СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 9 классе " Жизнь советских людей в 1953-1964 гг. Семь К Никиты Сергеевича Хрущева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка урока истории  в 9 классе по хрущевской эпохе.  Учащиеся обобщают, повторяют и закрепляют знания по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 9 классе " Жизнь советских людей в 1953-1964 гг. Семь К Никиты Сергеевича Хрущева"»

«Жизнь советских людей в 1953 – 1964 годах. Семь «К» Никиты Сергеевича». Класс -9

Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся об основных реформах Хрущева в различных сферах жизни; определить особенности жизни советских людей в 1953 - 1964 гг.; основные черты и характер хрущевского десятилетия; продолжить формирование умений анализировать, обобщать, сравнивать, работать с источниками , документами, кинодокументами, оценивать события эпохи.

Оборудование урока: У правой стены кабинета - небольшой уголок хрущевской квартиры с предметами быта, собранными учащимися: стол, накрытый вышитой скатертью, статуэтки; журналы «Огонек», произведения В.И.Ленина; вышитые работы, пластинки, вязаный половик, гитара, магнитола, материал для фотоколлажа, фрагмент кинофильма «Карнавальная ночь».

Приглашенные: ветеран труда Тупилкина К.Ф., Давыдова М.И.

План урока:

1. Основные события страны 1953 - 1964 годов.

2. Социально - экономическая политика и положение колхозников.

3. Промышленность, жизнь и быт горожан.

4. Повседневная жизнь, быт и успехи жителей села Новополеводино.

5. Художественный и музыкальный образы хрущевского десятилетия.

Ход урока

1. Оргмомент. Сегодня мы с вами завершаем изучение раздела «Первые попытки десталинизации СССР в 1953 - середине 60-х годов». Нам известно, что истоки многих сегодняшних процессов и событий лежат в том десятилетии, когда у власти стоял Никита Сергеевич Хрущев.

I. Политическая жизнь страны. Демонстрация фрагментов х/ф «Карнавальная ночь»

Вопросы: 1. Как можно определить настроение и чувства советских людей, встречающих Новый год? 2. Какие политические события обусловили надежду на свободу и счастье?

(Учащиеся рассказывают об амнистии, о возвращении людей из тюрем, о реабилитации многих миллионов людей, жертв политических репрессий и целых народов, о разоблачении культа личности Сталина на XX съезде КПСС, 1956 год)

II. Сельское хозяйство. А теперь давайте дадим характеристику сельскому хозяйству. Сообщение учащегося Резникова В. о реформах СССР в области сельского хозяйства.

Задание: По ходу ответа одноклассника оценить реформы Н.С.Хрущева в области сельского хозяйства. Для этого в тетради составить динамическую таблицу. Таблица на доске: Реформы (меры)

Последствия подъем сельского хозяйства

освоение целины увеличение количества продуктов питания

кукурузная эпопея продовольственный кризис

повышение заработной платы

установление пенсий

введение паспортов для колхозников

введение материальных стимулов

расширение личных подсобных хозяйств, а затем их ограничение. А как жили сельчане, крестьяне? Давайте про это послушаем сообщение( Сообщение Париновой К.). А как жили люди нашего совхоза "Зоркинский" в 1953-1964 гг.? Слово предоставляется ветерану труда, жительнице нашего совхоза Тупилкиной К.Ф., и Давыдовой М.И.) Ребята, у кого есть вопросы?

Вывод: Проводимые меры в области сельского хозяйства были непоследовательны, противоречивы и неоднозначны, что приводило к отрицательным последствиям.

III. Промышленность. Итак, давайте с вами посмотрим, а как развивалась промышленность в СССР в годы правления Н.С. Хрущева. Что представляла собой промышленность и быт людей?

3.1.Сообщение учащегося Утигалиева Д. о реформах в области промышленности

А как жили горожане в это время? 3.2.Сообщение учащегося Ислямова А. о жизни и быте горожан в хрущевскую эпоху.

Какие реформы были проведены в области образования? Кто знает? Сообщение учащейся Жиналиевой А. о реформах в области образования

3.3. Учащимся предлагается выполнить задание: Выписать в тетрадь основные достижения в области промышленности, изменения в жизни людей.

массовое строительство благоустроенного жилья

введение семичасового рабочего дня

снижение пенсионного возраста

запуск искусственного спутника Земли

первый полет человека в космос

создание атомных станций

строительство атомного ледокола «Ленин»

введение всеобщего 8-летнего образования

Вывод: Советские люди испытывают радость за успехи в промышленности, за огромные достижения в области науки и техники, гордость за свою Родину, надежду на светлое будущее, которое построят - коммунизм.

IV. А давайте обратимся к жизни нашего села в хрущевский период. История с. Новополеводино в 1950-1960 годы

Сообщение учащегося о нашем селе в 1950 - 1960 годы (Рамазанова Залина)

Задание: Выписать в тетрадь основные достижения социально - экономического развития села в 1950 - 1960 годы.

