6 класс, урок № 7. Тема «Культура Древней Руси»
Педагогические цели:
способствовать ознакомлению с целостным представлением об историческом пути Руси, соседних народов и государств;
содействовать формированию представлений о культуре Киевской Руси, синтезировавшей в себе культурное наследие восточных славян и соседних народов с византийскими культурными традициями, познакомить учащихся с выдающимися достижениями древнерусской культуры.
создать условия для развития УУД:
применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;
изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России;
Тип и вид урока: комбинированный
Основное содержание темы. Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. Культура Киевской Руси. Письменность и литература. Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство.
Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: Граффити. Базилика. Крестово-купольный храм. Плинфа. Фреска. Мозаика. Летопись. Жития, житийная литература. Берестяные грамоты. Былины
Основные персоналии: Кирилл и Мефодий, Нестор, Иларион.
Межпредметные и внутрикурсовые связи: история Древнего мира: Гомер и его поэмы, наука, образование и культура Древней Греции; Древний Рим: легенды и верования римлян. Культурное наследие Древнего Рима. Средние века: культура Западной Европы в Средние века, культура Византии, создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий, культура стран халифата. Литература: древнерусские былины.