СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 7 классе. "Петр I и его время".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно - обобщающий урок по теме «Россия при Петре I». 7 класс к учебнику История россии А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

Побудить учащихся к проведению самостоятельной эмпирической и поисковой работы с историко – художественной литературой об эпохе Петра великого и его деятельности «государевой».

Сформировать устойчивый интирес к изучению новых фактов и сведений из жизни великой исторической личности русского государства.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории 7 кл»

Афанасьева Марина Геннадьевна.

ГБОУ СОШ пос. Кутузовский

Учитель истории и обществознания.

«Урок истории в 7 классе. Петр I и его время».

Повторительно - обобщающий урок по теме «Россия при Петре I».

Цели:

1.Побудить учащихся к проведению самостоятельной эмпирической и поисковой работы с историко – художественной литературой об эпохе Петра великого и его деятельности «государевой».

2.Сформировать устойчивый интирес к изучению новых фактов и сведений из жизни великой исторической личности русского государства.

Задачи:

- знать исторические факты, касающиеся личности Петр I;

- знать, что такое личность;

- ориентироваться в творческих заданиях.

Оборудование: портреты известных людей эпохи Петр I, карта «Северной войны», презентация, бумага, ручки, цветные карандаши и фломастеры, костюмы театрализованные.

Ход урока.

Слово учителю: Сообщение темы урока. И что мы будем делать на уроке.

«Что такое личность».

Участники игры распределяются на 2 команды.

1. Визитная карточка: название, девиз, приветствие соперникам.

- Детство Петр I.

- Реформы Петр I.

2. Выступление Петр I.

(Театрализованное выступление. Петр I читает указ.)

3. Разминка.

Соотнесите события и даты.

Начало правления Петра I 1700г.

Взятие Азова 1682г.

Начало Северной войны. 1703г.

Полтавская битва. 1714г.

Гангутское сражение. 1696г.

Строительство города Санкт-Петербурга. 1709г.

Учитель:

Был четырнадцатым ребёнком в семье. Сам имел 12 детей, но в живых осталось только двое. В своё царствование увеличил доходы страны вдвое. Создал систему светских школ, ввёл гражданский шрифт. Построил военный и торговый флот. Подписал указ о создании академии наук. Ввёл Россию в ранг европейских держав. Всё это о Петра I. ранг европейских держав. ук. ввёл раны вдвое. создал

000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000

4. Почта.

(Работа с документом). Вставьте в текст пропущенные имена и даты.

После смерти в _________ году царя ______________ новыми правителями стали малолетние____________ и ____________ . Однако фактически власть оказалась в руках их сестры_____________ .В _________ году царевна __________ была свергнута. И отправлена в __________________________ . __________ скончался в _______ году, и ___________ стал единоличным правителем. Первым самостоятельным деянием ___________ стал поход в __________ году на Азов.

Учитель: Отсутствие флота, отставание России от передовых европейских держав, затрудненность торгового и культурного обмена между Россией и другими странами, отсутствие выхода к морю, слабое развитие промышленности. Все это причины ил следствие слабого экономического развития России.

Все эти вопросы были решены Петра I в годы своего правления. Общаясь с иностранцами, Петра I скоро понял, насколько важен для России выход к незамерзающим морям. Через него можно было не только вести более обширную торговлю с другими странами. Но и налаживать с ними культурные связи. Он хорошо осознавал необходимость изучения и использования ценного зарубежного опыта. Давайте сейчас мы вспомним, как это всё происходило

5. Исправьте в тексте не менее девяти ошибок.

Война началась с осады шведами крепостей. Король Дании осадил крепость Нарву, Петр I – Ригу, а Август II – крепость в Северной Германии. Но король Карл Густав последовательными ударами разбил своих врагов: вначале он осадил столицу Августа II Варшаву и заставил его выйти из войны, затем разбил датчан под Нарвой и, наконец, обратил оружие против Петра I, нанёс ему поражение под Ригой.

