рассказ.
Оборудование: учебник Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского «История Средних веков. 6 класс», методическое пособие О.В. Араслановой и К.А. Соловьева « Поурочные разработки по истории Средних веков. 6 класс» ( стр.475), рисунки учащихся с изображением средневековых рыцарей и замков.
Термины: коммуна, городской совет, мэр, бюргеры, цехи, устав цеха, шедевр.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Творческие работы-рисунки. Тем, кто выполнил -по два вопроса по заданной теме, остальные уч-ся отвечают на вопросы теста №7 (стр.475 метод. пособия).
Изучение новой темы.
План:
Изменения в общественной жизни.
Возникновением средневековых городов .
Борьба городов с сеньорами.
Мастерская городского ремесленника.
Цехи-союзы ремесленников.
Вступительное слово учителя.
-Каждый человек наделён особыми способностями -талантом: кто обладает вокальными данными, кто-то склонен к изучению точных наук. Вот так и в Средние века…Крестьяне, изготовляя орудия труда или оружие, посуду или обувь, проявляли свой талант, радуясь своим красивым изделиям и удивляя ими окружающих.
«Умельцы» – знатоки того или иного ремесла накапливали трудовой опыт и передавали секреты мастерства по наследству. Чтобы успешнее заниматься своим делом, ремесленники должны были больше посвящать времени ремеслу, а значит, не могли уже заниматься сельским хозяйством как прежде.
Ремесло могло прокормить умельцев т.к. они имели возможность обменять свои изделия на продукты у крестьян. Но феодальные поборы, отсутствие широкого рынка торговли в деревнях побудили ремесленников расселяться на перекрёстках дорог, вблизи удобных морских гаваней, у стен замков.
Работа с текстом учебника (стр. 102-103)
Рассказ учителя о возникновении средневековых городов (использовать при этом иллюстрации к § 13,рисунки уч-ся)
Запись в тетрадь.
Независимости горожане могли достигнуть двумя путями:
1-й – восстания и долгие войны;
2-й – откуп от сеньора
Словарная работа.
Коммуна (от латинского «общий") – союз горожан для борьбы против сеньора.
Городской совет – избирался горожанами и решал вопросы управления в городе, ведал судом, казной, войском.
Мэр – глава городского совета.
Бург (по-немецки) – крепость, бюргеры – горожане в Средние века.
А) Работа с иллюстрациями учебника (стр. 107).
Вопросы.
-Какие мастерские представлены на данных иллюстрациях?
-Из чего видно, что городское ремесленное производство было:
мелким;
ручным;
основанном на личном труде ремесленника?
Б) Переходя к пояснению вопроса о работе ремесленной мастерской, учитель пишет на меловой доске опорный сигнал:
Р
емесленник-мастер
П
одмастерье
Ученики
Ученики узнают о союзах ремесленников - цехах, о их роли в жизни города.
Словарная работа.
Цехи – союзы, объединявшие мастеров-ремесленников одной специальности проживавших в одном городе.
Устав цеха – правила, обязательные для всех членов цеха.
Шедевр (в Средние века) – лучший образец изделия.
4. Закрепление изученного материала. Рефлексия.
Вопросы (смотреть стр. 110 учебника)
5. Подведение итогов
Домашнее задание: § 13, нарисовать гербы ремесленных цехов (по желанию ученика).