СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Средние века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представления о Средневековье и знакомство с эпохой средних веков, достижениями, особенностями.

 

Задачи:

  1. Сформировать представление учащихся о возникновении городов, о рыцарстве, архитектуре, изобретениях Средневековья, дошедших до наших дней;
  2. Развить мышление, умение рассуждать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы;
  3. Воспитать интерес к истории, потребность сотрудничать, взаимодействовать с товарищами.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Средние века"»


Методическая разработка урока окружающего мира

Тема: Средние века.


Цель урока: формирование представления о Средневековье и знакомство с эпохой средних веков, достижениями, особенностями.


Задачи:

  1. Сформировать представление учащихся о возникновении городов, о рыцарстве, архитектуре, изобретениях Средневековья, дошедших до наших дней;

  2. Развить мышление, умение рассуждать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы;

  3. Воспитать интерес к истории, потребность сотрудничать, взаимодействовать с товарищами.

Формируемые УУД:

познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: учебник ; мультимедийная презентация; опорные слова – вопросы ; текст для работы учащихся (раздаточный материал),

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Хочу пригласить вас сегодня

В Средние века.

Берлин, Амстердам, Копенгаген

Возникли уже тогда.

Учитель. Эпоха Средневековья скрывает много тайн, которые предстоит нам открыть на уроке сегодня.

II. Проверка домашнего задания. Блицопрос.

– С какими историческими эпохами вы познакомились на предыдущих уроках?

 ( Первобытный мир, Древний мир.)

1) Верно, что Египет возник на берегах реки Дон? (нет)

2)Верно, что египтяне писали особыми знаками – иероглифами? (да)

3)Верно, что научиться письму иероглифами мог любой человек? (нет)

4) Верно, что в древности при извержении вулкана был погребён город Рим? (нет)

5)Верно, что гробница фараона – это пирамида? (да)

Молодцы!!!


История не заканчивается, она продолжается. И мы сегодня продолжим путешествие по “ленте времени».

III. Изучение новой темы.

Когда-то в Средние века

Повсюду жили рыцари,

И жизнь была их нелегка

В железной амуниции.

Гордились рыцари собой,

Мечами и доспехами.

Играли рыцари судьбой

И на турниры ехали.

Но вот полтыщи лет назад

Не стало их на свете.

Но так лишь только говорят —

Я не согласен с этим

—А вы согласны? (Выслушать мнения детей.)
Правила этикета (Связать с обычаями осетин)

Учитель. Сегодня на уроке у нас речь пойдет об эпохе, которая продолжалась с V века до конца ХV века. Называется она Средние века, или Средневековье. Слайд.

Средние века охватывают 12 столетий между древним миром и новым временем. Когда речь идет о таком большом временном отрезке, трудно назвать точные даты его начала и конца. Одна эпоха постепенно переходила в другую. Но началом Средневековья принято считать 476 год, когда был свергнут с престола последний римский император и произошло крушение великого государства древности – Западной Римской империи.

Многое изменилось в жизни людей в Средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи, в Европе – выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао.

В Средние века у людей появились фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огнестрельное оружие. Средневековые мореплаватели открыли Америку и Австралию. В Средние века образовались многие государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Италия, Россия. Вот какое интересное время мы называем Средними веками.

Во все времена люди старались осмыслить то, что их окружало, понять себя, человеческую жизнь и смерть. Люди невольно очеловечивали природу. Им казалось, что она полна каких-то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей. Поклоняясь этим силам, люди устанавливали правила жизни. Так появились традиции, обряды, ритуалы.

С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию – монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграло и географическое положение стран, их связи друг с другом. Все шире стали распространяться три основные мировые религии.

Учитель предлагает учащимся прочитать текст на с. 15–17 учебника.Слайд

Ученики читают сообщения приготовленные дома.

Учитель. Какие веры возникли в Средние века?

Ученики. В Средневековье распространяется христианство, возникает ислам и буддизм.