Учитель:

Вот мы с вами побывали сегодня в гостях у Петр I, участвовали в военных походах, вспомнили соратников Петр I.

А сейчас я предлагаю побывать в гостях у простых людей и узнать, как они поживали в Петровские времена.

6. Рассказ учеников о жизни крестьян и ремесленников.

В гостях у крестьянина.

«Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел», — говорит народная загадка.
Бегает борона по полю, виляя из стороны в сторону, и как гребень голову, прочесывает борона землю: выдирает камешки, выравнивает поле, вычесывает из земли сорные травы. После бороны земля, как пух. Постель мягкая, кольтбель теплая для зерна готова.
Давно всеми признано и доказано, что наша страна земледельческая, а потому самих крестьян или мужиков привыкли на Руси называть хлебопашцами. И в самом деле, нам указана для жизни такая страна на земле, где родятся все виды хлебов.
(Ячмень, рожь, овес, пшеница, гречиха, просо, рис. кукуруза.)
Поэтому там, где селились люди русские, всегда засевались хлебные растения.
— Хлеб да соль! — говорит коренной русский человек, приветствуя всех, кого найдет за столом и едой.
Хлеба кушать! — непременно отвечают ему в смысле: «Милости просим к нашему столу». Этим предложением доказывается наше особенное русское свойство гостеприимства, которое называется хлебосольством.
— Хлеб — всему голова! — уверяют трудолюбивые крестьяне. Ни о чем так не хлопочут, ни о чем так усердно не молятся Богу простые русские люди, как о росте посеянного хлеба.
— Без хлеба не крестьянин.
— Хлеб — на стол, и стол — престол, а хлеба ни куска, и стол — доска.
— Без хлеба не сытно, без него и у воды худо жить.
— Без хлеба — смерть.
— Хлеб — дар божий,
батюшка, кормилец.
Вот что говорил русский народ о колосовых растениях. Вот какое уважение оказывают русские люди этим злакам.
Там, где обильно родится виноград, сеют рис — самое нежное и прихотливое хлебное растение. Стоя почти по самую Верхушку в воде, вырастает оно только в самых теплых местах. На Руси рис был известен под названием сарачинского пшена. В местах, где выпадают снега, рис пропадает. Там возделывают его всегдашнего соседа — кукурузу, не столь нежную и капризную, как рис. На Украине, Молдавии кукуруза приходила на выручку бед- ноте в виде дешевого и сытного блюда, так называемой «мамалыги» — круто затертой и заваренной каши из кукурузной муки.
В тех местах, где климат умеренный, пшеница составляет один из главных предметов земледелия. С нею рядом засевают и полбу — ее близкого родича, и просо. Народ здесь не ест другого хлеба, кроме как пшеничного, а ржаной хлеб можно было достать только у солдат и матросов в казармах: лавки им не торговали. Растет пшеница только в южных губерниях.
Там, где зима побеждает лето, и холод стоит дольше тепла, начинают властвовать матушка Рожь, батюшка Овес и Гречиха — самые любимые хлебные злаки русского народа. Царство ржи тянется далеко, даже по таким землям, где семь месяцев в году лежат глубокие снега. Рожь не боится морозов. Гречиха всегда пользовалась у русского народа большим уважением. Её называли «княгиней». Важное место у людей русских всегда занимал овёс-благодетель. Овёс главного рабочего – лошадку кормит. Чем дольше стоит овёс, тем больше в нем силы. Да и самих хозяев овёс кормит то кашей толокняной, то блинами, то лепёшками. Он лучше всех вынослив.

На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в питании народа, являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица «Каша — мать наша». Готовили кашу на разные лады и в будни, и в праздники.
Самыми распространенными в России крупами для каш всегда были просо, ячмень, овес, гречка, рис. Любимым кушаньем Петра 1 была ячневая каша. Самой почитаемой среди круп считалась гречка. Недаром Россия признавалась первой в мире гречишной державой.