1954- освоение целинных и залежных земель, приезд новых жителей села, которые в связи с целиной остаются на постоянное место жительство.

1954 -1968- строительство конторы, пекарни, почты, столовой

1967 - жилищное строительство, 3- двухэтажных кирпичных дома

1968 - введен в эксплуатацию сельский клуб

1958 - в школе вводится производственное обучение

1961-строительство новых домов по Центральной улице

1962- совхоз становится одним из самых крупнейших хозяйств в районе

Какой вывод можно сделать? Вывод: жители работают с энтузиазмом, радостно встречая новые успехи в строительстве и достижения совхоза "Зоркинский" в животноводстве и растениеводстве.

V. Духовная жизнь общества. Инсценирование сценок из жизни(вопросов и ответов.)1. Спрашивают:- Нужна ли в русском языке буква «М»? Отвечает:

- Не нужна. Мяса нет, маргарина нет, молока нет. Маленкова нет, Молотова тоже нет. Остался один Микоян, и тот не русский.

2. - Почему у нас такие перебои в снабжении мясопродуктами?

Мы идем к коммунизму настолько быстро, что скот не поспевает за нами.

3. Спрашивают: - Почему нет обуви в магазинах?

- Потому что босиком легче догнать и перегнать Америку.

4. - Какая разница между Хрущевым и ракетой - носителем?

- Ракета - носитель сперва поднимается вверх, а затем разгоняет спутник, а Хрущев сперва разгоняет спутников, а затем поднимается вверх.

5.- Почему Хрущев отказался ввести шестичасовой рабочий день?

- На просьбу рабочей делегации он ответил: «Потому что вы и так работаете полдня, а вторую половину анекдоты обо мне рассказываете».

6. -За что сняли Хрущева?

- За семь «К»: культуру, коммунизм, кукурузу, Китай, краснобайство, Кубинский кризис и кузькину мать.

Вопросы: 1. Какая черта времени проявилась в анекдотах особенно ярко?

( свобода, демократия) 2. Какие чувства и настроения отразились в анекдотах? ( в условиях демократии усиливается недовольство политикой Хрущева)

Учитель: Настроения людей и характер эпохи передают наиболее ярко и точно поэзия и музыка. Давайте послушаем некоторые самые значительные фрагменты из нее. ( Звучат песни и стихи поэтов)

Задание: Определите характер песен, стихов, настроение и чувства советских людей.

Мы все привыкли кое-как

Трудиться - так нас приучили.

И в результате - часто брак

И бедность, что мы заслужили.

Царит посредственность везде,

Зажав таланты жадной пастью.

Уселись в тепленьком гнезде

Торговки вместе с местной властью.

А бюрократ всегда готов

Вильнут хвостом, когда угроза.

И бьется бедненький Хрущев

С такою кучею навоза. В.А.Попов, самодеятельный поэт, 1963 г.

(Звучит попурри популярных песен 1950 - 1960 годов)

VI. Заключение. Учащимся предлагается сделать фотоколлаж эпохи хрущевского времени. А затем они комментируют коллаж (художественный образ ) десятилетия, указывая главные черты и особенности хрущевского десятилетнего правления.

Учитель: Г.Попов сказал о деятельности Хрущева, что это уникальная энциклопедия гигантского количества интереснейших экспериментов. Только годы революции могут сравниться с этим по богатству опыта, но в этой энциклопедии два тома: в белой и черной обложках… Почему?

Вопрос: Что вы обернете в черную или белую обложки? Какие его деяния занесете в список того или другого цвета?

2. А сейчас я прошу Вас по итогам нашего урока составить таблицу «Основные черты хрущевского десятилетия»

Сфера Позитивные черты Негативные черты

Политическая Десталинизация Демократизация Культ личности

Экономическая Создание основ индустриального общества

Продовольственный кризис

духовная Оттепель Партийно - государственный контроль

(Проверка фронтально)

Итог урока: Вот и подошел к концу наш урок и закончить его я хочу словами Никиты Сергеевича Хрущева: «Я знаю, все будут говорить по-разному. Одни освобождение людей вспомнят, другие - кукурузу, третьи - жилищную политику, четвертые - когда я, когда с мясом стало плохо, начал с абстракционистами бороться. Все было. Но самое главное - все мы, весь народ, и те, кто был там, за проволокой, и те, кто трясся от страха здесь, по другую сторону проволоки, все мы глотнули другого воздуха. Это главное. Это теперь так просто у народа не отнять. Это не пропадет, прорастет».

Домашнее задание: Перестройка 1980 - 1990 годов близка по духу хрущевской оттепели" и напишите небольшое рассуждение по данной теме. Какие уроки мы можем вынести из хрущевского десятилетия?

Всем спасибо за урок. Всего доброго, до свидания!