Учитель. Где распространяются эти веры?

Ученики. Христианство – по всей Европе, ислам – на Ближнем Востоке у арабов, буддизм – в Индии, Китае, Японии.

Учитель. Как назывались здания для молитв у людей каждой веры?

Ученики. В христианстве – церкви, соборы. В исламе – мусульманские мечети. В буддизме – буддистские храмы.

Учащиеся рассматривают иллюстрации на с. 16, 17 учебника, сравнивают христианский собор, мусульманскую мечеть и буддистский храм. Слайд.

Учитель (дает сравнительную характеристику мировым религиям). Христианство появилось в I веке в восточной провинции Римской империи – Палестине, где была распространена религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира. Главный источник вероучения – Библия.Слайд.

Ислам (это слово по-арабски означает «покорность») возник в Аравии в VII веке. Основал его пророк Мухаммед. Последователи религии, мусульмане, поклоняются единому Богу – Аллаху. Основы учения изложены в священной книге мусульман – Коране. Слайд.

Раньше возник буддизм. Это было в Индии, в V–VI вв. до нашей эры. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, достигший состояния высшего духовного совершенства. Слайд.

Учитель. Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово «рыцарь».

Учитель демонстрирует рисунок с изображением средневекового рыцаря и предлагает прочитать текст на с. 18–19 учебника.

Учитель. Каким вы представили себе замок? Чем занимались обитатели замка?

Ученики. Хозяин замка охотился, принимал гостей, устраивал пиры, женщины занимались рукоделием.

Учитель дополняет текст учебника. Слайд.

Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть только люди «благородного» происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.

Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений – герцогов, графов, баронов.

Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами (личными слугами) знатных феодалов (землевладельцев) или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось необязательным.

Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец вез доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие.

И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и, конечно, прекрасных дам. Посвящаемый в рыцари должен был встать на колени перед самым знатным из гостей. Тот наносил будущему рыцарю удар ладонью по затылку или щеке.

А чтобы в мирное время не притупилось их военное искусство, рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались турнирами. На турнире два рыцаря скакали навстречу друг другу верхом на конях и, нанося удары длинными копьями, старались выбить противника из седла.

Рыцарь обычно носил ленту, эмблему или платок своей возлюбленной дамы. Это был ее знак. Если рыцарь побеждал, он приносил славу не только себе, но и даме.

Жили рыцари в замках. Замок – это дворец и крепость феодала. Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводились в хорошо защищенных местах: главная башня окружалась валами, рвами, стенами. Суровые, мощные замки с XI–XII вв. становятся более живописными, свободными по планировке, с XIII–XIV вв. превращаются в сложные комплексы построек и, наконец, в дворцовые ансамбли.

Замки знати представляли собой не очень удобные жилища. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника. Короли и знать строили себе замки для защиты от врагов. Слайд.


Учитель. Очень много появилось в Средние века новых вещей.

Учащиеся читают слова: пуговицы, мыло, очки, часы, порох, вилки.Слайд.

Учитель. Верно. Все эти вещи появились в Средние века. Но главным изобретением было книгопечатание. Прочитайте текст на с. 20 учебника.

Учитель. Кто открыл способ, как быстрее и легче создать книги?

Ученики. Этот способ открыл немец Иоганн Гутенберг. Слайд.

IV. Закрепление изученного.

Учитель. Как ученые узнали о жизни людей в Средневековье?

Ученики. В Средние века создавались первые книги.

Учитель. Как изменился облик Европы за время Средневековья?

Ученики. За время Средневековья было построено множество замков, церквей, соборов, мечетей, храмов. Некоторые сохранились до наших дней.

Учитель. Какие религии возникли в эту эпоху?

Ученики. Христианство, ислам и буддизм.

Учитель. Кого называли рыцарем?

Ученики. Рыцарь – воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом.

Учитель. Для чего строили замки?

Ученики. Замки служили надежной защитой.

V. Итог урока. Выставление оценок.