В гостях у ремесленника.

Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами — одаренными людьми, творившими яркое самобытное искусство. Это и зодчие каменных храмов, и создатели народных сказок и песен, и вышивальщицы, и кузнецы, и гончары, и резчики по дереву, и живописцы... В творчестве они отражали чаяния и мечты крестьянина, его видение мира, его духовную жизнь, добро и справедливость, высокие нравственные начала.
Русский крестьянин был не только земледельцем. Исстари занимался он разными ремеслами, которые давали ему неплохой заработок. «Живем не без промысла», — говорили крестьяне. Ремеслом, как правило, они занимались после выполнения сельскохозяйственных работ.
С преобразованиями Петра 1 крестьянское бытовое искусство начинает быстро развиваться. Возможность продать свое изделие на рынке, чтобы. прокормить семью, подталкивала смекалистых крестьян заниматься промыслом. Особенно это было там, где земля дает плохой урожай. Иногда не только семьями, но целыми деревнями занимались крестьяне промыслом.
У некоторых видов народного искусства счастливая судьба.
Это устюжская чернь по серебру, дымковская игрушка, хохлома, гжель и др., они продолжают развиваться и сегодня.
Крестьянские изделия охотно покупали горожане, сами крестьяне и
всякий простой люд. Ведь этот товар ближе, понятней, да и дешевле фабричного. Несмотря на постоянный нажим крупной промышленности, крестьянский промысел удерживал свою популярность. Если продукция переставала нравиться покупателям, смекалистьий ремесленник быстро улучшал её. Это и определял живучесть и конкурентоспособность домашнего производства.
В северных районах на Руси хорошо были развиты промыслы по обработке дерева. В Каргопольском уезде были первоклассны гончары, сапожники, кузнецы. Пермские крестьяне занимались изготовлением мебели.
Творчество было широко развито среди всех российских крестьянок. Не умевшие ткать так и назывались ленивыми неумехами. То же относилось к мужчинам, не умевшим работать топором.
В центральной России крестьяне занимались ложкарным, ваяльным делом, выделкой изделий из лесных материалов. В Саратовской области делали колеса, сапоги, работали с гончарным кругом.
Необычайное разнообразие ремесел было в Московской и примыкающих к ней губерниях. Здесь изготавливали замки, инструменты, керамику, веревки, занимались кружевоплетением, вшиванием. Большим спросом пользовался рогожный промысел по изготовлению добротных мешков, кульков.
Корни домашней крестьянской ремесленной промышленности уходят в глубину нашей истории. Они основываются на неискоренимом трудолюбии русского крестьянина, не умеющего сидеть без дела долгие зимние дни. «долог день до вечера, коли делать нечего», — говорили на Руси.
Так уж сложилось, что в большинстве крестьянских изб кто резал из дерева, кто прял, кто шил, кто мастерил из металла сначала для себя, своей семьи, близких, родственников, а потом уже и на продажу. Немало пословиц и поговорок о ремесленном труде сложилось на Руси.
«Ремесло за плечами не висит (не тяготит)».
«Ремесло не коромысло, плеч не оттянет».
«Ремесло пить, есть, не просит, а само кормит».

Когда Петр 1 заменил все повинности единым денежным налогом, кустарные промыслы стали одним из важных средств для уплаты этого налога.

Учитель: Реформы значительно укрепили российское государство, поставили его в ряд великих европейских держав. Мы продолжаем говорить о преобразованиях Петр I.











7. Впишите в схему недостающие слова.


Органы государственной власти в XVIII веке


?



Синод



Сенат





Тайная канцелярия


?








8. Словарная работа.

• Кутафья

• Брюки

• «Зарубить на носу»

• «Кричать во всю Ивановскую»

• «С красной строки»

• Протекционизм

• Ассамблея

• Меркантилизм

Учитель:

Северная война легла тяжелым бременем на плечи большинства населения страны.
Крестьянство помимо барщины и оброка, было обложено массой новых государственных повинностей и налогов.
Кроме налогов в пользу государства, местные чиновники вводили дополнительные платежи и виды работ «на местные нужды».
Создание регулярной армии потребовало ежегодных рекрутских наборов, отрывавших тысячи крестьян от их хозяйств.
Десятки тысяч крестьян были насильственно направлены на строительство Санкт-Петербурга, возведение укреплений Азова, Таганрога, Троицкого, на постройку Волго-Донского, Ладожского обводного каналов. Многие тысячи людей погибли на этих работах.
Освоение земель Поволжья, Приуралья, Сибири приводило захватам земель у местного населения. Здесь вводили новые налоги, насильственно насаждали православие.
По- прежнему жестоко карались сторонники старообрядческой церкви.
Сильное недовольство вызывало насильственное введение европейских традиций, обрядов и порядков.
На протяжении всего правления царя-реформатора имели место выступления различных слоев населения против власти.

9. Народные потрясения. (Работа с таблицей)

Определить, какое восстание здесь лишнее.

1.Астраханское восстание



2.Восстание Кондратия Булавина


3.Башкирское восстание



4. Восстание Степана Разина



5.Выступление раскольников



6. Выступление «работных людей»




10. Домашняя заготовка.

Команды меняются своими кроссвордами и решают их.

11. Подведём итоги урока.

Поочерёдно называем реформы Петра.

12. Домашнее задание.

Учебник: § 18-19

Рабочая тетрадь: § 18-19, стр. 52 задания №1,3,5














Генерал-фельдмаршал (1701), граф (1706), сподвижник Петра I. С 1681 воевода, участвовал в Крымских и Азовских походах. Во время Северной войны командовал войсками в Прибалтике, на Украине и в Померании, главнокомандующий армией в Полтавском сражении и Прутском походе.

ШЕРЕМЕТЕВ Борис Петрович (1652-1719).


Российский государственный деятель, сподвижник Петра I, светлейший князь (1707), генералиссимус (1727). Сын придворного конюха. Крупный военачальник во время Северной войны 1700-21. В 1718-24 и 1726-27 президент Военной коллегии. При Екатерине I фактический правитель государства. Императором Петром II сослан в Березов (ныне Березово Тюменской обл.).

МЕНШИКОВ Александр Данилович (1673-1729).


Граф, государственный деятель, посол в Османской империи (1702-14). Добился возвращения в Россию царевича Алексея Петровича и руководил следствием по его делу. С 1718 начальник Тайной канцелярии, президент Коммерц-коллегии. С 1726 член Верховного тайного совета. В 1727 выступил против Меншикова, заточен в Соловецкий монастырь.

ТОЛСТОЙ Петр Андреевич (1645-1729).


Родился в Польше. С малых лет оказался пажом у начальника артиллерии Головина, затем перешел к царскому двору. С 1701 г. состоял денщиком при Петре. Во время прутского похода был возведен в генерал – адьютанты. В 1722 году был назначен генерал-прокурором Сената. Благодоря рвению на данном посту, нажил себе много врагов. Получил прозвище «око государево».

ЯГУЖИНСКИЙ Павел Иванович (1683-1736).


Граф, российский государственный деятель. Один из воспитателей и сподвижников Петра I. Руководитель внешней политики, с 1709 государственный канцлер, с 1718 президент Коллегии иностранных дел. В 1726-1730 член Верховного тайного совета, поддерживал императрицу Анну Ивановну.

ГОЛОВКИН Гавриил Иванович (1660-1734).







































ШЕРЕМЕТЕВ Борис Петрович (1652-1719), генерал-фельдмаршал (1701), граф (1706), сподвижник Петра I. С 1681 воевода, участвовал в Крымских и Азовских походах. Во время Северной войны командовал войсками в Прибалтике, на Украине и в Померании, главнокомандующий армией в Полтавском сражении и Прутском походе.



АКТ О ПОДНЕСЕНИИ ПЕТРУ I ТИТУЛА ИМПЕРАТОРА ВСЕРОССИЙСКОГО, 22 ОКТЯБРЯ 1721 г.


В 20 день сего октября, по совету в Сенате обще с духовным Синодом, намерение воспринято, его величество, в показание своего должного благодарения, за высокую его милость и отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования и особливо во время прошедшие шведские войны явить изволил, и всероссийское государство в такое сильное и доброе состояние, и народ свой подданной в такую славу у всего света через единое токмо свое руковождение привел, как то всем довольно известно, именем всего народа российского просить, дабы изволил принять, по примеру других, от них титло: отца отечествия, императора всероссийского, Петра Великого...






МЕНШИКОВ Александр Данилович (1673-1729), российский государственный деятель, сподвижник Петра I, светлейший князь (1707), генералиссимус (1727). Сын придворного конюха. Крупный военачальник во время Северной войны 1700-21. В 1718-24 и 1726-27 президент Военной коллегии. При Екатерине I фактический правитель государства. Императором Петром II сослан в Березов (ныне Березово Тюменской обл.).



ТОЛСТОЙ Петр Андреевич (1645-1729), граф, государственный деятель, посол в Османской империи (1702-14). Добился возвращения в Россию царевича Алексея Петровича и руководил следствием по его делу. С 1718 начальник Тайной канцелярии, президент Коммерц-коллегии. С 1726 член Верховного тайного совета. В 1727 выступил против Меншикова, заточен в Соловецкий монастырь.


ТОЛСТОЙ Петр Андреевич [1645 — 30 января (10 февраля) 1729, Соловецкий монастырь], граф (с 1724), русский государственный деятель, дипломат, сподвижник Петра Великого.



БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, оперативно-стратегическое объединение, часть военно-морского флота России; создан в ходе Северной войны (1700-1721) по замыслу и под руководством Петра I Великого. Первые боевые корабли для Балтийского флота строились в 1702-1703 годах в устье реки Сясь на Ладожском озере и на реке Свирь. В октябре 1702 года гребная флотилия участвовала во взятии крепости Нотебург (Шлиссельбург). Первой эскадрой на Балтийском море командовал вице-адмирал К. Крюйс. В 1703 году была заложена база русского флота на Балтике — Кроншлот (позднее Кронштадт). С 1704 года началось строительство Адмиралтейской верфи в Петербурге, ставшей центром кораблестроения в России. Первыми русскими кораблестроителями были мастера Ф.М. Скляев, Г. Меншиков, И. Рамберг. Подготовка офицерских кадров для флота была организована в 1701 году в Москве в Навигацкой школе. В 1715 году она была перенесена в Петербург под наименованием Академии морской гвардии, с 1752 — Морской кадетский корпус.

Во время Северной войны при содействии русского флота на Балтике были взяты Выборг, Ревель (Таллин), Рига, Моонзундские острова, Гельсингфорс, Або; на море были одержаны победы при Гангуте (1714), Эзеле (1719), Гренгаме (1720). В 1723-1726 годах Балтийским флотом командовал генерал-адмирал Ф.М. Апраксин. В 1724 году Балтийский флот имел 141 парусный боевой корабль и несколько сот гребных судов.


ЯГУЖИНСКИЙ Павел Иванович (1683-1736), граф, российский государственный деятель и дипломат, один из ближайших помощников Петра I, генерал-прокурор Сената.



ГОЛОВКИН Гавриил Иванович (1660-1734), граф, российский государственный деятель. Один из воспитателей и сподвижников Петра I. Руководитель внешней политики, с 1709 государственный канцлер, с 1718 президент Коллегии иностранных дел. В 1726-1730 член Верховного тайного совета, поддерживал императрицу Анну Ивановну.











О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков.

1705 г.

 

На Москве и во всех городах, царедворцам и дворовым и городовым и приказным всяких чинов служивым людям, и гостям и гостиной сотни и черных слобод посадским людям всем сказать; чтоб впредь с сего его великого государя указа, бороды и усы брили. А буде кто бород и усов брить не похотят, а похотят ходить с бородами и с усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей, по 60 рублей с человека; с гостей и с гостиной сотни первой статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причетников, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека на год. И давать им из приказа Земских дел знаки; а для тех знаков и для записки приходить им в приказ Земских дел без мотчания, а в городах в приказные избы, а те знаки носить им на себе; [C. 282] и в приказе Земских дел и в городах в приказных избах учинить тому записные и приходные книги; а с крестьян имать везде по воротам пошлину, по 2 деньги с бороды, по вся дни, как ни пойдут в город и за город, а без пошлин крестьян в воротах, в город и за город, отнюдь не пропускать. И о том для ведома по воротам с сего великого государя указу прибить письма, а в города к воеводам послать его великого государя грамоты, а к бурмистрам памяти, а в Разряд о посылке послушных грамот, а в ратушу к бурмистрам о посылке ж послушных указов послать памяти, с подкреплением: буде они воеводы и бурмистры, станут в том чинить кому поноровку и им воеводам за то быть в опале, а бурмистрам в наказаниях и в разорении без всякой пощады. А буде кто из царедворцев и из градских жителей и из приказных и из посадских людей похочет ходить с бородою, и ему б для взятья знака ехать к Москве и явиться в приказ Земских дел; а в сибирские и в поморские города знаки послать с Москвы.












Соотнесите события и даты.

Начало правления Петра I 1700г.

Взятие Азова 1682г.

Начало Северной войны. 1703г.

Полтавская битва. 1714г.

Гангутское сражение. 1696г.

Строительство города Санкт-Петербурга. 1709г.


Соотнесите события и даты.

Начало правления Петра I 1700г.

Взятие Азова 1682г.

Начало Северной войны. 1703г.

Полтавская битва. 1714г.

Гангутское сражение. 1696г.

Строительство города Санкт-Петербурга. 1709г.


Соотнесите события и даты.

Начало правления Петра I 1700г.

Взятие Азова 1682г.

Начало Северной войны. 1703г.

Полтавская битва. 1714г.

Гангутское сражение. 1696г.

Строительство города Санкт-Петербурга. 1709г.



Исправьте в тексте не менее девяти ошибок.


Война началась с осады шведами крепостей. Король Дании осадил крепость Нарву, Петр I – Ригу, а Август II – крепость в Северной Германии. Но король Карл Густав последовательными ударами разбил своих врагов: вначале он осадил столицу Августа II Варшаву и заставил его выйти из войны, затем разбил датчан под Нарвой и, наконец, обратил оружие против Петра I, нанёс ему поражение под Ригой.



Исправьте в тексте не менее девяти ошибок.


Война началась с осады шведами крепостей. Король Дании осадил крепость Нарву. Петр I – Ригу, а Август II – крепость в Северной Германии. Но король Карл Густав последовательными ударами разбил своих врагов: вначале он осадил столицу Августа II Варшаву и заставил его выйти из войны, затем разбил датчан под Нарвой и, наконец, обратил оружие против Петра I, нанёс ему поражение под Ригой.




Исправьте в тексте не менее девяти ошибок.


Война началась с осады шведами крепостей. Король Дании осадил крепость Нарву. Петр I – Ригу, а Август II – крепость в Северной Германии. Но король Карл Густав последовательными ударами разбил своих врагов: вначале он осадил столицу Августа II Варшаву и заставил его выйти из войны, затем разбил датчан под Нарвой и, наконец, обратил оружие против Петра I, нанёс ему поражение под Ригой.









Впишите в схему недостающие слова.


Органы государственной власти в XVIII веке


?



Синод



Сенат





Тайная канцелярия


?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!